Русский космос: что ждет нашу космонавтику в ближайшем будущем?

«Мне, как русскому человеку, гораздо интереснее читать про секторальные санкции, читать про нашу оборонку, ищущую замену украинским комплектующим. Упавший в очередной раз ракетоноситель вызывает куда больше печали, чем скорое отсутствие в магазине того, что всегда отсутствовало в моем холодильнике».

— Вячеслав Безнадегин, «Спутник и Погром»

«Роскосмос» запросил выделение более 350 миллиардов рублей на создание в 2016-2025 годах новейшей группировки спутников, обеспечивающих наблюдение за земной поверхностью, океанами и состоянием атмосферы, написала во вторник газета «Известия».

Наблюдая за трагедией, разворачивающейся на Донбассе и Украине в целом, перечитывая бесконечные пресс-релизы «СНБО», сил «АТО», российского «МИДа» (и т.д и т.п.), русские, как мне кажется, немного отвлеклись от основного смысла своего существования – колонизации всего, что попадется под руку. Возвращение исконно русских территорий невероятно важно, но и освоение Космоса должно остаться той сферой, в которой русские всегда были лидерами. Очень бы хотелось через 50 лет читать сообщения в стиле: ««Лунная Народная Республика» заявляет о своей независимости и требует междупланетного съезда для определения своего статуса при посредничестве России».

ctmini0

Основным документом, определяющим развитие  российской космической отрасли, является государственная программа «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением правительства РФ от 15 апреля 2014 года. По мнению правительства, приоритетными задачами в сфере освоения космоса в ближайшие годы являются:

— развертывание и поддержание необходимого для решения целевых задач состава орбитальных группировок отечественных космических аппаратов научного и социально-экономического назначения, включая российский сегмент Международной космической станции;

— модернизация космодромов Плесецк и Байконур, создание на территории России нового космодрома «Восточный»;

crmini1

— создание перспективных и модернизация существующих средств выведения космических аппаратов;

— создание научно-технического и технологического задела для разработки перспективных образцов ракетно-космической техники;

— обеспечение международного сотрудничества в области использования космического пространства в мирных целях;

— создание условий для расширения предоставляемых услуг с использованием результатов космической деятельности в интересах развития Российской Федерации и её регионов.

Общий объём бюджетного финансового обеспечения Госпрограммы составляет 1,8 триллиона рублей, что вполне сопоставимо с расходами ЕС ($5,9 миллиарда в 2013 году), но в четыре раза меньше, чем тратят американцы ($18 миллиардов в 2013 году) (4).

В результате реализации Госпрограммы должны быть:

— создан и принят в эксплуатацию космический ракетный комплекс «Ангара-А5», модернизированы объекты и обеспечена эффективная эксплуатация космодромов Плесецк и Байконур;

crmini2

— созданы первая (2015 год) и вторая (2018 год) очереди объектов нового российского космодрома «Восточный»;

— развернута орбитальная группировка космических аппаратов в интересах удовлетворения государственных нужд в количестве: 78 космических аппаратов в 2015 году, 113 космических аппаратов в 2020 году, в том числе развернутый российский сегмент Международной космической станции в составе 6 модулей — в 2015 году, 7 модулей в 2018 году;

— начаты летные испытания пилотируемого транспортного комплекса нового поколения (ППТС 1-го этапа) — до 2020 года (Перспективная пилотируемая транспортная система (ППТС) и Пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК НП) — проекты российских ракеты-носителя и многоцелевого пилотируемого частично многоразового космического корабля, который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс»);

crmini3

— обеспечен необходимый состав орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, обновленный космическими аппаратами «Глонасс-К» с расширенными функциональными возможностями. К 2015 году система будет обеспечивать погрешность определения местоположения потребителями порядка 1,4 метра, а к 2020 году – около 0,6 метра.

Проект ядерного ракетного двигателя (как и полет на Марс) в программе не упомянут, но будем надеяться, что работы не будут свернуты и что они скрыты за следующей обтекаемой формулировкой: «Должен быть создан научно-технический задел по перспективным образцам ракетно-космической техники, в том числе обеспечена в 2018 году готовность транспортно-энергетического модуля с перспективной двигательной установкой к летно-конструкторским испытаниям».

Рассуждения о коррупционности космической сферы, исходящие в основном от либеральной общественности, при всей их правдоподобности и праздничности некоторых руководителей «Роскосмоса» (одна только драка за секретаршу чего стоит), не могут являться основанием для прекращения масштабных инвестиций в Русский Космос. Советские уйдут, а инфраструктура и специалисты останутся.