Почему Советский Союз проиграл Холодную Войну

Тут ведь еще что смешно — Сталину (и, шире, советской власти) ставят в заслугу индустриализацию, но индустриализация — это естественный процесс в развитии страны, вроде роста ребенка. На момент Октябрьской революции индустриализация в России шла вовсю (подумайте головой — как отсталая аграрная страна могла построить Транссиб или там массово строить линкоры — космические корабли по тем временам. Не можете думать, посмотрите «Стачку» Эйзенштейна 1925 года — там царский техномир показан в деталях, со всей любовью), темпы роста превышали таковые во всех остальных развитых странах, включая США. Строились огромные заводы, возводились технически сверхсложные сооружения, ударными темпами развивалась транспортная инфраструктура. При этом чтобы доказать обратное, обычно берут ВСЮ Российскую Империю (включая совершенно дикую Среднюю Азию и Кавказ, не столь развитую из-за удаленности Сибирь) и сравнивают ее только с Островами из Британской Империи (забывая про оставшуюся треть мира, за счет которой эти Острова и жили, притом что та же Индия значила для Британии едва ли не больше, чем Сибирь для нас). Это примитивное жульничество, призванное выставить естественный процесс индустриального роста неким высшим достижением, невозможным без кровавой бани. «Прошла зима, настало лето, спасибо Партии за это». Ага, щаз. Второе жульничество — раздувание Второй мировой до какого-то вселенского масштаба, хотя по сути это был доигрыш Первой мировой. Немцы со второго раза, кряхтя и утираясь, все-таки реализовали сорванный нашими силами в 1914 году План Шлиффена — и, конечно, Российская Империя ни за что бы не расстроила немецкие планы во второй раз — сидел бы царь-батюшка, смотрел бы на Странную Войну, да хлебалом бы хлопал.

Короче говоря, я хочу сказать, что два главных советских достижения — индустриализация и ВОВ — являются лишь доигрышем процессов XIX века, построения индустриального государства и затем использования всех сил этого государства для тупой, лобовой, кровавой войны. И нет никаких причин думать, что Империя, разработавшая план ГОЭЛРО (а равно планы строительства ДнепроГЭСа и т. п.) и заставившая воевать за себя французов, не могла бы сделать это во второй раз. Настоящий XX век начался в 1945 году, с приходом войны нового типа — Холодной — с многоходовыми дипломатическими провокациями, ордами белых «военных советников» в непролазных джунглях и, что важнее всего, культурным давлением и разнузданной политической демагогией. Мир, разоружение, свободу народам Африки, как вы смеете угнетать, как вы не смеете угнетать, свободу Юрию Деточкину!

И вот тут Советы, получившие наконец возможность не доигрывать чужие игры, а выступить от себя, проигрались в пух и прах, сдав все позиции на самом важно фронте — культурном. Увлекшись клепанием танчиков, СССР, как тот турок из анекдота, пришел на перестрелку с ножом. В итоге страшные танковые армады никуда не пошли, а на Красной Площади у Мавзолея выступил Пол Маккартни. Советские и постсоветские люди до сих пор считают это какой-то случайностью, досадной ошибкой, недоразумением, не понимая, что в борьбе за мировое господство не бывает досадных ошибок — в ней есть лишь железные закономерности. Точнее, простая закономерность — вы не можете выиграть войну ядерной эпохи по рецептам XIX века, превратив Третью мировую в расширенный вариант Второй мировой, которая была расширенным вариантом Первой мировой. По сути, СССР был обречен к 1932 году, когда начали давить советский (а на самом деле русский) авангард, единственный шанс Совдепии в войне культур. Итог закономерен — к 80-м годам советская армия была сильнейшей в мире, но советские люди жили в западном культурном пространстве, глубоко, горячо и искренне презирая родную страну. Не надо убивать полмиллиарда индусов — просто внушите им, что они тупые отсталые обмудки, которые должны целовать вам ноги, и вы победите. Культурная отсталость СССР (тут сейчас набегут с криками про балет или, например, Шолохова — не понимая, что я говорю про массовую культуру, и что балет с романом — это как раз культурные формы XIX века) была запрограммирована с самого начала — в стране, где нельзя свободно читать, думать и обсуждать, никакой полноценной культуры быть не может, блестящей иллюстрацией чему являются Северная и Южная Корея. На Севере всё на уровне «народного творчества», на Юге — «Олдбой». «Олдбой» вы три раза пересматривали, а на народное творчество вам срать-ебать с высокой колокольни. Точно так же всему остальному миру было срать-ебать на народное творчество СССР (другое дело, что из-за масштабов страны оно было заметнее, «двадцатиметровая палехская шкатулка»).

Так вот, я это все к тому, что СССР, с кровью, с потом, с безумными косяками доделав прожекты XIX века, оказался неспособен воевать культурой, культурно ничтожен, культурно бесплоден. В то же время русская культура еще в XIX веке угрожала той же Америке похлеще ракет на Кубе (прижизненные клубы почитания Толстого, например), мы правили в главной культурной форме XIX века — в романе, добавкой к этому шла солидная доля в драматическом искусстве и классической музыке. И нет ни малейших сомнений, что, сохранись наша, русская культура, мы бы начали доминировать в кино и популярной музыке, отстроив альтернативный Голливуд (в первую очередь как место силы, место, притягивающее взоры со всего мира) и наш русский «Биттлз». В работах Эйзенштейна этот русский Голливуд, русская киноконцепция, способная бороться и с европейским, и с американским кино, проглядывает, просматривается — и гаснет. Как гаснет все русское кино, превращающееся в советский болливуд, русский авангард, русское все. Передовые отряды русской культуры, взращенные великолепным XIX веком, бесславно, беззвучно, безнадежно вязнут и тонут в серой советской массе танков, которые никуда не поехали, самолетов, которые никуда не полетели, и гениальных инженеров, окончивших свои дни торговлей вязаными шерстяными носочками на рынках.

Вы присвоили русскую промышленность, вы присвоили русских людей, вы присвоили даже русскую Мировую войну — но вы не смогли присвоить русскую культуру. И в 80-х давали и в рот, и в жопу за кусок крашеной тряпки — джинсы. А в 70-х устроили давку со смертями на стадионе, когда канадцы разбросали куски подслащенной резины — жвачки. В этом вы все идиоты, пришедшие с ножом на перестрелку, и до сих пор не осознавшие, что случилось. И в этом комедия нынешней России, собирающейся в постнуклеарную эпоху развивать фольклор и высокотехнологичные производства.

И в этом трагедия нас, тех немногих, кто понимает, как мог бы выглядеть XX век и как он уже не будет выглядеть никогда.