Как этнический поляк помогал белорусам строить антирусский национализм: поучительная история

Прожив много лет в Белоруссии, автор этих строк пришёл к следующему выводу: что бы ни делали самостийные трудящиеся, получается унылый совок. История с белорусским аналогом «Спутника и Погрома» лишний раз подтвердила эту мысль.

В конце января 2016 года прозападные белорусские СМИ сообщили короткую новость: «Анонимного основателя сайта „1863x“ задержали в России, и сейчас он находится в СИЗО одного из российских городов в ожидании экстрадиции в Беларусь». За решёткой оказался некий Джон Сильвер — легенда (нет, правда) белорусского самостийничества.

1863x

Кто этот анонимный герой?

В сентябре 2014 года, когда наше скромное издание начали копировать все кому не лень (от украинцев до кенигсбергцев и тофаларов), свой клон «Спутника» появился у свядомых белорусов: сайт 1863x.com, названный в честь Польского восстания 1863 года. Создал его анонимный блогер, писавший под псевдонимом Jhon Silver.

Проект Джона Сильвера получился под стать всему остальному белорусскому национализму: оригинальные тексты были написаны языком провинциальной подворотни («зашквар», «спайсанутый», «рашизм»); так называемые «исторические исследования» брались с сайта Вадима Деружинского, даже у свядомой интеллигенции имеющего прочную репутацию фантазёра и болвана; дизайн — безвкусный и пошло-подражательный. Словом, попытка на коленке сделать белорусский «Спутник и Погром», которая кончилась как обычно — потому что куда местечковым чудакам тягаться с русской культурой.

Сам я узнал про этот проект, получив от знакомого ссылку на текст «БССР, которую мы потеряли»: автор там доказывал, что советская Белоруссия была «страной мечты» для белорусских националистов начала XX века. Моего собеседника почему-то очень удивила симпатия свядомых товарищей к БССР, хотя вообще-то в ней нет ничего удивительного — отцами-основателями белорусской нации и государственности выступили именно большевики. Если бы не они, Минск был бы сегодня русским губернским городом. И это сказывается — советские родимые пятна есть у всех белорусских националистов, авторы 1863x.com здесь не исключение.

Как все советские люди, Джон Сильвер имел болезненную страсть к двум вещам — кровавым расправам над «врагами народа» и запрещению всего, что ему не нравилось. Своими главными врагами БССРовец Джон считал нас, сторонников общерусской идеологии. В статье с дивным названием «Зашквар-СМИ. Кто приносит рашизм в Беларусь» Сильвер описывал вашего покорного слугу так (авторская орфография сохранена): «СиП держит на прокорме целого автора, который рассказывает старые черносотенские сказки на новый лад — Кирилл Аверьянов-Минский. Он специализируется на беларуской теме, подгоняя историю Беларуси под бредни западнорусизма». Умения опровергнуть «бредни западнорусизма» у товарища Сильвера явно не хватало, и он решил прибегнуть к традиционному советскому способу — угрожал расправой и призывал запретить.

pol03

А дальше ресурс 1863x.com предложил своим читателям писать на «Спутник» доносы — в Администрацию президента РБ, Министерство информации и Оперативно-аналитический центр при президенте. Однако и эта инициатива не принесла результата.

Не сумев справиться с тлетворным влиянием «Спутника и Погрома» на умы белорусских граждан, Джон Сильвер переключился на борьбу с потенциальными «пророссийскими сепаратистами». 8 января 2016 года сайт 1863x.com опубликовал разоблачительную статью о мозырской учительнице физики и астрономии Екатерине Кашо, которая — о, ужас! — банила белорусских и украинских националистов в твиттере и размещала на своих страницах в соцсетях фотографии Владимира Путина. В этот раз товарищ Сильвер призвал всех неравнодушных трудящихся стучать в администрацию Мозырского областного государственного лицея, где работала Кашо, и в Управление образования Гомельского облисполкома. После развёрнутой Сильвером кампании шельмования несчастная русская женщина была вынуждена написать заявление об увольнении из лицея «по собственному желанию».

Одержав грандиозную победу над учительницей-сепаратисткой, Джон Сильвер принялся шельмовать священников Белорусского экзархата Русской православной церкви, уличив их в принадлежности к «пятой колонне».

«5-ая колонная действительно существует, и давно ведёт свою деятельность в разных обличиях. Целью 5-ой колонны является порабощение Беларуси, уничтожение беларуской национальной ментальности, и тотальнейшая русификация нашего народа», — писал Иосиф Виссарионович Сильвер.

Справедливости ради отметим, что борьбой с кровавым российским империализмом сайт 1863x.com не ограничивался и периодически покусывал президента Лукашенко. Правда, покусывал не больно, а иногда и вовсе прыгал перед «батькой» на задних лапках и вилял хвостиком. После Крыма и Новороссии на сайте была опубликована статья, рисующая Аляксандра Рыгоравіча в образе вполне приемлемого для белорусских националистов политика:

«Нельзя не заметить, что после долгой эволюции и под воздействием конфликта в Украине Лукашенко не просто объективно заинтересован в усилении национального самосознания жителей страны, но и делает определенные — пусть пока не очень смелые и декоративные — шаги в этом направлении. И если он чётко знает и понимает свою цель — удержать и усилить государство и своё положение в нём, то многие патриоты и националисты либо находятся в ступоре от ломки собственных стереотипов, либо действуют по выработанному за 20 лет шаблону: режим не может быть хорошим, а Лукашенко хочет сохранить власть… Нужны ли им [властям] помощники? Да, нужны. Лукашенко и Беларуси нужны те, кто готов в ответственный момент защищать государство не за деньги и материальные блага и не из-под палки. Нужны люди, готовые умереть за независимость страны».

Автор статьи, подписавшийся как «Патрыёт», считает, что такими людьми должны стать белорусские националисты, которым в случае чего следует по примеру украинских побратимов интегрироваться в структуру вооружённых сил Белоруссии.

Однако властям экс-БССР хунвейбинские порывы Сильвера и компании пришлись не по душе. В мае 2015 года Следственный комитет Белоруссии завёл на анонимного блогера уголовное дело по статье «разжигание национальной вражды», а в июле — по статье «распространение порнографии». Находясь под подпиской о невыезде, новоиспеченный порнограф Сильвер сбежал на Украину.

pol02

Твиттер Сильвера

И вот в январе 2016 года Джона Сильвера арестовали на российской границе. Самостийники никаких подробностей не сообщали, белорусский Следственный комитет 1 марта официально подтвердил существование уголовного дела за размещение публикаций на сайте 1863x.com (до этого информацию о своих уголовных делах распространял только наш герой).

Поскольку белорусские журналисты выполняют свою работу из рук вон плохо, автору этих строк пришлось разбираться с приключениями Сильвера самому. Применив минимум усилий, я установил, что 23 января в Брянской области при пересечении российско-украинской границы был задержан некий гражданин Белоруссии, находящийся в международном розыске. Информацию подтвердили в пресс-службе УМВД России по Брянской области; сомнений не осталось — это именно Сильвер.

Итак, эксклюзив. Раньше личные данные Джона нигде не публиковались — читатели «Спутника» узнают об этом первыми. Кто этот герой белорусских националистов и истеричный ненавистник S&P?

Встречайте: основатель главного русофобского ресурса экс-БССР — 25-летний уроженец западнобелорусского города Лида, практикующий католик, этнический поляк Эдуард Александрович Пальчис. В Россию Пальчис поехал… в поисках работы. Не смог получить на Украине политическое убежище.

pol01

Пламенный борец со свинособаками Пальчис в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области

Теперь у Джона Пальчиса есть два варианта. Первый — его экстрадируют в Белоруссию мотать срок за разжигание вражды и распространение порнографии. Второй — незадачливого гастарбайтера будут судить в России по 282-й статье УК РФ. Основанием для уголовного преследования Пальчиса в РФ являются две его публикации: «Кремль должен быть разрушен» и «Как убить русский мир» (обе уже удалены с сайта). В одной из них русские названы «недонацией», которая живёт «по принципам кочевников — разбойные нападения на чужую территорию с целью выкачивания ресурсов». В другой содержится гениальный антифашистский пассаж, раскрывающий суть белорусского национализма:

«Наша задача сделать так, что бы сторонники русского мира ассоциировались с мразью и падалью, которую надо уничтожать. Ведь произнесите вслух фразу „немецкий мир“ — и сразу перед глазами Гитлер с танковыми колоннами. Скажите „немецкая нация“ — тут же неловко как-то становится. Воскликните „Да здравствует Великая Германия“ — всё понятно, сплошной нацизм».

Кстати, если Пальчиса всё-таки закроют в России, он будет уже вторым белорусским гастарбайтером, осуждённым тут за русофобию. В конце апреля 2015 года российский суд осудил временно проживающего в РФ гражданина Белоруссии Кирилла Силивончика к 2 годам лишения свободы за «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности» (ст. 205.2 УК РФ). Как установил Московский окружной военный суд, рассматривавший дело Силивончика, 6 октября 2014 года белорусский гражданин, находясь в Нижнем Новгороде, разместил на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» текст следующего содержания: «Я призываю всех, кому дорога Беларуска-Украінська Русь, поддержать наших украинских братьев! Бери в руки оружие! Вступай в ряды украинской гвардии! Убивай москалей! Устроим русским наёмникам ад на их земле — взорвём их дома, убьем их семьи!»

В статье на сайте 1863x.com делу Силивончика была дана такая оценка:

«Решение российского суда стоит просто за гранью норм морали и права. Людей, которые выступают против военной агрессии и войны, называют террористами и отправляют в колонии. При этом он [Кирилл Силивончик] гражданин Беларуси, искренний и честный беларуский патриот».

Мораль сей басни такова: собираешься ехать на заработки в Россию — не пиши перед этим, что москалей нужно истреблять до седьмого колена, и не стучи на политических противников в КГБ. Не рой другому яму — сам в неё попадёшь. Гастарбайтеры, ведите себя прилично!

Примечание редакции S&P: мы выступаем за отмену 282-й статьи и категорически против любого судебного преследования за слова и мысли.