В ожидании крокодила

cr-cover

Бывает такое — было когда-то давно и у меня — что влюбляешься в девушку сильно и безответно. И если подумать, то безнадёжно. Вариантов нет. Вообще. Начинается осыпание подарками, навязчивые звонки, лихорадочный мониторинг активности в социальных сетях — всё это, как вы понимаете, совершенно бесполезная трата времени.

И тогда в голову несчастному юноше приходит малодушная идея — лучшей развязкой истории было бы погибнуть, защищая Её от разъярённого крокодила. Во-первых, это прекратит страдания. Во-вторых, обозначит предельную серьёзность намерений и покажет, кто тут настоящий мужик (тем более на фоне этих, ну вы поняли). В-третьих, избавит вожделенную принцессу от мучительной необходимости раз за разом давать отрицательный ответ. Короче, вы валяетесь в луже собственной крови у её ног мёртвый. Рядом труп крокодила. Согласитесь, как-то неприлично в такой ситуации говорить «давай останемся друзьями». Да и нелепо. Mission complete, game over, какие могут быть вопросы.

Что тут самое досадное? Самое досадное, что разъярённый крокодил никак не хочет возникать у вас на пути. Мало того: нет даже неопасной дворняги. Вы очень хотите принять деятельное участие в судьбе своей богини, но ситуация упрямо, день за днём, складывается так, что никакого вашего участия стабильно не требуется. Вообще. Вы не нужны, причём как-то фатально не нужны. Богиня живёт мимо вас. Ваши слова, действия, всё вплоть до элементарных сообщений — улетает в пустоту. Всё не в кассу. Утешить, порадовать, защитить, проявить нежность, рассмешить, появиться в нужный момент — ничего этого от вас не надо. Нужного момента просто нет. И не будет. Причём не будет, даже если вы реально, объективно лучше её настоящих друзей и любовников. «Расклад, батенька».

Вот о чём я думаю, когда смотрю на активность русских патриотов и националистов по спасению горячо любимой родины и борьбе за права богоспасаемого русского народа. У людей — без шуток — лучшие чувства, они стараются, тратят время, тратят себя, иногда тратят свои жизни. А русский народ, гад такой, живёт мимо. Причём не в смысле какой-то чёрной неблагодарности, а просто, как в случае с девушкой, «расклад».

Расклад, в числе прочего, и заставляет некоторых страстно хотеть войны за горячо любимую родину. В том смысле, в каком пылающий страстью юноша мечтает о встрече с крокодилом. Мол, во всём остальном смысла никакого нет, давайте уже, чтобы пан или пропал. Заодно и посмотрим, и покажем, у кого любовь сильнее, и кто тут вообще с серьёзными намерениями, а кто так, чисто поиграться. Отсюда риторика, назовём их так, некоторых людей о фатальной неизбежности в ближайшем будущем большой войны и прочего экстрима. Неважно, насколько эти выводы привязаны к реальности. Перед нами банальная выдача желаемого за действительное: подогнать факты не составляет труда. Переместите меня мысленно в качестве игры ума в любой год на выбор — я вам за день максимум напишу основательный текст, почему скоро война.

cr1

Дальше станет ясно, к чему я про девушку и крокодила. Националистическая публика в последние дни несколько оживилась: тут и подготовка закона о российской нации, и 4 ноября с бесконечными русскими, украинскими и государственно-бюджетными маршами, и статья Крылова на «Спутнике» о том, кто такие русские, оказалась как бы в тему и на злобу дня.

Что означает публичное заявление о необходимости строительства некоей «российской нации» в контексте нынешней повестки? Ну, предсказуемая реакция — нежизнеспособность и мертворожденность проекта, «советские люди 2.0», «русских, русских забыли!» — про это уже сказали. На горизонте замаячил разъярённый крокодил, народ встрепенулся, «шанс».

Но что если рассмотреть вопрос… более комплексно? Даром что я осилил талмуд со стенограммой заседания по этому животрепещущему вопросу.

Надо бы начать с того, что такое советский человек (по образу и подобию которого, очевидно, и планируется конструировать российскую нацию, насколько её вообще планируется конструировать, а не просто осваивать выделенные на это дело деньги). Люди здесь путаются в показаниях, а ещё точнее — дают их согласно собственным идеологическим пристрастиям. Ну, которые за советских — они про то, что это такая хорошая новая историческая общность, у неё там ценности какие-то особые, свой путь, сформировались, выиграли войну, то сё. Которые против — у них советский человек гнида и сволочь, тормоз на пути прогресса и вообще вымирающее в естественных условиях нечто, обречённое на скорую погибель в рамках восстановления Русского Национального Государства.

Но если отбросить оценки, любопытно было бы определить, что такое советский человек чисто технически. Без оценок. С точки зрения праздно интересующегося вопросом обывателя из Австралии или Аргентины.

Чисто технически, советский человек — это бывший подданный Российской Империи или его потомок, являющийся коммунистом.

Я всегда говорил, что люди очень недооценивают старую советскую пропаганду. Её обязательно надо смотреть (конечно, сугубо отстранённым взглядом), потому как она о том же, о чём современная, но из-за разницы эпох сделана более топорно, и оттого шита белыми нитками. Никаких скрытых пластов, никаких двусмысленностей, ни единого намёка, аллюзии, зависимости от контекста. Всё очень чётко видно: что людям говорят с экрана и зачем. Особенно это касается пропаганды, рассчитанной на людей младшего возраста.

Поэтому вот киноальманах «Волшебная сила искусства» производства кинокомпании «Ленфильм». Мюзикл, не побоюсь этого слова (в худших традициях советских музыкальных фильмов петь герои начинают ВНЕЗАПНО).

После вступления, где разодетые девочки прыгают по угвазданной лужами бывшей русской столице, представляя съёмочную группу, нас интересует новелла «Мстители из 2-го „В“». Посмотрите: тут всё. Этого абсолютно достаточно. Киноальманах выпущен в 1970 году, школьникам тех лет сейчас под пятьдесят — это и есть те самые советские люди, а из новеллы совершенно понятно, какими их вырастили. Для тех, кому лень смотреть, изложу содержание.

Некоторым наверняка понравится, что в первой сцене сидящие за ретрофутуристическими партами школяры изучают английский язык. На адовом рунглише секси-училка сообщает детям радостную новость: завтра воскресенье, но вместо отдыха дети пойдут в кино на замечательный фильм о юных (и тут радость учительницы достигает уровня утренних радиошоу с «позитивчиком») героях Гражданской войны. Шызгарики!

Засыпающий в ночь перед сеансом школяр Кораблёв говорит маме, недовольной наличием у сына игрушечного пистолета («Почему ты ходишь с оружием?»), что «всегда на всякий случай ходит с оружием» (!). После чего опаздывает на сеанс, едва успевая к началу. Все собрались и, запев кинопоходную, строем идут в кинотеатр. Кинопоходная, впрочем, пропагандирует духовность и семейные ценности:

Кино настоящее лучше телевизора,
Это в нашем классе всеми признано.
Всегда с тобою рядом товарищи твои,
А дома очень скучно в кругу семьи.

По телику, вечером, взрослые любуются,
Как, по часу с лишним, там целуются…
В кино ты скажешь другу, что это ерунда,
А дома ты обязан молчать всегда.

Вернулся из кино я, бабулю зарубил,
Папане и мамане в череп гвозди вбил
А младшую сестрёнку за косы оттаскал,
Запомните, ребята: людишки — это кал.

Третий куплет сам придумал, не сдержался, но первые два оригинальные, честное октябрятское.

Дальше начинается совсем ад.

В кинотеатре многонациональный 2-й «В» на сложных щщах слушает песню о том, что «правда одна», а потом яростно болеет за красных (дают «Неуловимых», конечно же). Хорошая перекличка крупных планов красных героев и нынешней школоты («мы это они сегодня»). Девочки плачут и зажмуриваются, а мальчики играют желваками и показывают кулаки, когда роскошные белобандиты обнуляют богомерзких коммунистов и секут их нерадивых детей, за что шепелявый толстяк-второклассник объявляет белых «фашистами» и «буржуйскими мордами». Венедикт Ерофеев писал про такое: «отчего Пушкин умер — они не знают, а это уже знают». Если вам кажется, что этого достаточно — вы ошибаетесь, всё только начинается.

В сцене, где красные берут на абордаж поезд, нерадивый Кораблёв вскакивает и выкрикивает:

— Ребята, второй «В», поможем нашим, огонь!

После чего у мальчиков внезапно находятся пистолеты, а девочки оказывают огневую поддержку, плюясь из трубочек и радостно восклицая «Готов!», когда очередной белый замертво падает с коня. Училка не в силах угомонить народный порыв, класс превращается в Республику Шкид и, преисполнившись классового чувства, устраивает в кинозале натуральный дебош с помощью игрушечных пистолетов, автоматов, рогаток и подручных средств. Кадры при этом смонтированы так, что белые погибают как бы после выстрелов школьников из кинозала. По нынешним понятиям — абсолютнейшая пропаганда жестокости и насилия, но даже в плюшевом брежневском СССР это шло как мейнстрим.

cr2

Поезд прорывается через горящий мост, победа, школяры, вскинув оружие к небу, орут «Аллах Акбар» «Ура!».

Первый урок на следующий день. Строгий директор командует: «Сдавай оружие!» Весь класс по очереди подходит и разоружается не хуже УВД Горловки в 2014 году. Пистолеты, автоматы, рогатки, трубочки («горохострельное», так и говорят) и прочие средства борьбы с проклятыми белогвардейцами ложатся на стол начальству.

Как предсказуемо выяснилось, из кинотеатра поступила кляуза, что «полотно в трёх местах повреждено», социалистическая собственность попорчена и это очень, очень, очень плохо. Директор (он ВНЕЗАПНО поёт) признаётся, что и сам бы белобандитов пострелял, понимает ненависть (!) второклассников к врагу, но ненавидеть всё-таки надо так, чтобы наш союзный советский социалистический республиканский кинозал не нёс ущерба и потерь.

По-отечески пожурив школоту, директор отпускает детей с уроков, и те яростно обсуждают, кто же из них всё-таки «убил» Лютого. Титры.

Вот квинтэссенция. Никакой речи о национальностях нет, причём вообще. Только «клином красным бей белых»: ленинградская школота в фильме, не в пример теперешней, совершенно русская.

Многонационалочка не обсуждается вообще, речь только о том, что правильный советский школьник болеет за красных. Всё. Это «потомок бывшего подданного Российской Империи, являющийся коммунистом» — вплоть до той самой переклички крупных планов мстителей и ленинградских школьников из ленинградских подворотен.

Возникает, однако, вопрос — а что такое быть коммунистом? Ясно, что в Советской стране при однопартийной диктатуре коммунистической партии коммунистами должны быть все. На практике, однако, выяснялось, что первые тридцать-сорок лет советской власти под коммунистов перекрашивались даже такие буржуйские морды и фашисты, как Троцкий и Зиновьев. Под неизменным ленинским юзерпиком генеральная линия то и дело сменялась пусть не на 180, но на 90 градусов как минимум. Вплоть до Перестройки, которая провозглашалась как построение расово правильного ленинского социализма, де-факто являющегося капитализмом с демократической системой.

Отчего, кстати, совок и рухнул: смысл этой государственности был утрачен вместе с её основными столпами. В лице однопартийной диктатуры, плановой экономики и жёсткой коммунистической цензуры. Если официально можно «не болеть за красных», и даже больше того, «болеть за белых», тогда зачем эта монструозная конструкция с серпом и молотом на карте мира вообще нужна?

Но нас интересует не совсем это, нас интересуют советские люди и русские националисты.

Поскольку генеральная линия партии колебалась, но при этом «коммунистом» неизменно оставался тот, кто колебался вместе с нею (прочие в худшие времена попадали под расстрел или в лагеря, в «более лучшие» — в опалу), то коммунистом в результате оказывался тот, кто лоялен этой самой коммунистической партии.

То есть начальству.

То есть советский человек — это бывший подданный Российской Империи или его потомок, лояльный начальству.

Легко заметить, что именно такая формулировка и легла в основу россиянства, и в этом смысле мы видим даже не «советских людей 2.0», а просто всё тех же советских людей. Генеральная линия партии поколебалась так, что теперь у нас тут суверенная демократия. Или возрождение духовности. Или ещё что. Не ваше дело. Партия сказала: «Надо!» — комсомол ответил: «Есть!»

Это гвоздь, и это гораздо важнее национального вопроса. Можно сто раз поплакать над тем, как теперь разгуливают каких-нибудь чеченцев, но Доку Умарова и Шамиля Басаева вообще-то убили. Разгуливают не всех нохчей, а только кадыровцев: клан, лояльный начальству. Посмотрите на митинги за Рамзана в Грозном: там лица всё тех же унылых согнанных «бюджетников», разве что бюджеты на них выделяют побольше.

cr3

Разумеется, в рамках этой политики кошмарят коренное население — но ровно затем, чтобы не вызвать нелояльности к начальству же. Ничего личного к русским у условного Владимира Владимировича нет. Не было и у советской власти, как только она устаканилась: в двадцатые русских били в основном из-за русофобии, в семидесятые — в основном просто потому, что их больше остальных. Баку был русско-армянско-азербайджанским городом, Украина была русифицированнее теперешней и украинизирована ровно настолько, чтобы от России отличаться, но на самостийность претендовать по возможности не сметь. И так по всему Союзу: nothing personal, just business.

И советских людей, кто бы что ни говорил, успешно вырастили. Национальное самосознание в республиках СССР было развито сильнее, чем меньше республика — тем выше градус, но вообще всё это проходило в рамках банального «разделяй и властвуй». У советской номенклатуры не было сверхзадачи закошмарить русских (то есть сперва была — но вопрос решили ещё до Второй мировой). Номенклатура ставила сверхзадачу создать советских, и частично (частично) с нею даже справлялась. Советские люди есть (были, заканчиваются) среди всех национальностей СССР. Причём, скажем, в случае среднеазиатов это для них было даже благом. Как минимум из-за светскости социалистического режима: всё-таки нынешний исламизм хуже Брежнева.

Теперь о том, к чему это всё. Ясно, что Владимир Владимирович изволил продвигать «национальное единение» по советскому образцу, потому как других образцов человек не знает и знать не хочет. В этом смысле можно назвать его «российским националистом». Принцип «от добра добра не ищут» никто не отменял, и даже всхлипы, что советский национальный проект добром не кончился, в этом смысле совершенно бесполезны. Вы так говорите, как будто есть задача, чтобы нынешний россиянский проект кончился добром.

Дело не в этом. Что такое националист? Это вовсе не человек, спасающий Отчизну от разъярённого крокодила. И — что важнее — это не человек, понимающий националистические концепции и с важным видом их излагающий. «Согласно учению такому-то, нация это то-то и то-то, поэтому Путин неправ».

Всё это чушь. Такие люди не националисты, а распропагандированные подростки, и споры их, а тем более заявления, смешны. «Я примордиалист». «А я модернист». «А если примордиалист на модерниста — кто кого сборет»? Речь не об этом.

Есть выражение «мы, евреи, Библию не читали, мы её писали». Националист не учёный — он вообще может быть полным дебилом, от него требуются совсем иные качества. Никакие концепции он не изучает. Более того, он их даже не пишет. Он их заказывает.

Сам по себе национализм — это стремление нации к политической субъектности. Но 200 миллионов не могут коллективно быть субъектами. И тогда они делегируют собственную субъектность — кому? Правильно, собственным националистам. Которые, в свою очередь, не единый кулак, а сами конкурируют между собой. На Майдане украинскими националистами были не свободовцы и правосеки, а вообще все. Речь о степени радикальности и образах будущего, но сам украинский национализм был общим местом (в известном смысле даже у «Беркута» и сторонников Януковича).

Что мы видим в исполнении русских националистов? Мы видим теоретические споры людей, которые субъектами ни в коей мере не являются. Они стараются объяснить публике, кто такие русские, почему Путин неправ и что надо будет сделать в неизбежном РНГ, но это всё вылетает в трубу, оставаясь теоретическими фантазиями. Отчего в конце концов несчастные (я без сарказма) заводят всё тот же разговор о неизбежной встрече с крокодилом. Последнем и решительном бое, к которому надо готовиться и в котором предстоит поучаствовать. Потому что без крокодила ничего просто не заходит, всё мимо, этих людей НЕТ.

Иное дело Путин и правительство. Люди поставили задачу (насколько выполнимую и зачем поставленную — второй вопрос) сделать «российскую нацию». И делают. В качестве этой нации хозяев. Путин в рамках РФ — субъект, и субъект дееспособный. Сказал «будем делать так» — люди делают. Рычаги воздействия есть, работать можно.

cr4

Можно сколотить нацию по языковому признаку, оставив в стороне религиозные предрассудки: так сделали немцы. Можно, напротив, взять за основу религию, поставив на второе место язык и заодно этничность: евреи пошли по этому пути. Можно выстроить нацию на этническом происхождении: это путь малых народов во враждебном окружении. В конце концов, если вы достаточно сильны, можно строить нацию и «по паспорту», а заодно и «на общих ценностях»: СССР и США тому примеры.

Легко заметить, что все приведённые примеры отличаются крайней практичностью. Едва ли немцам удалось стать немцами, если бы в качестве одного из столпов «немецкости» был провозглашён протестантизм по прусскому образцу. Едва ли евреи собрались бы в Израиле, отфутболивая плохо знающих иврит. Едва ли какие-нибудь езиды смогли сохранить себя, если бы охотно вступали в смешанные браки.

Спору нет, тяжело строить нацию, когда и религии, и этническое происхождение, и языки, и даже гражданство — всё это разное, как это и предполагается у проектируемой российской общности. Но вообще есть вероятность, что и лояльность начальству сойдёт. Особенно если начальство сильное и замочило конкурентов.

Это и происходит, причём происходит совершенно безальтернативно. Путину плевать на концепции, теории и правила. Это человек, который правила сам устанавливает (ну, так вышло, я при чём?), а потом под них ему пишут концепции и теории. «Волшебная сила искусства». Конструирующая из хлопающих зенками россиян пусть десять тысяч раз искусственную, но какую-никакую нацию.

Плохой проект? Да чудовищный. По всем параметрам. Но ЧТО на это можно возразить и КТО этому может помешать? Ничто и никто. Общественный договор начальства и населения в РФ держится не на незыблемых правилах, которые себе дороже нарушать обеим сторонам, а на том, что «мы захватили власть и мы тут правим, а вы терпите, жалобная книга на первом этаже, мы при случае почитаем, всего наилучшего, будьте законопослушными, а кто вам законы пишет это не ваше собачье дело».

Через что задачей русских националистов видится вовсе не какая-то там критика или одобрение правительственных проектов: это хорошо для разговоров между собою. А задачей видится обретение субъектности — не нацией, но националистами. Нация — российская, конструируемая — пока живёт мимо, как та девушка из преамбулы, и слушать людей с ничтожным социальным статусом не будет никогда. Тем более в России, где социальный статус — это всё. Я знаю человека, который наворовал кучу денег и обустроил жизнь, но до сих пор держится за должность директора большого ДК одного завода на окраине, которая не даёт ему ровным счётом никаких выгод уже лет десять. Зачем он за неё держится? Затем, что иначе в бане с мужиками кто он такой? Никто. А так директор крупного дома культуры крупного завода. Большой человек. Вот и держится.

Речь не о правильных или неправильных концепциях. Речь о том, чтобы поставить задачу и под неё пусть кто надо пишет и подгоняет любые концепции. Путин задачу поставил. Люди трудятся, пыхтят, объясняют бедным россиянам реальность. Что делают националисты? Бурчат, ворчат, ждут неизбежного краха режима и встречи с крокодилом, которого героически сборют. Надо ли говорить, что это не производит на людей никакого впечатления.

На русский народ, русскую историю и русское государство нужно однажды взглянуть с позиции хозяев. После чего с этих же позиций решить, что это, зачем, что русским надо, как в эту всю историю вписать чеченцев и якутов, что с ними вообще делать и для чего. Плач же ярославны по поводу того, как русских опять не заметили и обидели — он не то что бы неконструктивен, а просто ставит людей в принципиально проигрышную позицию. Что такое «быть лояльным начальству» — русским понятно. Нерусским, кстати говоря, тоже. Что такое, в свою очередь, «быть русским человеком», понять невозможно совершенно. Это чистая абстракция и игра ума.

Правительство сказало: будете россиянами. Почему? Потому что нас надо слушаться — иначе будет плохо. Это предложение может быть кому-то не по душе, но оно предельно понятное, и русские его примут. Потому что других предложений нет. «Ощущать себя русским» и ждать встречи с крокодилом, чтобы что-то там доказать, показать и переломить — абстракция и фэнтези. Русские — реалисты и на это не подпишутся.

Перефразируя, «национализм — это стремление националистов к политической субъектности». И к субъектности вообще. В контексте российской действительности это единственный путь. Всё прочее — ненужная маниловщина и юношеские малодушные мечтания. «Вот встречу крокодила и докажу, что я круче всех». Не встретишь.

cr5