От Уналашки до Ситки: 95 лет Русской Америки

russian-america

Любители дешёвого политического пиара часто любят порассуждать о возвращении России Аляски или русской Калифорнии. Мол, продали по глупости, договор оформили не так, деньги не все доплатили, отдавайте назад. Недавно ещё оказалось, что у РПЦ по-прежнему есть права на владение одним из американских островов близ Аляски. При всей абсурдности подобных заявлений, определённая фантазия о возвращении Аляски живёт в умах русского народа. Вероятно, это неспроста, ведь история русского исследования и освоения Америки насчитывает несколько веков, и почти век, 95 лет, здесь существовали русские города. Сейчас это дела настолько минувших дней, что современные граждане России даже не представляют масштаб русского наследия, оставшегося в регионе. Не помнят, не знают, а всё равно мечтают. Вот такой народ, эти русские.

Поговорим о том, как они осваивали Русскую Америку.

banner-polyakov

Меха и резня

Алеутское горловое пение

По некоторым данным, первое русское поселение на Аляске, Кынговей, существовало с середины XVII века. Будто бы более поздние исследователи Аляски встречали племя чукч, среди которых жили «бородатые мужчины, молящиеся иконам». Среди историков и археологов ведутся споры, существовало ли оно на самом деле, так что за точку отсчёта Русской Аляски возьмём 1772 год, когда на Аляске было основано первое задокументированное русское торговое поселение — Уналашка, расположенное на одноимённом острове, открытом Витусом Берингом в 1741 году.

ra1

Здесь и на соседнем острове Амакнак проживали племена алеутов, русских же сюда влекла пушнина — «мягкое золото». Торговые суда заходили на острова регулярно, пока в 1763 году алеуты, недовольные высокими податями и физическими наказаниями, наложенными на них русскими колонизаторами, не устроили «Восстание Лисьей гряды». Туземцы сожгли 4 торговых корабля и убили 162 человека. В ответ колонизаторы устроили карательную миссию по алеутским поселениям, убив от трёх до пяти тысяч человек. В целом за первые 30 лет такого не очень дружелюбного соседства коренное население островов сократилось минимум в 3 раза. В подобной жестокости по отношению к местным племенам не было ничего удивительного, достаточно вспомнить историю освоения Америки европейцами. Чтобы быть купцом и колонизатором в столь далёких краях, надо быть жёстким и изворотливым человеком, к тому же туземцы были не крещёные, а значит, толком не считались за людей. К чести царского правительства, стоит отметить, что когда слухи о поборах и жестокостях против коренного населения достигали Иркутска или Петербурга, на Аляску посылались специальные комиссии для расследования подобных злоупотреблений. Пять лет спустя островной порт Уналашка становится основной базой торговли пушниной в регионе, а ещё через 4 года здесь основывается постоянное русское поселение. Ещё через шесть лет, в 1778 году, сюда заглянет экспедиция Кука, которому русские мореплаватели подарят в дорогу карту и которого годом позже съедят аборигены на Гавайях. В течение нескольких десятилетий Уналашка будет своеобразной северной Тортугой, куда будут заходить самые разные путешественники и колонизаторы, нередко вступая в драки, конфликты и совершая грабежи, отбирая чужой товар.

Изначально освоение Аляски и близлежащих островов шло силами разнородных купеческих компаний с малыми судами. Но со временем это стало невыгодно — переходы приходилось совершать на всё большие расстояния, а это влекло за собой увеличение размера кораблей, экипажа и стоимости всех экспедиций. О масштабах добычи говорят цифры — в конце века всего за два года только на нескольких островах Алеутской гряды 20 русских промышленников и 20 алеутов добыли 2,5 тыс. каланов, 40 тыс. морских котиков, 6 тыс. лисиц и 1 тыс. пудов моржовой кости. Из-за роста стоимости и объёмов добычи начался процесс централизации купеческого капитала, который привёл к тому, что осталось всего несколько сильных конкурирующих купеческих компаний.

В 1784 году начинается новый эпизод в освоении Аляски — на остров Кадьяк прибывает экспедиция русской меховой торговой «Северо-Восточной компании» (СВК) под руководством иркутского предпринимателя Григория Шелихова.

ra2

Основывается поселение, внедряются сельскохозяйственные культуры, местных туземцев-эскимосов начинают обращать в православие. Это приводит к тому, что они становятся основной рабочей и военной силой русских колонизаторов. Часть эскимосов даже отвезли в Иркутск для окультуривания и последующего превращения в лояльную колониальную туземную элиту. Первая зима была очень тяжёлой — коренные жители не хотели подчиняться, русские гибли от холода и болезней, не приживались сельскохозяйственные культуры. Это поселение, впоследствии перенесённое и названное Павловской гаванью, стало точкой, откуда экспедиции пошли вглубь континента. Поселение превратилось в один из крупнейших центров добычи шкур морских выдр, что моментально привело к конфликтам с алеутами, почитавшими это животное за священное. Стычки становились всё более серьёзными, пока не был найден выход из ситуации — начать обращение и этих диких племён в христианскую веру, что свело бы конфликты на нет. Через пару десятков лет русские сыграют в развитии алеутской народности большую роль.

Эпизод из многосерийного документального фильма Стивена Фрая «Стивен Фрай в Америке» (Би-би-си) о русском наследии на Аляске.

В 1795 году Александр Баранов, знакомый нам по Гавайской колонизации, наёмный менеджер в «Северо-Восточной компании», доходит до территории Якутат, и в 1796 году основывает там крепость и поселение Новороссийск. Весь населённый пункт в первый год своего существования состоял из острога, избы и двух амбаров. В знак подчинения новым русским хозяевам, Баранов затребовал у проживающих по соседству туземных племён тлинкитов заложников (аманатов). Стоит отметить, что это была стандартная процедура в период освоения Аляски — аманатов брали, чтобы подтвердить добрососедские намерения туземцев. Так, в Якутате аманатом стал сын местного вождя, которого крестили и назвали Фёдором. Первую зиму на новом месте русские колонисты провели в компании местных женщин-аманатов. Большая часть и тех и других умерла от тяжёлых холодов и цинги, но поселение выстояло.

ra3

Параллельно развиваются события и в других частях Аляски. В 1791 году конкурирующая компания купца Лебедева-Ласточкина основывает в центре индейской деревушки, стоящей на берегу названного русскими путешественниками Кенайского залива, крепость Николаевский редут. Это поселение стало вторым постоянным русским поселением на Аляске и первым европейским на этой части континента. Первые пару лет в нём проживало, помимо тысячи индейцев, четыре десятка русских колонистов, позже их число вырастет до сотни. Из этой точки лебедевцы двигаются дальше, вглубь континента — основывают ещё два небольших охотничьих поселения на берегах озера Илиамна и залива Тёнек, а также отправляют экспедицию к берегам реки Юкон. Лебедевцы повторяют ошибку основателей Уналашки — облагают местные племена танаина слишком высокими налогами. Сначала это приводит к мелким стычкам, потом смертям, затем — к уничтожению охотничьих поселений и осаде Николаевского редута. В «битве за Кенай» гибнут больше сотни лояльных индейцев и пара десятков русских, и лишь экстренная помощь от Баранова помогает лебедевцам эвакуировать персонал. Стоит отметить, что Баранов поступил благородно — до этого лебедевцы вытесняли конкурента самыми грязными способами, включая грабежи и даже совместные военные действия в союзе с туземными племенами. Этот провал хоронит экспансию когда-то мощной компании Лебедева-Ласточкина и делает СВК монополистом на континенте. Чтобы закрепить фактическую монополию СВК на Аляске и прекратить купеческую анархию, в 1799 году Павел I издаёт указ, по которому образуется уже известная нам Российско-американская компания.

РАК нужна столица на Аляске — и ей должен стать основанный в 1799 году форт Архангела Михаила, который впоследствии разрастётся в город Новоархангельск (при американцах названный Ситкой).

ra4

И снова русские колонисты сталкиваются с враждебными туземцами — племенами тлинкитов. В 1802 году до того разрозненные мелкие стычки между русскими и воинственными туземцами, стремящимися изгнать чужаков со своей земли и недовольными прошлыми стычками и взятием заложников, перерастают в полноценную войну. Отряд из 600 туземцев дожидается, пока большая часть жителей отправится на промысел, и атакуют форт Архангела Михаила, в котором на тот момент находится всего 15 человек. Их убивают, а крепость сжигают. После этого промысловую экспедицию, состоящую из нескольких десятков русских и полутора сотен алеутов, ловят по дороге домой и полностью уничтожают. В плену у индейцев остаётся около 20 русских женщин и детей, которых чудом спасает подошедший английский бриг. Потеря перспективной столицы становится для РАК тяжелейшим ударом, но и это не всё. Туземцы развивают наступление и начинают продвигаться к острову Кадьяк и в других направлениях, и Баранов вынужден срочно послать военную помощь в Павловскую гавань и Якутат. В следующие 2 года индейцы атакуют отдельные русские разведотряды, пока, наконец, в 1804 году Баранов не решит нанести контрудар и не вернуть поселение под русский контроль.

ra5

В 1804 году Баранов выдвинулся из Якутата в направлении бывшего форта. Его войско насчитывало около тысячи человек, из них полторы сотни — русские колонизаторы. Также у него был целый флот алеутских байдарок и 4 военно-торговых корабля. В годы освоения Америки судьбы русских и иностранных путешественников не раз причудливо пересекались, так вышло и на этот раз. Подойдя к гавани поселения, Баранов встретил бриг «Нева» Юрия Лисянского, который совершал кругосветное путешествие, а позже сыграл роль в колонизации Гавайев. Объединив силы, они начали бомбардировку отстроенной индейцами крепости, и после нескольких обстрелов, неудавшегося штурма, переговоров и истощения припасов, тлинкиты капитулировали. Ценой 24-х жизней над территорией был поднят русский флаг. Вскоре здесь вырастет город Ново-Архангельск, который станет столицей Русской Америки.

_map1

Но война не была окончена. В 1805 году тлинкиты и их союзники уничтожили немногочисленных поселенцев и здания в Якутате и Новороссийске, а сын коменданта крепости Ларионова был взят в плен, в котором провёл следующие 15 лет. До этого основная часть жителей этих поселений попала в бурю и утонула — погибли более 250 человек. В результате города были полностью уничтожены. Это остановило продвижение русских в южном направлении вдоль северо-западного побережья Америки и нанесло ущерб на полмиллиона рублей — серьезные деньги по тем временам. Отдельные инциденты, схватки и нападения продолжались вплоть до продажи Аляски США. В целом можно сказать, что активное противостояние с туземными племенами, уничтожавшими русские поселения, сильно тормозило, а в какой-то момент практически свело на нет исследование и колонизацию Аляски. Ограничившись рядом уже основанных городов, РАК сконцентрировалась на торговле и удержании уже имеющихся владений.

ra6

Помимо этих основных населённых пунктов, русские основали ещё ряд поселений. Так, колонисты Ласточкина заложили рыболовную станцию в местечке Касилоф, из которой позже вырос индейский городок, существующий до сих пор (500 жителей на сегодняшний день). Алеуты, переселённые РАК на остров Сент-Пол для охоты, стали предками жителей ещё одного маленького городка на полтысячи человек. На острове Хичинбрука, где Баранов сражался с тлинкитами и основал перевалочную станцию, и сейчас живёт 5 человек. Несколько промысловых городков с полуторатысячным населением в боро Бристол-Бей также были основаны или окультурены и обращены в православие русскими колонистами. Заложенный в 1834 году бароном Врангелем форт Святого Дионисия стал предшественником городка Врангель на две с половиной тысячи человек. Эти и другие населённые пункты, а также тысячи географических названий с русскими корнями, напоминают нам сегодня об огромном вкладе русских в исследование Аляски.

Строительство, православие и письменность

После битвы за Новоархангельск начинается новый этап в жизни Русской Америки. Американские территории официально переходят в состав Сибирского генерал-губернаторства, отстраиваются выстоявшие в войнах с туземцами города, местные племена окультуриваются и обращаются в православие. Баранов сосредотачивает и концентрирует власть то в противостоянии с русскими промышленниками, то с американскими корабелами, то с туземцами. Последнее — весьма забавно. Рассказывают, что он всячески внушал им мысль о своём божественном происхождении и невероятной силе, приобретя в результате славу могущественного колдуна. Однажды главный правитель узнал о желании двух индейских вождей познакомиться с ним. Нарядившись чудовищем, он принял их, сидя на высоком импровизированном троне в окружении огненных колес фейерверка. Едва взглянув на Баранова, индейцы упали без чувств от неожиданности и страха. Баранов всегда носил под одеждой кольчугу, и иногда заставлял индейцев стрелять ему стрелами в сердце, чтобы продемонстрировать своё бессмертие. В целом, по оценке многих историков, если бы не личность Баранова, умершего в 1819 году, русская Аляска перестала бы существовать ещё в начале XIX века. Его невероятная хватка, хитрость, менеджерские способности и достоинство заложили фундамент для ещё полувекового русского правления на этих территориях.

Русской колонизации пытаются подгадить «американские партнёры», вооружающие туземцев на борьбу с русскими колонистами, в результате чего в 1824 году подписываются Русско-американская и Англо-русская конвенции, официально разграничивающие владения России, США и Британии в Северной Америке, а также устанавливающие правила торговли и добычи ресурсов в регионе. В РАК считали подписанные договоры крайне невыгодными, лояльными к конкурентам и подрывающими основы благополучия компании за счёт торговых преференций и послаблений американцам и англичанам, но ничего поделать не могли.

В 1825 году в Уналашке основывается русская Православная Церковь Вознесения Господня.

ra8

Основатель прихода, митрополит Иннокентий, создаёт при помощи местных жителей алеутскую письменность и переводит на этот язык библию. Начав простым миссионером, Иннокентий построит множество храмов и школ на Аляске, Камчатке и других северных территориях, обратит в веру тысячи людей и, в конце концов, станет митрополитом московским, а в конце XX века будет причислен к лику святых. Разработанная Иннокентием алеутская письменность основана на кириллице с использованием церковно-славянского шрифта. Буквари, библия и богослужебные книги будут издаваться в Петербурге и Новоархангельске, а с продажей Аляски американцам письменность для народности будет потеряна на целый век, до 1970-х годов, когда властями США будет введён латинский алфавит. Помимо этого, в 1848 году русским миссионером Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Основанная митрополитом церковь не дожила до наших дней, сейчас на её фундаменте стоит православная церковь 1894 года постройки. Для её создания были использованы древесина, иконостас и некоторые другие элементы старой церкви. Миссионерство митрополита принесло свои плоды — на данный момент на Аляске насчитывается 90 православных общин с 20 000 прихожан, почти все — представители коренных народностей.

ra7

В 1840-х годах в Новоархангельске идёт активное строительство — закладываются несколько зданий, которые дожили до наших дней и представляют собой яркие образцы русской колониальной архитектуры. Одно из них — дом, административное здание и школа митрополита Иннокентия, главное место силы православного миссионерства на Аляске. Построенный в 1843 году, дом претерпел несколько реконструкций и реноваций, но сохранился до наших дней. Сейчас он является частью Национального исторического парка Ситка. Второй колониальный дом 1850 года постройки, «Русско-американское здание №29», был жилым, а потом коммерческим объектом. Наконец, главной достопримечательностью города является собор Святого Михаила Архангела. Основанный в 1844 году, разграбленный американскими военными после продажи Аляски, сгоревший дотла в 1966 году и отстроенный заново по сохранившимся чертежам, содержащий оригинальную церковную утварь и иконы, этот храм считается одним из важнейших памятников русского присутствия на континенте. В 1976 году на открытии и повторном освящении отстроенного собора присутствовал Солженицын.

_cathedral

Ну а старейшим русским строением, дожившим до наших дней, является склад, построенный в Кадьяке между 1794 и 1802 гг. Одно время он служил жилищем Александру Баранову. В 1920 году новая хозяйка здания, американка, записала воспоминания пожилой жительницы Кадьяка об этом доме:

«Это здание было со мной всю жизнь, с тех времён, когда я была маленьким ребёнком. Тогда это был магазин Российско-американской компании, а мой отец был клерком, приехавшим сюда из России. Каждый день моя мать посылала меня купить здесь чай, сахар или другие продукты. Наконец, я выросла и вышла замуж и, по традиции, наш свадебный танец мы исполнили в этом доме, это был центр всей жизни в Кадьяке, и все наши танцы и социальная активность проходили здесь».

ra9

Годы, последовавшие за подписанием конвенций с англичанами и американцами, не были для русской Аляски безоблачными. Так, изредка случались атаки туземцев, в сороковые-пятидесятые годы, несмотря на расцвет русской Аляски, Уналашка потеряла большую часть населения от эпидемий, туземное население косили завезённые европейские болезни, а добывать пушнину становилось всё труднее, т. к. многие виды животных были поставлены на грань истребления. Помимо этого, в РАК происходили внутренние процессы, в ходе которых изначально купеческий менеджмент сменился на военно-бюрократический, что в конечном итоге привело к деградации экономической эффективности монополии и стало одной из причин продажи Аляски США. Что забавно, экономику подрывала и миссионерская деятельность русской церкви, которая вынуждала колонизаторов отказываться от жёсткой эксплуатации туземных племён (одно дело язычник, другое — православный). Из-за этого между русскими купцами и духовными миссиями нередко возникали серьёзные разногласия. Кроме того, торговлю подрывала конкуренция со стороны британцев и американцев, от которых русские сильно зависели в плане поставок продовольствия и стройматериалов. К тому же американцы стали важным клиентом-перекупщиком пушнины. Осознавая это, конкуренты выторговывали себе ещё большие торговые и транспортные преференции. Присутствовала и религиозная конкуренция в виде католических и протестантских миссионеров, пытавшихся обращать в христианство враждебные русским племена. В то же время в последующие годы, особенно при новых правителях Русской Америки — бароне Фердинанде Врангеле и капитане Адольфе Этолине, здесь развивалась торговля, кораблестроение, росли города, заводы, рынки и плотины, улучшалось здравоохранение и образование, проводились социально-административные и экономические реформы, продвигалось исследование новых земель. Делались первые шаги в золотодобыче. Однако такая кипучая деятельность увеличивала и без того большую стоимость содержания колонии.

Юнона и Авось

Песнопения Кашая Помо

Насколько эпична история русской Аляски, сравнимая по насыщенности с историей иных государств, настолько же коротка, хотя и небезынтересна, история русской Калифорнии, продлившаяся 29 лет. Пока материковая Россия воевала с Наполеоном, на восточных её рубежах продолжались вялотекущие процессы колонизации американских земель. В 1806 году Николай Резанов, один из основателей РАК, на судах «Юнона» и «Авось» отправился в Калифорнию. Изначально его целью было договориться с испанцами о поставке провизии в русские поселения на Аляску. Прибыв в Сан-Франциско, он влюбился и обручился с Кончитой Аргуэльо, дочерью коменданта испанской крепости, а также рекомендовал Баранову осваивать местные плодородные земли. Счастье новобрачных было недолгим — почти сразу Резанов отправился на Аляску, а уже через год умер, так и не повидав свою любовь. Она, овдовев в 16 лет, хранила ему верность следующие 50 лет до самой смерти. Их история любви прошла через века и нашла своё отражение во многих музыкальных и литературных произведениях, в частности, в мюзикле «Юнона и Авось», уже несколько десятилетий собирающем аншлаги в Москве.

Дело Резанова продолжил Александр Баранов, принявший решение об экспансии в Калифорнию и пославший к далёким берегам 4 экспедиции, чтобы подобрать подходящее место. Цель была та же, что и с Аляской — добыча пушнины и налаживание торговых связей. Помимо этого, Баранову нужно было сельскохозяйственное поселение для снабжения северных территорий провизией. В 1812 году русский купец и руководитель экспедиций Иван Кусков в 80 километрах от современного Сан-Франциско основал поселение — укреплённый форпост Росс. Название крепости было выбрано жребием. Формально земля была испанская, но Кусков купил её у реальных хозяев, индейцев племени Кашая Помо, за одежду и несколько сельскохозяйственных инструментов. Первыми жителями нового населённого пункта стали 25 русских и 80 алеутов, прибывших вместе с Иваном на корабле.

ra10

Узнав об основании русского поселения, испанцы предприняли дипломатические попытки выдавить русских с земли, но дело было похоронено в шестерёнках петербургского бюрократического аппарата. Не желавшие конфликта испанцы в ответ ускорили колонизацию окружающих территорий. В 1821 году на карте мира появилась страна Мексика, которая также попыталась выдавить русских дипломатическим путём. На проведённых переговорах мексиканцы предложили признать русское поселение и провести границы в ответ на официальное признание независимости Мексики со стороны Николая I. Последовал отказ, историю опять замяли, в результате, хоть никто и не пытался выгнать русских силой, у Росса так и не появилось официального статуса и границ.

Благоприятное положение Росса использовалось колонизаторами в полной мере, можно даже сказать, что поселение было этакой «силиконовой долиной» своего времени. Русские торговали с индейцами, мексиканцами и испанцами, причём, в отличие от других прибывших в Калифорнию колонистов, с туземцами практически не конфликтовали, а даже дружили. С самого основания поселение было типичным американским котлом наций, при этом со временем их число росло. Здесь жили русские, алеуты, индейцы, креолы, якуты, шведы, финны и полинезийцы. Тут появились первые в Калифорнии верфи, ветряные мельницы, фруктовые сады, виноградники, оконные стёкла, метеорологи. Строящиеся на местных верфях корабли экспортировали. В Россе было эффективное скотоводство, кожевничество, огородничество и производство древесных изделий, включая мебель и повозки. Кроме самого поселения, русские колонисты обладали собственным грузовым портом Румянцев в 30 километрах от Росса.

ra11

Изначально русские высадились именно в Румянцеве, но нехватка питьевой воды и небезопасное месторасположение заставило их двигаться на север. Помимо порта и самого Форт-Росса русские основали охотничью станцию для добычи пушнины на Фараллоновых островах и несколько ферм-ранчо вдоль реки Славянки (сейчас — Russian river).

Интересна история декабриста Дмитрия Завалишина, двоюродного брата поэта Тютчева, который оказался в Россе в 1823 году. Полная авантюризма, подделанных документов, шифрованных посланий и мистификаций, вкратце она выглядит так. Завалишин принадлежал к декабристским кругам, но создал в движении свою собственную законспирированную ячейку — Орден Восстановления, выступавший в 1825 году за истребление царской фамилии и обладающий жутковатым уставом. Позднее, на суде по делу декабристов после ареста в 1826 году, его подозревали в работе на иностранное правительство, впрочем, доказать не смогли. Возможно, он был этаким прото-большевиком, опередившим своё время на 100 лет. Прибыв в Калифорнию, он начал вербовать в Орден Восстановления испанцев и мексиканцев, называя своей целью изгнание США из Калифорнии (ещё одна ниточка, ведущая к английской короне) и присоединение её к России. Судя по сохранившимся документам, он вошёл в расположение к ряду влиятельных калифорнийцев и чуть не сместил руководителя испанской Калифорнии, заменив его своей креатурой. Он пытался заручиться поддержкой императора и вернулся в Петербург, написав письмо, которое произвело на Николая I большое впечатление. Впрочем, позже тот отказался от идеи пророссийского переворота в Калифорнии. Завалишина предполагалось взять на работу в РАК и отправить в Форт-Росс, но его выезд запретил лично император, опасавшийся, что Дмитрий выйдет из-под контроля и испортит все отношения с Англией и США. В 1826 году его арестовали за поддержку декабристов и отправили на каторгу в Сибирь, откуда он вернулся в 1863 году, будучи высланным из Сибири в европейскую Россию (уникальный случай) за антикоррупционные статьи. Основавшись в Москве, он прожил ещё почти 30 лет, участвуя в славянофильской публицистике. Также он написал «Записки декабриста», которые были изданы в Мюнхене в 1904 году — по ним училась уже новая генерация революционеров.

_map2

К 1841 году население колонии составляло около 300 человек. Крепость с торговыми, административными зданиями, казармами, складами, мануфактурами и церковью окружали ещё два десятка жилых домов. После продажи колонии крепость простояла почти нетронутой до 1906 года, когда её уничтожило землетрясение. В 1916 году некоторые здания были восстановлены с использованием деталей оригинальных построек. Наибольший интерес представляет дом Александра Ротчева, последнего начальника крепости. Построенный в 1836 году, он дожил до наших дней, лишь сгоревшую крышу подлатали. Помимо этого, интересны восстановленные часовня Святой Троицы и дом Кускова. Недалеко от форта расположено русское кладбище с могилами 130 колонистов.

ra12

История русской Калифорнии закончилась банально. Земли вокруг уже были освоены другими нациями, статус территории по-прежнему не был определён и признан другими государствами, нужда в поставках сельскохозяйственной продукции на Аляску отпала из-за перехода этой функции к американским корабелам, а пушной зверь был истреблён. К тому же портились отношения с индейцами, население косили эпидемии, а несколько случившихся штормов и бурь нанесли серьёзные разрушения постройкам. В какой-то момент колония стала для РАК убыточной и было принято решение её продать, что и произошло в 1841 году. Через пару десятилетий здесь случилась золотая лихорадка и о продаже очень жалели в Санкт-Петербурге. Впоследствии крепость стала историческим парком, привлекающим множество туристов. Каждый год здесь проходят различные реконструкторские фестивали, сюда приезжают до 150 000 человек. В 2008 году парк едва не закрылся из-за финансового кризиса в Калифорнии, но нашлись небезразличные русские компании и фонды, поддержавшие Форт-Росс. В 2012 году ему исполнилось 200 лет, на юбилей была воссоздана одна из мельниц, существовавших здесь в XIX веке. Племена Кашая живут в округе до сих пор, в их наречии сохранилось около 40 заимствований из русского языка. Недалеко от крепости есть городок с типично американским названием Sebastopol.

репортаж с 200-летнего юбилея Форт-Росса

 Конец русской Аляски

Несмотря на то, что в ходе Крымской войны колония на Аляске осталась нетронутой, поражение 1856 года вызвало у царского правительства сильные сомнения в возможности сохранить Аляску в случае вооружённого противостояния с британской Канадой. Английские, канадские и американские бизнесмены прилагали все усилия, чтобы вытеснить с континента русских — перехватывали рынки сбыта, задирали цены на доставку продовольствия, выторговывали себе различные преференции дипломатическим путём. К тому же популяция пушного зверя падала и колония становилась всё менее прибыльной, и всё это на фоне финансового кризиса на материке. В случае военного конфликта, Россия могла бы потерять всё, поэтому ещё в 1853 году, во время войны, начала обсуждаться идея о продаже Аляски. Угроза захвата колоний толкнула Россию в объятья Америки — США не участвовали в войне и неплохо контактировали с русскими дипломатами. Обсуждение возможной продажи, ревизорские проверки колоний и дискуссии о ликвидации РАК шли все следующие годы. Например, великий князь Константин, анализируя проблему, писал:

«Североамериканские Штаты, следуя естественному порядку вещей, должны стремиться к обладанию всей Северной Америкой, и поэтому рано или поздно встретятся там с нами, и не подлежит сомнению, что овладеют нашими колониями, даже без больших усилий».

В 1865 году был опубликован новый устав РАК, утверждающий её монопольное положение до 1882 года.

ra13

Но проблема её прибыльности никуда не делась, империя вступила в эпоху жесткой экономии и обсуждение продажи продолжилось. Единства по вопросу не было. Так, перед продажей сотрудник МИД Остен-Сакен писал:

«Положение наших американских колоний в мире политических отношений может быть названо особенно выгодным. История расширения тамошних владений русских, английских, американских всего лучше разъясняет нам, почему нас уже давно не вытеснили из Северной Америки. Если ознакомиться с историей постоянного соперничества между Англией и Америкой на северо-западном берегу Америки в течение нынешнего столетия, то становится понятным, каким образом ничтожная власть нашей Компании могла уцелеть подле таких могучих соседей. Этим соперничеством, кажется, только и можно себе объяснить выгодные (сравнительно) трактаты 1824 и 1825 годов, а также конвенцию о нейтралитете во время последней войны. Пока существует нынешний порядок вещей в Северной Америке, едва ли основательно опасаться захвата наших Колоний другой державой».

Два года спустя, по окончании гражданской войны в штатах, вслед за провалом большого коммуникационного проекта — строительства российско-американского телеграфа, Аляска была продана. На секретном совещании у Александра II участники тайного совета единогласно проголосовали за продажу территорий США. Покупатель был выбран не просто так — к концу существования колонии Россия имела весьма благоприятные деловые отношения с США (например, успешно шла торговля льдом с Калифорнией), к тому же империя создавала геополитическую преграду для расширения британской Канады на запад и получала важного союзника. В 1867 году в Новоархангельске была проведена официальная церемония передачи Аляски США. Торжественным маршем прошли русские и американские солдаты, был спущен российский флаг и поднят флаг США. Из города выводилась база тихоокеанской эскадры, административные учреждения и чиновники.

Иеромонах Антоний так описал передачу города американцам:

«Стоящий за Барановской горкой крейсерок начал спускать свой флаг. Со стремнинною быстротою сбежал также и флаг над комендантским домом <…> Один только восьмиконечный крест Архангелова храма отчетливо вырисовывался в своей царственной выси над городом, предгорьем и взморьем. Подходя к Миссии, я услыхал, как дети — иннокентьевские приютяне, пели вечернюю песнь Софрония Иерусалимского Свету Тихому, милостиво еще охраняющему на далечайшем отоке тихого моря великое знамя нашего Православия».

Приход американцев не принёс оставшимся русским колонистам ничего хорошего — их выгоняли из домов, отбирали имущество, городской собор был разграблен. Из живущих на тот момент на Аляске семи сотен русских поселенцев большинство вернулись домой, 15 человек остались и приняли американское гражданство, в основном в Кадьяке, а ещё часть уехала на юг, в Калифорнию. Служившим русским алеутам и креолам также было предложено американское гражданство. Но большинство отказались, за что тоже подверглись гонениям. 1 августа 1868 года США рассчитались за покупку чеком Казначейства США на 7 200 000 долларов, на современные деньги это жалкий 121 миллион долларов. Обналичивание чека оказалось сложным делом, а несколько десятков тысяч долларов пропали в ходе многочисленных транзакций. Продажа Аляски нанесла финальный удар по РАК. Хотя формально она существовала до 1881 года, а дивиденды платила до 1888, де-факто история её закончилась 6 октября 1867 года, в день, когда над Новоархангельском взвился американский флаг.

ra14

Основные города Русской Аляски развились, застроились, выросли в населении и существуют до сих пор. Кадьяк — шестнадцатый по величине город Аляски с населением в 6 тысяч человек. Рядом с ним построили коммерческий космодром KLC, находящийся во владении Аэрокосмической Корпорации Аляски. Уналашка стала тихим городком, в нём живёт 4,5 тысячи человек, примечателен он своим портом и флотом, специализирующимся на ловле королевского краба, а ещё здесь находится одна из 100 лучших школ в Америке по версии Forbes. Ситка — седьмой по величине город штата. Здесь живёт 7 тысяч человек, 25% населения по-прежнему составляют потомки коренных жителей. Большинство из них занято в рыболовной промышленности, а местный порт — шестой по объёму добываемой рыбы в США. На панорамах города незыблемо возвышается собор Святого Михаила Архангела, напоминание о шестидесятилетней истории русского города Новоархангельска.

ra15

ra16

ra17

Крым, далее везде

Этот текст завершает основной цикл статей, посвящённый русским колониям. Мы пронеслись через века и вспомнили, как смельчаки и авантюристы, герои и предатели, простые крестьяне, государственные чиновники и туземцы осваивали земли за тысячи километров от столиц. Русский Гонконг, Порт-Артур, православное Джибути, далёкие солнечные Гавайи, ледяная Аляска и солнечная Калифорния, пляжи Средиземноморья — везде побывали наши великие предки и оставили след в истории.

Позвольте закончить этот цикл небольшим манифестом. Не секрет, что мы стоим на пороге больших перемен, об этом регулярно говорит «Спутник и Погром», ставший предвестником грядущих потрясений. А Крым стал их началом. Политическая, общественная, экономическая, социальная, образовательная и культурная системы страны в кризисе и требуют глубинных реформ. В ближайшие десятилетия решится, станем ли мы загнивающей страной третьего мира, навсегда отстав от ведущих западных и азиатских стран, или, как это уже не раз бывало, по-русски, в последний момент, схватимся за голову и нечеловеческим рывком преодолеем стремительно растущий разрыв между нами и постиндустриальными странами. В этот сложный период нам понадобятся русские люди, ролевыми моделями которых станут герои этого цикла статей. Смелые, умные, отважные, готовые рисковать и идти к цели напролом. Те, для кого нет границ, которые будут строить города, как архитекторы Дальнего, а драться, как защитники Порт-Артура, пускаться в авантюры, как Шеффер и Ашинов, встречать трудности, как русские покорители Аляски, нести свободы, как колонизаторы Средиземноморья.

Пока Россия сосредотачивается, делайте то, что в ваших силах. Вы щуплый очкарик-интеллигент из МИФИ? Станьте лучшим учёным, работайте на благо русской науки. Вы неплохо пишите? Напишите текст для «Спутник и Погром». Вы военный? Изучайте «Кодекс чести русского офицера». Вы чиновник? Улучшите инфраструктуру вашего города, один раз не распилив на благоустройстве и наняв квалифицированных рабочих. Вы чиновник более высокого уровня? Поменяйте идиотскую систему, когда деньги тратятся на ремонт того, что в нём не нуждается просто потому, что так положено. Вы учитель? Учите детей русской истории, а не советской. Вы ТВ-продюсер? Сделайте в прайм-тайм одно интеллектуальное шоу, в котором дискутировать будут не безмозглые орущие медиа-сапиенсы, а простые умные русские люди, которыми полнится страна. Вы режиссёр? Снимите фильм по любой из статей этого колониального цикла. В конце концов, не забывайте и теорию малых дел, разруха в головах и клозетах по-прежнему катастрофическая. Каждому из нас есть дело в грядущие дни, и мы справимся, если, как и наши предки, будем помнить, что границ для нашей нации нет.

alaskax

При написании этой статьи использовалось множество источников, но самым информативным, детализированным и фактурным оказался гигантский труд под редактурой и авторством Николая Николаевича Болховитинова, доктора исторических наук и академика РАН, «История Русской Америки (1732–1867)». Его памяти я и хотел бы посвятить этот текст.

ra18

banner-polyakov