Любимый философ Путина (об Иване Ильине)

ilyin

Недавнее послание президента Владимира Путина к Федеральному собранию, которого многие ждали с трепетом, оказалось довольно вялым. Путин не объявил войну, не закрыл границы, не велел расстреливать «спекулирующих на валютном курсе» и даже не призвал поститься и уходить в пещеры для спасения от греха.

Вместо этого он сказал несколько дежурных фраз про то, что всем надо постараться, чтобы все было хорошо, и процитировал отрывок из сборника статей «Наши задачи» (к слову, распространявшегося по рассылке только для членов РОВС) «белого» философа Ивана Ильина:

«Кто любит Россию, тот должен желать для нее свободы; прежде всего свободы для самой России, как государства, свободы для России как национального, хотя и многочленного единства, свободы для русских людей, свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности».

Путин уже не первый раз цитирует этого консервативного философа. Впервые он сделал это еще в послании к Федеральному собранию в 2006 году, потом у него проскакивала цитата из одной работы Ильина на следующий год. И, наконец, Путин произносил слова Ильина в кризисном 2009 году.

Очевидно, что Путин неравнодушен к работам видного представителя Белого зарубежья. Ну, или хочет, чтобы все так думали. О том, что Ильин является любимым философом президента, писали еще пять лет назад:

«В администрации президента Ъ подтвердили, что в ведомстве любят философа Ильина. «Иван Ильин не только один из самых проницательных русских мыслителей, который удостаивался самого обширного переиздания своих работ, но и, по сути, единственный русский философ, который говорил в своих работах о постсоветском устройстве. Именно поэтому он так актуален для нынешней власти»,— сообщил Ъ высокопоставленный источник в президентской администрации, попросивший не называть его имени».

«Близкий к Кремлю член Общественной палаты Сергей Марков прямо говорит, что возвращение трудов Ивана Ильина, как и недавнее захоронение его останков в России, «инициировано высшей госвластью». «Очевидно, что Владимир Путин неравнодушен к Ивану Ильину,— указал он Ъ.— Ильин — наиболее часто цитируемый в текстах президента автор. Ведь он пытался объединить идеи патриотизма, особого пути России и ее модернизации». Господин Марков не отрицает, что в трудах «интеллектуального наставника» президента «много антисемитизма, антизападничества и жесткой государственности, которые продиктованы 30-ми годами прошлого века, когда демократия не была модной». Вместе с тем политолог убежден, что господин Путин, воспитанный «интернациональным петербургским сообществом» и не разделяющий националистического мировоззрения, лишь отвечает «на потребность большинства гордиться своей страной».

il01

В середине нулевых на короткий момент вдруг возник странный и недолгий отзвук перестроечного ренессанса белогвардейской темы. Некоторые, наверное, помнят, что в конце 80-х — начале 90-х белогвардейская тема была весьма популярна в музыке (как ни странно, эта тема появилась первоначально в советском шансоне конца 70-х, оттуда перекочевав в поп-музыку). В 2005 году на Донском кладбище состоялось торжественное перезахоронение останков Деникина и Ильина. Церемонию посетили многие видные лица российской политики и шоу-бизнеса начиная от Михалкова и Жириновского, и заканчивая Лужковым и митрополитом (будущим патриархом) Кириллом. Останки Деникина и Ильина были перезахоронены с государственными почестями.

Перезахоронение состоялось в рамках президентской программы «За примирение и согласие», которая тогда курировалась нынешним губернатором Санкт-Петербурга Геннадием Полтавченко. Благодаря этой же программе удалось выкупить у американцев архив Ильина. По слухам, денег на это дал Вексельберг.

Спустя полтора года на этом же кладбище был перезахоронен прах Каппеля. Позднее на этом месте был установлен мемориал «белым» воинам. Причем эскизы монумента утверждал лично Путин:

«Владимир Путин увидел фотографии могил Деникина, Ильина и Шмелева, которые находились в очень плохом состоянии — с обветшалыми, накренившимися деревянными крестами, наспех сделанными надгробиями. „Это не дело!“ — сказал премьер и поручил изготовить новые надгробия и лично, вместе с патриархом, утвердил новые эскизы», — рассказал духовник президента отец Тихон».

il02

Более того, в СМИ сообщалось, что памятники сооружались на личные средства (!) Путина. Он лично посетил открытие мемориала и даже сделал неожиданное заявление про Украину, назвав ее малой Россией и добавив, что никому не должно быть позволено вмешиваться в отношения между ними. И хотя он всего лишь процитировал Деникина, это вызвало на Украине живописный баттхерт у местных журналистов и политологов.

Сейчас мы повнимательнее рассмотрим личность Ильина, чтобы попытаться понять, что именно бывший красный разведчик нашел в трудах главного идеолога РОВС и непримиримого борца с большевиками.

Родился Ильин в дворянской семье присяжного поверенного (т. е. адвоката) и дворянина Александра Ильина, который был крестником самого императора. Матерью его была русская немка, дочь коллежского советника (весьма высокий чин), перешедшая из лютеранства в православие и превратившаяся из Каролины Луизы Швейкерт фон Штадион в Екатерину Юльевну. Дед Ильина по отцу был комендантом Большого Кремлевского дворца.

У Ивана Ильина было трое братьев, все они пошли по стопам отца и получили юридическое образование. Иван закончил 1-ю Московскую гимназию (престижное учебное заведение, в котором в свое время учились Кропоткин и Плевако) с золотой медалью и также последовал примеру родственников, поступив на юридический факультет Императорского Московского университета (ныне юрфак МГУ).

Малоизвестный факт: в студенческие годы Ильин, как и значительная часть студентов того времени, увлекался радикальными идеями. Информация об этом периоде жизни Ильина крайне скудна. По одним данным, он симпатизировал анархистам, хотя ни к одному из движений не примыкал. Иногда даже упоминается, что он хранил у себя в квартире бомбы. Вместе с тем двоюродная сестра его жены Натальи Вокач, Евгения Герцык, вспоминала:

«В 1906 году наша двоюродная сестра вышла замуж за студента Ильина. Недавний революционер-эсдек (он был на памятном съезде в Финляндии в 1905 году), теперь неокантианец, но сохранивший тот же максимализм, он сразу порвал с родней жены, как раньше со своей, насквозь буржуазной, но почему-то исключением были мы с сестрой, и он потянулся к нам со всей присущей ему пылкостью. Двоюродная сестра не была нам близка, но — умная и молчаливая — она всю жизнь делила симпатии мужа, немного ироническая к его горячности. Он же благоговел перед ее мудрым спокойствием».

il03

По всей видимости, под «памятным съездом эсдеков в Финляндии в 1905 году» подразумевается конференция РСДРП в Таммерфорсе. Это действительно памятная конференция (не путать со съездом большевиков, который впервые состоялся в Лондоне за несколько месяцев до этого), поскольку именно на ней впервые встретились Сталин и Ленин. Несмотря на произошедший за два года до этого разрыв, в конференции принимали участие меньшевики. Например, в ЦК РСДРП по итогам конференции был выбран меньшевик Крохмаль.

Совершенно непонятно, что среди всей этой веселой компании делал Ильин, к тому же его имя ни разу не упоминается среди участников, да и в других источниках он не упоминается в связи с этой конференцией. Тем не менее совершенно неясно, какой у Герцык был резон выдумывать эту историю. В общем, этот период жизни Ильина довольно мутный. Также известно, что старший брат Ильина симпатизировал большевикам и даже прятал кого-то из высокопоставленных большевиков в своей квартире.

Однако после женитьбы Ильин быстро остыл и отошел от радикальных взглядов, мигрировав в сторону правых кадетов. В этом же году он закончил учебу и стал преподавателем. Способного студента заметил профессор Новгородцев и близко сошелся с Ильиным. Фактически Ильин стал протеже Новгородцева. Тот выхлопотал ему научную командировку в ведущие университеты Франции и Германии, где Ильин знакомился с современными трендами европейской философии.

Новгородцев был одним из самых видных либералов России и примыкал к кадетам. Он даже был депутатом первой Государственной думы и состоял в числе тех, кто подписал скандальное «Выборгское воззвание», по сути открыто призывавшее к бунту. Позднее Новгородцев даже вошел в ЦК партии кадетов. К слову, еще одним видным учеником Новгородцева был один из идеологов евразийства — философ Алексеев.

il0

Именно Новгородцев был оппонентом на защите диссертации Ильина, который к тому времени начал специализироваться на философии Гегеля. Правда, времена к тому моменту наступили смутные — диссертацию Ильин защищал уже в 1918 году при большевиках, которые вскоре отменили все ученые степени, звания и вообще практически отменили само высшее образование.

После революции Ильин, не скрывавший своих антибольшевистских взглядов, несколько раз арестовывался, но всякий раз его отпускали без всяких последствий. Довольно необычный факт. Хотя, с другой стороны, Ильин не был политиком или каким-то подпольным лидером, или хотя бы видным деятелем дореволюционного времени, так что предъявить ему кроме неприятия новой власти было нечего. Хотя иногда упоминается, что он состоял в каких-то подпольных организациях, но явно не играл там ведущей роли. В целом об этом периоде его жизни также мало подробностей. В Белом движении он, в отличие от своего наставника Новгородцева, который смог добраться до занятого армией Врангеля Крыма, участия не принимал, так как жил под большевиками.

Ильин оказался в числе ста с лишним человек, которые были высланы на пароходах Oberbürgermeister Haken и Preussen, более известных под собирательным названием «Философский пароход». Этой идеей большевики вдохновились у американцев, которые в 1919 году выслали несколько сотен анархистов (в основном евреев — эмигрантов из России) в РСФСР на «Красном ковчеге» (там была комичная история, как один из известнейших анархистов, Беркман, будучи высланным в РСФСР, написал в дневнике, что это самый счастливый день в его жизни, но после приезда настолько устрашился увиденного, что бежал в Европу и там принялся писать книги, обличающие большевизм). Только в отличие от американцев, которые выслали реальных смутьянов, да к тому же недавних эмигрантов, большевики выслали ученых, которых, по формулировке Троцкого, «расстрелять не было повода, а терпеть было невозможно».

Так Ильин оказался в Европе, осев в Германии. Он также установил контакты с Врангелем и РОВС, став видным антибольшевистским публицистом в среде русской эмиграции. На протяжении более чем 10 лет он работал в Русском научном институте, который содержался немецким Министерством иностранных дел, предоставляя работы беглым ученым и преподавателям из России. В это же время Ильин перешел от Гегеля к программным манифестам. Первой такой работой стал труд «О сопротивлении злу силою», в котором он обрушился с критикой на идеи Толстого. Эта работа вызвала серьезную полемику в эмигрантской среде. Бердяев даже отозвался на нее статьей с замечательным названием «Кошмар злого добра». Ильин всего-то и писал о том, что злу можно и нужно сопротивляться, и если надо — теми же методами, что практикует оно. Но вообще с Бердяевым они враждовали, конфликт у них начался, когда Бердяев начал орать на Ильина во время одной из философских встреч, что русские виноваты в большевизме, что грех большевизма — это грех русских, которые взрастили его. В общем, случился неприятный и скандальный инцидент.

il05

Живя в Германии, Ильин поначалу восторженно принял приход Гитлера к власти и даже написал статью «Национал-социализм. Новый дух», которую ему до сих пор припоминают по каждому удобному случаю.

«Мы советуем не верить пропаганде, трубящей о здешних „зверствах“, или, как ее называют, „зверской пропаганде“. Есть такой закон человеческой природы: испугавшийся беглец всегда верит химерам своего воображения и не может не рассказывать о чуть-чуть не настигших его „ужасных ужасах“. Посмотрите, не живет ли Зеверинг, идейный и честный социал-демократический вождь, на свободе в своем Билефельде? Тронули ли национал-социалисты хоть одного видного русского еврея-эмигранта?»

«Что cделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе. Этот процесс в Европе далеко еще не кончился; червь будет и впредь глодать Европу изнутри. Но не по-прежнему. Не только потому, что многие притоны коммунизма в Германии разрушены; не только потому, что волна детонации уже идет по Европе; но главным образом потому, что сброшен либерально-демократический гипноз непротивленчества. Пока Муссолини ведет Италию, а Гитлер ведет Германию — европейской культуре дается отсрочка. Поняла ли это Европа? Кажется мне, что нет… Поймет ли это она в самом скором времени? Боюсь, что не поймет… Гитлер взял эту отсрочку прежде всего для Германии. Он и его друзья сделают все, чтобы использовать ее для национально-духовного и социального обновления страны. Но взяв эту отсрочку, он дал ее и Европе».

Критикам, однако, надо понимать, что это было написано в 1933 году, когда немцы были еще няшками. Режим хардкора включился позднее. К тому же Ильин очень быстро в «новом духе» разочаровался. Уже в 1934 году его уволили с работы, поскольку вышла директива о том, что сотрудниками института могут быть только немцы. Некоторое время Ильин еще выступал с различными антикоммунистическими докладами, а позднее перебрался в Швейцарию. Информация о его преследовании гестапо, откровенно говоря, малодостоверна. Во всяком случае, надежных источников, свидетельствующих об этом, нет. Да и с чего бы гестапо преследовать Ильина?

В Швейцарию ему помог переехать Рахманинов, бывший к тому моменту абсолютной мировой звездой и живший на огромной вилле в живописном швейцарском местечке.

После войны Ильин вновь вернулся к теме фашизма, сокрушаясь, что немцы со своей узколобой ненавистью и перегибами все испортили. Тем не менее он высказывал уважение к Франко и Салазару. В своей жизни Ильин прошел через три этапа: юношеский радикализм и максимализм, сменившийся после свадьбы правым либерализмом и конституционным монархизмом, и религиозный консерватизм. После 1917 года взгляды Ильина эволюционировали в смесь авторитаризма и монархизма с резким неприятием большевизма, интернационализма и западной демократии.

il06

В Швейцарии Ильин оставался до самой смерти в 1954 году. После этого он был фактически забыт. На западе он известностью никогда не пользовался, разве что в крайне узком кругу специалистов по Гегелю, а в СССР его резкие антикоммунистические труды, по понятным причинам, не публиковались. Из небытия он воскрес в перестроечные годы, когда к нему обнаружился некоторый интерес. Из-за его ранних симпатий к национал-социализму и резкого неприятия интернационализма и демократии в ее современном виде Ильин одно время считался едва ли не теоретиком русского фашизма. Но это, конечно, сильно преувеличено. Забавно, что именно в Российской Федерации Ильин впервые стал относительно популярен, хотя он больше всего боялся после распада СССР именно появления федерации. В работе «Что сулит миру расчленение России?» он писал:

«И тем не менее мы должны быть готовы к тому, что расчленители России попытаются провести свой враждебный и нелепый опыт даже и в послебольшевистском хаосе, обманно выдавая его за высшее торжество „свободы“, „демократии“ и „федерализма“ — российским народам и племенам на погибель, авантюристам, жаждущим политической карьеры, на „процветание“, врагам России на торжество. Мы должны быть готовы к этому, во-первых, потому, что германская пропаганда вложила слишком много денег и усилий в украинский (а может быть, и не только в украинский) сепаратизм; во-вторых, потому, что психоз мнимой „демократии“ и мнимого „федерализма“ охватил широкие круги пореволюционных честолюбцев и карьеристов; в-третьих, потому, что мировая закулиса, решившая расчленить Россию, отступит от своего решения только тогда, когда её планы потерпят полное крушение».

«Расчленение России не даст ничего далёким державам и невероятно укрепит ближайших соседей — империалистов. Трудно придумать меру, более выгодную для Германии, как именно провозглашение русской „псевдофедерации“: это значило бы „списать со счёта“ первую мировую войну, весь междувоенный период (1918–1939) и всю вторую мировую войну — и открыть Германии путь к мировой гегемонии. Самостийная Украина только и может быть „трамплином“, ведущим немцев к мировому водительству».

Обратите внимание на слова «мировая закулиса». Создателем этого термина многие считают именно Ильина, который нередко использовал его для обозначения неких неявных, но враждебных России западных сил.

Интересно, что в качестве аргументов против федераций и самоопределения народов он приводил в пример европейские народы, значительная часть которых сейчас имеет свои национальные государства либо широкие автономии:

«Никогда и нигде племенное деление народов не совпадало с государственным. Вся история даёт тому живые и убедительные доказательства. Всегда были малые народы и племена, не способные к государственному самостоянию: проследите тысячелетнюю историю армян, народа темпераментного и культурно-самобытного, но не государственного; и, далее, спросите — где самостоятельные государства фламандцев (4,2 милл. — в Бельгии, 1 милл. — в Голландии) или валлонов (4 милл.)? Почему не суверенны уэльские кимры и шотландские гэлы (0,6 милл.)? Где государства кроатов (3.000.000), словенцев (1.260.000), словаков (2,4 милл.), вендов (65.000)? французских басков (170.000), испанских басков (450.000), цыган (до 5 милл.), швейцарских лодинов (45.000), испанских каталонцев (6 милл.), испанских галлегосов (2,2 милл.), курдов (свыше 2 милл.) и многого множества других азиатских, африканских, австралийских и американских племён?»

Он также давал прогноз на то, какие варианты возможны при крушении большевиков:

«И вот когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг „Народы бывшей России, расчленяйтесь!“, то откроются две возможности:

или внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмёт в свои руки крепкие „бразды правления“, погасит этот гибельный лозунг и поведёт Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране;

или же такая диктатура не сложится, и в стране начнётся непредставимый хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и безвластия.

Как бы ни сложился дальнейший ход событий в России, никакие общегосударственные выборы не будут возможны в первые годы после падения большевиков: в хаосе не выбирают; в состоянии общего брожения, возвращения, переселения, без оседлости и приписки — выборы неосуществимы. Всякая попытка произвести выборы и провозгласить „учредительное собрание“ — будет заведомой фальсификацией, партийной подтасовкой, политическим мошенничеством. Заранее ясно, что такая „демократия“, начинающая с обмана и фальши — будет обречена».

il07

Ильин также предлагал устроить весьма жесткие люстрации в сфере избирательных прав:

«Должен быть прежде всего издан закон, в силу которого право голоса не может принадлежать,— помимо несовершеннолетних (мужчин до 25 лет, женщин до 30 лет), слабоумных, сумасшедших, глухонемых, заведомых пьяниц и кокаинистов,— ещё следующим категориям лиц: интернационалистам — навсегда; рядовым коммунистам — на 20 лет; членам Совнаркома, Политбюро, Чеки, ГПУ, НКВД, МВД — навсегда; палачам и полномочным начальникам концлагерей — навсегда; изобличённым политическим доносчикам — на 20 лет; уркам  на 10 лет; всем, служившим в иностранной разведке — на 20 лет; лицам порочных профессий (кои будут перечислены в законе) — на всё время их промысла и ещё на 30 лет по прекращении такового (к таким профессиям принадлежат: разбойники, дважды присуждённые воры, скупщики и укрыватели краденого, конокрады, контрабандисты, содержатели и содержательницы публичных домов, сводни и сводницы, члены террористических партий и организаций, шулера, чернорыночные спекулянты, внезаконные ростовщики и т. п.). Этот закон должен быть предан самой широкой гласности по крайней мере за год до составления списков».

В общем, Ильин любил сочинения на тему «Как нам обустроить Россию». Непонятно только, с чего вдруг Ильин так приглянулся Путину, преклоняющемуся перед «Андроповым» — человеком с выдуманным именем, фамилией и на сто процентов выдуманной биографией. Может быть, Путин отождествляет себя с русским национальным диктатором? Но разве те шаги, что он предпринял за 15 лет у власти, хоть отдаленно напоминали что-то национальное? А может быть его «подсадил» на Ильина Никита Михалков, давно котирующий консервативного мыслителя. Вполне возможно также, что это просто увлечение спичрайтеров президента, а сам Путин ни про какого Ильина не слышал и даже в википедии не читал — он же не пользуется интернетом.

Так в чем же суть Ильина? Как это ни парадоксально, имя ему сделали большевики. Не случись революции и оставайся все по-прежнему, вряд ли появился бы философ Ильин. Будем честны, на фоне дореволюционных философов Ильин выглядел бы бледной тенью, и, скорее всего, всю жизнь так и оставался бы преподавателем и исследователем Гегеля. Откровенно говоря, его и философом назвать трудно. Большая часть его работ — это скорее качественная публицистика. Именно большевики до такой степени угробили гуманитарные науки (назовите хоть одного советского философа), что даже Ильин на фоне выжженного советского гуманитарного поля смотрится великим философом. Из-за образовавшегося вакуума в сфере национально ориентированной публицистики, Ильин оказался едва ли не единственным кандидатом в великие мыслители (Солженицын все же советский человек, который сознательно стал антисоветским, тогда как Ильин — последний осколок империи, до конца своих дней категорически не признававший большевистскую реформу орфографии и писавший через «ять»).

Что же касается неожиданно вспыхнувшей любви к Ильину у российских элит (а цитировал его не только Путин), то объясняется она скорее прагматичными целями. Отдельные отрывки весьма неплохо встраиваются в кремлевские пропагандистские установки: «мировая закулиса», «плохая демократия» и т. д. Эти люди — крайние прагматики, и никаких взглядов у них нет. Когда надо — и Ленин у них сакральный символ, и Сталин — эффективный менеджер. А подует ветер в другую сторону — и на могилке Каппеля поплакать могут. Еще вчера не было никаких русских, а был многонациональный российский народ из 666 народов и народностей Российской Федерации, а сегодня откуда-то русский мир взялся. А завтра про него опять забудут и будет великая евразийская многонационалия. Такие вот дела.