Моя бабушка утюг, мой папа — динозавр. Какой я национальности?

Читатели на удивление продолжают обсуждать, является ли вопрос крови важным при определении принадлежности к русской нации. На удивление, потому что нация — общность политическая, членство в которой есть результат сознательного выбора, тогда как общность культурно-биологическая называется «этничностью». Вы, грубо говоря, можете приехать в Америку и стать американцем русского этнического происхождения. Или приехать в Германию и стать немцем русского этнического происхождения. Но от самого русского (или какого еще) этнического происхождения вы избавиться не можете, это результат вашей биологической наследственности плюс воспитания вас в детстве родителями.

При этом важно понимать, что сама по себе русская этничность ни к чему не обязывает — в чем мы могли убедиться на примере Украинской войны, когда миллионы этнических русских выбрали украинскую политическую нацию и даже стали воевать за эту политическую нацию с другими этническими русскими. К сожалению, в России «национальность» и «этничность» смешивают в одно понятие, в результате чего начинаются безумные дискуссии о том, кого с каким процентом крови считать русским. Пушкин, дескать, — негр, потому что у него 1/8 негритянской крови. Вся эта дискуссия идет на фоне, например, Николаевской десантной бригады, одного из самых боеспособных подразделений ВСУ, почти целиком состоящей из этнических русских, общающихся между собой на русском языке. Но воюют эти русские против нас, потому что они выбрали другую, украинскую политическую нацию, и вся их русская чистокровность им никак не помогла. Вычислять тот или иной процент крови бессмысленно: это никак не ответит на вопрос, в кого человек с этой кровью будет стрелять.

В то же время есть и другая крайность, когда говорят, что «русский — это состояние души» и это вот всё. Нет. Русская национальность — это общая культура, общий язык, общее видение прошлого и будущего, это осознание себя частью целого с остальными членами русской нации и совместная борьба за национальные интересы. Очевидно, что у украинских русских другое видение прошлого и будущего, они не осознают себя единым целым с большинством русской нации и борются за противоположные нам национальные интересы (i.e. украинизацию Донбасса). Состояние души у них при этом может быть какое угодно, но они являются целым с украинской нацией и отстаивают ее интересы. При этом отечественных либералов мы называем «многонационалами» не потому, что у них мама утюг, бабушка негр, а потому, что они сознательно и упорно борются против политической субъектности русского народа (т. е. против превращения его в русскую нацию). По тем же причинам господин Путин, будучи этнически русским, национально относится к советским, прилагая все усилия для противодействия политическому русскому национализму. По тем же причинам советский проект, отказывающий в политической субъектности русскому народу, никак не может быть назван «русским национальным» и как там еще его пытаются продать адепты СССР.

Значительную часть своей жизни «деда Ленин» посвятил борьбе с русским национализмом и лишению русского народа даже намеков на субъектность. В итоге в РСФСР даже не было своей компартии и Академии наук.

Значительную часть своей жизни «деда Ленин» посвятил борьбе с русским национализмом и лишению русского народа даже намеков на субъектность. В итоге в РСФСР даже не было своей компартии и Академии наук

Наконец, православие никак не может служить критерием принадлежности к русской нации, поскольку те же николаевские десантники в большинстве своем — прихожане МП РПЦ, что никак не влияет на их политическую лояльность общерусскому делу. Православие оставило большой след в нашей культуре, его нужно изучать, но сама по себе активная практика православной религии никак не равна борьбе за политическую субъектность русского народа. Напомню, что патриарх Кирилл даже не появился на церемонии возвращения Крыма, чтобы не испортить отношения с украинцами. И активная практика православия никак не приблизит нас к национальному политическому представительству, национальным СМИ и национальному капиталу (три столпа нации).

Конечно, можно сказать, что лишь малая часть русского народа борется за политическую субъектность, но это на самом деле нормально: всегда и везде проводниками национализма была национальная интеллигенция, затем распространявшая свое видение нации на весь народ с помощью государственных институтов. Сейчас государственные институты транслируют населению советскую многонациональную духовность, прививая идею политической пассивности, поэтому в реакции населения нет ничего странного. Как нет ничего странного в этнических русских, после украинского телевизора бросающихся в бессмысленные атаки под Дебальцево на наши позиции. «Средний человек» (а это всегда и везде 90% населения) предпочитает не спорить с реальностью, а приспосабливаться к ней, и глупо ругать людей за то, что они хотят жить нормальной обывательской жизни, а не бороться с господствующими дискурсами государства.

«Народ такой, народ сякой» — народ будет таким, каким его сделают интеллектуальные, финансовые и государственные элиты, это 5% населения максимум. Конечно, есть базовые черты национального характера, которые не меняются столетиями, но отношение к православию, советскому периоду или там необходимость воевать за Евроукраину к ним никак не относятся. 10 лет назад русские Украины такого и представить не могли, а сейчас бегут на наши пулеметы как миленькие, потому что украинская национальная интеллигенция им протранслировала другие смыслы. Психика большинства очень подвижна, устойчивые взгляды всегда и везде имеет лишь небольшой процент населения, и задача национальной интеллигенции не ныть про «народ такой, народ сякой», а формировать и внедрять смыслы, борясь за народную душу с любителями Милонова и Сталина.

Итого: к русской нации относится всякий, кто говорит и думает на русском языке, посвящен в основы русской культуры на уровне 9 классов школы, обладает общим с другими русскими видением прошлого и будущего и борется (или хотя бы поддерживает борьбу) за политическую субъектность русского народа. Принадлежность к русской нации накладывает известные ограничения — например, русский националист не может выступать за дерусификацию или политическое господство другой нации, не может выступать за уничтожение политической субъектности русского народа (ради Великой Империи, СССР 2.0, etc), не может превозносить периоды истории, когда русский народ был политической субъектности лишен.

К русской этничности (или народности) относится всякий, кто рожден русскими родителями и посвящен в начатки русской культуры на уровне детского сада. Принадлежность к русской народности никак не мешает напялить балаклаву, организовать батальон «Донбасс» и весело-задорно убивать других русских ради кружевных трусиков и ЕС.