Очень интересно наблюдать, как, переориентировавшись на русских, путинский агитпроп ретранслирует им всё ту же советскую систему смыслов, совершенно непонятную современному поколению русских людей. В среде тех, кто поддержал присоединение Крыма, отношение к произошедшему лучше всего описывается фразой «Ну ладно, хоть так». Риторика про «бандеровцев» неплохо сработала на ещё советские поколения — они же и составили костяк пророссийских протестов на Юго-Востоке. Молодых лиц было сравнительно мало и, в общем, никакие «бандеровцы» их не трогают, они просто молча согласились с официальной трактовкой украинских событий, не имея сил хотя бы дополнить её своей собственной.
Меж тем, происходящее на Украине «по картинке» очень слабо напоминает «бандеровщину» и вообще «фашизм». Украинские националисты додумались обвешаться нацистской символикой — это да, тут молодцы, спасибо. Но чисто эстетически они ни на каких фашистов не похожи. Это типичная «махновщина», в которой русофобия и антимоскальство выступают как фактор борьбы с силой, способной, в отличие от Бандеры, действительно навести на Украине реальный порядок. Никакой порядок им на самом не нужен, а нужно 45-миллионное Гуляй-Поле, в котором говорящие на мове хлопцы будут докапываться до прохожих, крышевать бизнес и приходить к главврачам больниц с нелепыми люстрационными постановлениями, пугающе копируя классический Булгаковский сюжет, когда Швондер-сотоварищи пришли к профессору Преображенскому уплотнять его жилплощадь.
Достаточно просто посмотреть на людей из «Правого сектора»: нелепый рыбацкий камуфляж, строительные каски, самодельные деревянные щиты, дубинки, даже ВАТНИКИ, простигосподи. Какой же это фашизм? Фашисты — это штурмовики, чернорубашечники, грубое олицетворение железного порядка, заимствованное из эстетики старых европейских монархий и адаптированное под туповатое массовое общество тридцатых годов. Строевой шаг, железная поступь, а не сброд каких-то оборванцев с коктейлями Молотова и булыжниками. Увидев украинский Правый Сектор, Гитлер и Муссолини умерли бы от смеха. «Не дано тебе, деревенщина галицийская, понять, что такое настоящий немецкий орднунг». Собственно, глюки у ребят начинаются уже на уровне символики: красно-чёрные цвета в Европе используют левые. И картинка горящих баррикад и носящихся по ним нелепо одетых людей в самодельных бронежилетах — абсолютная копия левых акций прямого действия. Причём даже не европейских, а латиноамериканских (а то и африканских).
Мобилизационный ролик «Правого сектора». На фоне «вежливых людей» без лиц и без эмоций — воплощенной угрозы — украинский «фашизм» как-то кхм…
Потом, русских никакая «победа над фашизмом» не интересует — даже не совсем ясно, что это. Если русский празднует 9 мая, он празднует разгром Третьей Германской Империи русскими солдатами, а не какую-то абстрактную победу добра над злом. Но люди, заведующие в России агитпропом, похоже, неспособны до конца понять это, и продолжают долбить в одну единственную точку: «У власти на Украине сидят бандеровцы». Отсюда присоединение русских земель Украины начинает выглядеть как бы ещё одной победой над фашизмом, «освобождением от нацистской оккупации», что с точки зрения нормальной пропаганды хорошо, но МАЛО. Современные поколения понимают некоторую лицемерность этой идеологической конструкции, и в «антифашисты» записываться не сильно спешат. Не потому, что являются фашистами, а потому, что у них картина мира выглядит иначе.
У власти на Украине находятся никакие не фашисты, а прежде всего недееспособные беспредельщики, засылающие отряды относительно плохо подготовленных, но наглых хунвейбинов для подавления русских выступлений на Юго-Востоке, издевательств над директорами телеканалов и вообще мирными украинскими гражданами. Хунвейбины выглядят абсолютно нецивилизованными дикарями, и до фашистов им расти и расти. Ну какой из Александра Музычко, простигосподи, фашист. У нормального фашиста форма начищена до блеска, осанка, выправка, это холодный и жестокий палач, беспощадный к врагам Рейха. Да, немцы воевали против СССР и запятнали себя расправами над мирным населением, но военная машина Третьего Рейха вызывает у русских некоторое уважение, солдаты Вермахта — это достойные враги. А Музычко — обычный член банды батьки Махно, бандит с большой дороги, «солнцевский». Украинская мова для этих людей — феня, маркер причастности к «блатным», «бродягам», к их уголовному украинскому миру. Фашисты из всех этих людей, извините за мой украинский, как из говна пуля.
Что же Россия? Россия в украинской ситуации выглядит стороной Порядка. Нынешние российские СМИ, в общем, перегибают иногда с истерикой, но о властях такого сказать нельзя: они в последние дни выглядят, что бы там ни говорили, очень достойно для своего уровня. Оформление аннексии Крыма прошло под совершенно «дореволюционную» картинку и отличалось вовсе не антифашистской-советской, а русской имперской эстетикой (что сильно сгладило общую истерию вокруг «антибандеровщины»). Украинцы бегают в жутких нарядах, орут, угрожают, что земля будет гореть под ногами проклятых русских, а в России всё культурно: Георгиевский зал, имперские триколоры, все нарядные, улыбаются, человеческая речь, счастье, радость. Разумеется, пнуть противника, нарядившегося Гитлером, было совершенно правильным решением, встреченным старшими поколениями людей с большой поддержкой и энтузиазмом. Но вообще для молодых русских картина выглядит иначе: на Украине анархия, хаос, разложение, массовая деградация, распад государства, и русские солдаты в этой ситуации — единственные, кто сможет навести порядок и спасти русских же людей из разваливающегося государства-майдана, вернуть их в лоно Цивилизации и культуры из полыхающего гуляй-поля с раздухарившимися уголовниками. После оформления аннексии надо было приглашать Крымскую делегацию в Большой Театр. Мол, у вас там в Киеве горящие автомобильные покрышки и весь центр разнесли, а у нас чуть ли не последняя Империя Старого Порядка.
Это российский агитпроп озвучить и организовать постеснялся, ограничившись «антифашизмом» и кое-где доведя его до абсурда. Из-за этого растерял значительную часть молодого поколения русских, которым вся эта борьба с бандеровщиной до одного места, люди существуют в другой системе координат. Бандеровщина (мифическая) их пугает гораздо меньше, чем беспредел гопников и бандитов, деревенскому «украинству» с вышиванками и ножками от табуреток они тысячу раз предпочтут космополитичную культуру русского города, но все детские обзывалки типа «майдаунов» и дремучий, совершенно безответственный антиамериканизм и антиевропейство вызывают у них чувство неловкости. На кого вообще рассчитаны эти заходы? Люди Европу видели сто раз, всё там нормально. У Европы они хотели бы учиться — в том числе успешной и коварной внешней политике, а не осыпать её проклятьями, высунувшись из ржавых жигулей в тельняшке.
Между прочим нам не рассказали, что Алексей Чалый — не только народный мэр Севастополя, но и доктор технических наук, и возглавляет промышленную группу «Таврида Электрик», которая успешно работает в 22 странах мира, — в том числе, о ужас, в богомерзкой загнивающей Гейропе и Пиндостане — объединяет более 70 (!) компаний и 3000 человек персонала. Ходячее Сколково, русский Стив Джобс, «будем делать с Чалым в Крыму Силиконовую долину» — ничего этого не прозвучало, хотя могло бы. Опять же, Павел Губарев, про которого я тут писал: молодой, образованный, занимается бизнесом, жена-красавица. Ничего этого в официальной пропаганды нет, есть опять только «борьба с бандеровцами». И так до бесконечности. Люди в России НЕ ЗНАЮТ, что реальную «Европу» в украинском кризисе представляет как раз Чалый, а не Кличко.
vs
Отсюда в голове у них осталось понятное разочарование, диссонанс и, как следствие, общее отрешение от успехов российской внешней политики. «Да, они присоединили Крым, но при этом они всё равно какие-то инопланетяне. Не буду радоватся, не моя победа, меня здесь не стояло, меня никто не спрашивал, они там все старпёры какие-то, Европой пугают».
Это было окончательно ясно ещё тогда, когда транслировали заседание Совета Федерации в связи с разрешением Путину применить на Украине войска, где людям из этого самого совета дали поговорить от себя. Повылезали какие-то зомби, абсолютно бескультурное хамло, начали озвучивать совершенно безумные вещи: «покончим с этой американской империей лжи, националюга на Майдане выскочит» — простите, всего не упомнить, если надо пересмотрите. Понятно, что для бабушек-дедушек надо было озвучить дежурные реплики, которые считаются ими с первого раза, но наше общество состоит ведь не из одних бабушек.
Тогда же возникло странное чувство — мол, да, отобрать Крым и юго-восток хорошо, но боже мой, эти, что они несут вообще, с кем разговаривают? Они хоть понимают, что это прямой эфир? Что они озвучивают позицию большого культурного государства? На фоне заседаний Верховной Рады они, конечно, выглядят полубогами, но и мы-то не украинцы! Что они от нас хотят вообще? Какая империя лжи, какие бандеровцы, что вы несёте, боже, как вы туда попали вообще, в этот Совет Федерации, с такими представлениями о мире, нет, не надо, остановитесь, скорее голосуйте, перестаньте говорить!
И это может очень опасно аукнуться властям, а также нам всем, лет через двадцать. Когда старшие поколения уйдут, а с нынешними продолжат разговаривать, исходя из архаичной советской картины мира. Общество со сбитой системой смыслов будет постоянно спотыкаться, пытаясь объяснить реальность через тройной фильтр устаревшей советской риторики. На выходе будет получаться чёрт знает что, а действительно полезная информация будет тонуть в потоке абсолютно неэффективной пропаганды советского же образца. В 1991 году на фоне Голливуда, мировой массовой культуры и рухнувшего железного занавеса, всякие старые кретины рассказывали молодым людям про загнивающий Запад, чавкая пельменями и благоухая чесночным перегаром. Что получилось? Миллион человек приехало в Тушино слушать Металлику, размахивать американскими флагами и плакать от неподдельного счастья. Сегодня нам на фоне интернета, роботизации, 3D-принтеров и всё ещё отсутствующего железного занавеса рассказывают про бандеровцев-бендеровцев. И такими темпами очень рискуют договориться до миллиона счастливых русских людей с флагами Европейского Союза.
Итог 70 лет советской власти: воспитанный этой властью миллион человек (включая действующих военнослужащих) машет американскими флагами под американский рок. Умный учится на чужих ошибках, советский дурак не учится и на своих.
И виноваты будут в этом не мифические «национал-предатели», а руководители РФ, спустя 23 года после кончины Советского Союза продолжающие пытаться объяснять себя миру с помощью штампов советской пропаганды. В ООН над этим всем уже смеются. Скоро начнут смеяться и в России.
И даже те визуальные образы Украинского кризиса, что самостоятельно захватили мир, российской пропагандой не используются. Не хочу триколоры, «вежливых людей» и прокурора-няшу, хочу бегать с красным флагом на четвереньках и ругать бандеровцев!