Неоцененный Яценюк: почему ушел премьер-министр Украины, и что будет дальше?

«А могли бы и бритвой по горлу полоснуть»

yatsenuk

Политическая жизнь на Украине бьёт ключом, и Арсений Яценюк, герой Евромайдана, не выдержав безумного темпа, решил сойти с дистанции, объявив в четверг о своей отставке. Тому было множество причин, явных и скрытых: распад правящей коалиции, отказ депутатов голосовать по ключевым законопроектам, козни врагов, разворачивающийся в стране гуманитарный кризис. Но обо всём по порядку.

«Это правительство не самое лучшее, которое было в Украине. Надеюсь, в будущем будет лучшее… Но это правительство делало все, что было в его силах…Я не знаю, чем завтра платить зарплаты, чем заправить БТР, чем заплатить людям, чьи родные погибли, на что содержать Вооруженные силы, не тех, кто сидит в этом зале, а там, в траншеях»

Для начала сегодня днём прекратила своё существование правящая коалиция «Европейский выбор» (262 депутата), созданная в феврале этого года по итогам победы Майдана в Киеве. В нее еще входили «Батькивщина», депутатские группы «Экономическое развитие» и «Суверенная европейская Украина», но слабыми звеньями в этой малоросской цепи оказались партии «Свобода» и «УДАР». Причина выхода из состава коалиции? «Прокремлёвская ориентация» Рады, по словам лидера «Свободы» Олега Тягнибока, «Парламент, который работает на Кремль, существовать не должен». В принципе тут всё понятно: обвинение в «москальстве» на Украине сегодня — это как обвинение в «шпионстве и вредительстве» в сталинском СССР или в «колдовстве» в американском Салеме три столетия назад, всерьёз в них никто не верит. Главная цель двух партий — заставить президента страны распустить парламент и назначить досрочные выборы в Раду, по конституции президент может досрочно прекратить полномочия Верховной Рады, если в течение одного месяца со дня прекращения деятельности коалиции не будет сформирована новая. Далее (26 октября) последуют досрочные парламентские выборы, ради проведения которых этот маленький кризис и был затеян.

Но Украина зарекомендовала себя как страна чудес, в которой возможно абсолютно всё, так что до конца августа всё вполне может закончиться примирением и восстановлением коалиции. Однако некоторые факты заставляют думать, что «как раньше» уже не получится.

yats1

«Расслабься, это же Украина!»

Для начала, в этот день должно было состояться голосование по ряду очень важных законов. Первыми по важности из них можно считать законопроекты «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (относительно усовершенствования отдельных положений)» и «О внесении изменений в закон Украины “О Государственном бюджете Украины на 2014 г.”». План выглядел так: расходы государственного бюджета на 2014 год нужно сократить на 10 миллиардов гривен, а доходы госбюджета увеличить на 21 миллиард гривен за счет снятия льгот с уплаты налога на прибыль и НДС; максимально обложить налогом добычу полезных ископаемых; создать специальный фонд размером 7 миллиардов гривен для восстановления востока Украины; увеличить расходы государственного бюджета на обслуживание огромного госдолга страны на 0,7% (или на 328,8 миллионов гривен) до 46,343 миллиардов гривен; сократить дефицит Пенсионного фонда Украины на 12,9% (на 2,34 миллиарда гривен, до 15,76 миллиардов гривен) и начислить в этот фонд 2 миллиарда гривен из Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности и Фонда социального страхования на случай безработицы; приравнять диетические продукты питания с содержанием спирта 8,5% и больше к алкогольным напиткам, распространив на них, таким образом, действие акциза, увеличившегося в начале июля. К слову, все эти реформы являлись необходимым шагом для получения следующего транша от МВФ в размере $1,4 миллиарда.

В целом одного этого экономического пакета реформ достаточно, чтобы уничтожить популярность любого парламента и любого правительства, поэтому «Свобода» и «УДАР» решили потянуть время и уйти от ответственности за принятие неприятного решения. Но если бы дело ограничивалось только этим!

В роковой четверг также должно было состояться голосование по законопроекту «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления Единой газотранспортной системой Украины». Иными словами, решалась судьба реформы «Нафтогаза», которая состояла в следующем:передать функции управления украинской газотранспортной системы (ГТС) от государственного предприятия оператору Единой газотранспортной системы Украины, который будет определён соответствующим ведомством в украинском государстве; 49% в новом операторе смогут получить инвесторы из США и ЕС; введение на Украине Третьего энергопакета ЕС, который предполагает разделение нефтегазовых компаний на добывающие и транспортирующие. Реформа была призвана сделать ГТС Украины куда более прозрачной и понятной, а также более открытой для потенциальных участников, что категорически не устраивает абсолютно всех ключевых игроков на политической арене Украины, от Коломойского до Тимошенко. Все эти люди могут воевать, заключать друг с другом альянсы против других игроков, разрывать их и заключать новые — главное, чтобы украинская ГТС оставалась «полем чудес». искать «кому выгодно» не нужно: абсолютно весь украинский истеблишмент заинтересован в том, чтобы украинский газовый транзит оставался максимально мутным. А так как представленные в украинском парламенте партии выражают волю этих игроков куда более старательно, чем волю электората, то исход голосования был немного предсказуем. В то же время прямо отклонять закон, усердно продвигаемый как американцами, так и европейцами (здесь у Старого и Нового света трогательное единодушие), было страшновато, поэтому рукотворный политический кризис оказался очень кстати. Хотя это (как и вообще любые манёвры в украинской политике) — временное решение. А времени у страны остаётся всё меньше.

На продолжение боевых действий на востоке страны у Украины осталось 530 миллионов гривен — в три раза меньше необходимого. Вне зависимости от тактической обстановки (наступления на этом фронте часто сменяются отступлениями) война затягивается (а луганское правительство как раз объявило о всеобщей мобилизации), для ведения войны до декабря Киеву нужны дополнительные $780 миллионов. Поправки в бюджет, принятие которых инициировал Яценюк, также должны были помочь добыть денег на войну, но по указанным выше причинам у него этого не получилось.

Теперь впереди маячат выборы. Чего на них ждать? Кроме варианта «чего угодно», это будет: дальнейшая радикализация «Свободы», успехи в войне на востоке как показатель на выборах (вполне возможно и участие партий в войне и формирование собственных военных подразделений, частная война на Украине сегодня в моде), националистический настрой разной степени крайности у всех партий, окончательное добивание коммунистов и «Партии регионов» (Яценюк отказался от формирования коалиции с ними — да. Для этих двух партий всё очень плохо). Основная борьба развернётся между «Солидарностью» Порошенко, «Радикальной партией» скандально известного Олега Ляшко, «Батькивщиной» Юлии Тимошенко и «УДАРом» Кличко.

yats4

Есть у революции начало, нет у революции конца

По идее, вместе с Яценюком должно уйти и его правительство, но если парламентские выборы состоятся 26 октября, то новый состав парламента начнет работу лишь 1 декабря, затем нужно 30 дней на формирование новой коалиции, так что, по идее, текущее правительство должно будет проработать до начала 2015-го года. С марта месяца мало что изменилось в правительстве Украины, а оценили мы этих людей, как показали позднейшие события, вполне верно: вице-премьер Сыч сражается за предоставление льгот украинским книгоиздателям; экологический министр Мохник предлагает сделать Чернобыль заповедником и перекрыть водоснабжение Крыма; первый вице-премьер стал генпрокурором и до сих пор не может разогнать Майдан в Киеве, министр внутренних дел считает, что этот Майдан устроила ФСБ; новый министр обороны всю жизнь проработал в милиции и пообещал провести парад победы в Севастополе; министр аграрной политики собрался продавать китайцам зерно по ценам ниже рыночных. В общем, правительство Украины не скучает: в нём живет дух старо майданной школы.

А что мы можем сказать о Яценюке? Возмутительно скучный человек, не обладающий абсолютно никакими талантами, с нездоровыми наклонностями (гуляют слухи о том, что он сайентолог), но, будучи человеком Тимошенко, сделал прекрасную карьеру ещё до революции (министр в правительстве Крыма, замглавы Нацбанка, министр иностранных дел, глава Верховной Рады). Фигура, однако, совершенно несамостоятельная, даже техническая — отставку его наверняка подговорили устроить «старшие товарищи», потому что «было надо». Будет надо — снова станет очередным министром или даже премьером. «Делов-то». Но его отречению был рад (и скорее всего способствовал этому — прямо или косвенно) матёрый украинский олигарх Сергей Тигипко, который сам давно метил на пост премьера. Когда-то они были друзьями и соратниками, но Тигипко «замарался» плотным сотрудничеством с Януковичем и Яценюку дали команду «с Серёгой не дружить».

Временно исполняющим обязанности премьер-министра после отставки Яценюка назначен вице-премьер Владимир Гройсман. Что о нём можно сказать? Внук большевистского информатора эпохи красного террора в Виннице; вместе с отцом участвовал в увлекательных аферах, в ходе которых брал займы в банке и потом не возвращал, пользуясь поддержкой суда. Но для западной аудитории персонаж интересный, ведь он назначен главой украинской комиссии по расследованию обстоятельств падения малазийского лайнера в Новороссии. Фигура, однако, куда как более самостоятельная, чем Яценюк. К тому же Гройсман весьма популярен в родной Виннице, где в 2006-м был избран городским головой 80% избирателей. Такой может быть очень активным и очень опасным премьером хотя бы по причине своей ушлости.

yats3

Гройсман, Яценюк

Но, как вы все уже поняли, самой Украине от этих перестановок лучше не станет. Напротив, коррумпированные элиты этой страны, тщетно пытаясь избежать ответственности, оттягивают момент проведения реформ, что будет иметь самые тяжёлые последствия для экономики страны. Однако потеря одного — приобретение для другого. «Смена коней на переправе» в Киеве, быть может, даст передышку ополченцам Донбасса и несколько ослабит натиск правительственных войск, позволив Стрелкову провести реорганизацию своих сил и укрепление позиций. В самом худшем случае это дополнительное время — какой-никакой, но бонус.

yats2

Олег Мингалев, «Мистерия политических трансформаций» (2008). Яценюк с крыльями