Хотелось бы немного отвлечься от злобы дня и поговорить о любопытном документе «Основы государственной культурной политики», который сейчас разрабатывается Министерством культуры и Администрацией Президента, и который должен послужить основой новой государственной культурной политики. Несмотря на то, что к культуре у нас в стране относятся как к чему-то второстепенному, «Основы» представляются нам документом ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ важности.
Почему? Потому что в «Основах» декларируется начало русского нацбилдинга посредством унификации культурного пространства внутри России под традиционную русскую культуру как единственную поддерживаемую государством форму идентичности. После 20 лет игр в «многонациональность», «россиянство» и т.п. в Эрефии наконец заметили, что 83% ее населения составляет народ с одной из важнейших мировых культур, и что нет никакого смысла городить огород, а стоит начать строить русскую гражданскую нацию на основе русской культуры и не выпендриваться.
Несколько говорящих цитат:
Имеется в виду восприятие российской истории как непрерывного процесса — от Российской империи через СССР к современной Российской Федерации. Цивилизационное ядро русской (российской) культуры с присущими ей ценностями остаётся неизменным на протяжении всего этого периода.
В XX веке были предприняты две мощные попытки изменить культурно-цивилизационную идентичность России: коммунистами в 1917 году и сторонниками «либерально-западного» пути развития в конце 1980-х — 1990-х годах. Как видится и отмечается всеми исследователями, российскими и иностранными — обе попытки слома традиционной идентичности не имели успеха.
Обеспечение единства российского общества, недопущение его раскола под влиянием чуждых ценностей возможны посредством проведения единой культурной политики, понимаемой как воспитание граждан в духе общей для России системы ценностей.
Конкретные задачи государства можно разделить на три группы:
1) в сфере сохранения наследия и его актуализации, втягивания в профессиональный, образовательный, досуговый оборот, обеспечения к нему свободного доступа граждан, внедрения новейших технологий доступа к наследию;
2) в сфере обеспечения деятельности учреждений культуры, в том числе за счёт повышения уровня заработной платы, оптимизации системы подготовки кадров, оптимизации деятельности и увеличения внебюджетных доходов, а также обеспечения соответствия содержательной части заявленным задачам государственной культурной политики;
3) в сфере государственной поддержки творческих проектов, формирования критериев и систем отбора проектов, способствующих сохранению единого культурного кода и его трансляции новым поколениям россиян.
Отдельной важнейшей задачей, без решения которой невозможно двигаться по трем указанным выше направлениям, становится поддержка научных исследований, нацеленных на выявление содержания традиционной для России системы ценностей, конкретных форм ее выражения и трансляции от поколения к поколению средствами искусства, её отличий от иных культур.
Истинная цель государственной культурной политики состоит не в том, чтобы «отвечать на угрозы», а в том, чтобы целенаправленно формировать национальный менталитет.
Из сказанного также необходимым образом следует задача проведения единой культурной политики не только в сфере, относящейся к полномочиям Министерства культуры РФ, но и в важнейших смежных отраслях — в сфере образования, молодёжной политики, миграционной политики и в особенности в сфере СМИ. Тезис об этом должен обязательно присутствовать в разрабатываемом документе.
Народы, интегрируемые в состав российского государства в процессе его создания, принимали эту общую культуру, одновременно отказываясь от несвойственных российской культуре национально-культурных особенностей. Так, включение в состав Российской империи территорий Северного Кавказа сопровождалось постепенным отказом населявших их народов от целого ряда норм шариатской культуры того времени — таких, как кровная месть, многожёнство, рабовладение и пр.
Соответственно, при проведении государственной культурной политики приоритет должен отдаваться подчёркиванию культурного единства народов России, а не различий национальных культур. Заботиться о поддержании национальных культурных особенностей — право органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Место и авторитет российского государства в мире определяется не только его политическим весом и экономическими ресурсами, но и великой русской культурой, её духовным, интеллектуальным и инновационным потенциалом.
Глобализация означает не просто взаимное влияние культур, а их противоборство во всех сферах — экономической, политической, культурной и т. д. В данном противоборстве главным нашим козырем является наша уникальная цивилизационная идентичность, выраженная в нашем историко-культурном наследии и в нашей системе ценностей. Благодаря этой идентичности российское государство выжило на протяжении более чем тысячелетней истории; соответственно, сохранение этой идентичности в условиях глобального противоборства является важнейшей задачей.
Поэтому обогащение российской культуры во взаимодействии с культурами других народов допустимо лишь постольку, поскольку этим не размывается базовое ценностное ядро нашей культуры.
Отсюда также вытекает необходимость борьбы за сохранение и развитие русской культуры и русского языка как внутри, так и за пределами Российской Федерации, в первую очередь в государствах постсоветского пространства.
Финансирование отрасли культуры должно основываться на понимании расходов на культуру как эффективных инвестиций в национальный человеческий капитал. Доминантой современной культурной политики должен стать переход от «государства-мецената» к «государству-инвестору», обеспечивающему формирование эффективной культурной среды и рост человеческого капитала с помощью адекватных бюджетных механизмов.
Достаточно очевидно, что исторически именно русский народ являлся и является «государствообразующим». Отрицание этого факта равносильно отрицанию межнациональных различий вообще. (Около 80% граждан Российской Федерации — русские.) Аналогичным образом, подавляющее большинство культурных достижений нашей страны связано с именами деятелей культуры, творивших в рамках русской культурной традиции.
Противопоставление понятий «русский» и «российский» недопустимо в силу их фактической идентичности. Примечательно, что в иностранных языках такое различие отсутствует. (Например, в английском слово «Russian» переводится на русский язык и как «русский», и как «российский» в зависимости от контекста; однако в английском языке это одно понятие).
Духовные и ценностные основы Русской цивилизации, адаптированные к современным реалиям, которые должны быть положены в основу формируемой при помощи государственной культурной политики «духовно-культурной матрицы» России.
Основным содержанием государственной культурной политики должно быть формирование полноценного человека — гражданина единой России, хранителя историко-культурных традиций нашей цивилизации и их продолжателя в условиях современного инновационного развития.
А результатом будет сохранение и умножение русского народа и всех братских народов, населяющих нашу страну«.
(прекращаем цитирование) По примеру товарища Сталина в условиях необходимости противостояния большей части цивилизованного мира Путин внезапно вспомнил о том, что не все народы одинаково полезны, концепция «родины 666 народов» внезапно поменялась на «русский и другие братские народы». Более того, в тексте делаются даже страшные намеки, что, может быть, кавказцам запретят лезгинку и криминальный беспредел, как не соответствующий традиционным русским ценностям.
Это были хорошие новости — как уже отмечал Галковский, столкнувшись с бунтом многонациональных 17% пополам с необходимостью противостояния США и Европе, Путин, похоже, решил не корчить из себя придурка, а врубить последний оставшийся у него козырь — русскость. Но есть новости и плохие, заключающиеся в том, что именно в Администрации Президента понимают под «русскостью»:
В противоположность описанному подходу, трудами целого ряда мыслителей (Данилевский, Тойнби, Гумилёв, Хантингтон) обоснован цивилизационный принцип: человечество представляет собой совокупность больших общностей (суперэтносов, цивилизаций, культур), отличающихся друг от друга своим отношением к окружающему миру, своими системами ценностей и, соответственно, своей культурой.
Россия в рамках такого подхода должна рассматриваться как уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к «Западу» («Европе»), ни к «Востоку». Краткой формулировкой данной позиции является тезис: «Россия не Европа», — подтверждаемый всей историей страны и народа, а также многочисленными культурно-цивилизационными различиями между представителями русской (российской) культуры и иных общностей. (На существование таких отличий указывают практически все авторы, занимающиеся данной тематикой.)
Как писал по этому поводу все тот же Галковский:
Россия не западная страна, у русский особый путь не пришей кобыле хвост. Утверждается это даже сейчас — в эпоху глобальной унификации. Самим фактом подобного утверждения в НАЧАЛЕ XXI ВЕКА люди, откладывающие на поверхность реальности столь зернистые мысли, доказывают что они не верят в то, что говорят. Так, хлопают языком за деньги, осваивают гранты. «Евразийство» в 20-30-е годы, в эпоху предэнтеэровского пересменка ещё возможно. Как вонючая отрыжка XIX века. Но сейчас это несерьёзно. Несерьёзно, даже если бы русские были узкоглазыми и чернокожими мусульманами. А русские ещё, вдобавок, белые христиане, принадлежащие к славянам — одной из наиболее многочисленных этнических групп Европы. Значит, кто может говорить о незападной природе русских? Заведомый кретин, на которого машут рукой, или сознательный лжец.
Для чего это делается, понятно. С древним европейским народом в начале прошлого века поступили не по чину, теперь БОЯТСЯ. Поскольку русские народ агрессивный и народ великий, откат будет серьёзный. Так сделают, что третий рейх покажется детской игрушкой. Вот и толдычат: да какие же вы, немцы, европейцы? Сами подумайте. Ваш путь иной — не надо вам ни науки, ни культуры, отдайте носильные вещи, забирайтесь на Чувилкин бугор и считайте звёзды. Потому как духовность. А мы тут по серости нашей сделаем без вас ЕС, начнём выпускать поганых роботов, да жить по сто сорок лет. Опять же вам польза — будем в вашу Африку приезжать, покупать сувениры.
То есть, несомненно, поворот к русскому национализму будет, но к русскому национализму не «Спутника и Погрома» (индивидуализм, рационализм, свобода, нация, интеллектуализм), а к русскому национализму условного Дугина (диктатура, православие, социализм, иррационализм, антинтеллектуализм), когда нация выступает не как субъект политики («Вы русские — вы и решайте!»), а как объект («Вы русские — вы и слушайтесь генсека!»). Причем если гранд-целью «Спутника» является способствование созданию национальной интеллектуальной, промышленной и военной элиты, способной конкурировать с США и Европой в условиях открытого общества, открытого рынка, открытого мира, то гранд-цель «россиинеевропы» ровно противоположна — отгородиться от всякой конкуренции, защитить дряблые полусоветские элиты от стального напора Европы, изолировать их от культурного, экономического и военного давления, лишив необходимости меняться, адаптироваться, совершенствоваться. Заменить принцип survival of the fittest жизнью в санатории для инвалидов с манной кашкой (при том, что, по нашему мнению, русские являются не инвалидами, а как раз наоборот, хищниками, которым от советской манной кашки плохо и больно).
Это плохо. Очень плохо. Как учит нас история, Железный Занавес рано или поздно падает, и выращенные в тепличных условиях изоляции граждане оказываются отданы на растерзание окружающему миру, доходя в своей глупости и беспомощности до фантастического идиотизма (МММ как следствие 70-летней изоляции от мирового рынка). И чем больше Путин и его правительство будут изолировать нас от тех плохих злых европейских парней, не давая возможности самостоятельно набить шишек в схватках с ними, тем больнее нам будет потом, когда Путин умрет и очередной Занавес рухнет, оставив очередных слепеньких нашистов на мировое растерзание. Будут сидеть, всем Селигером заряжать воду от телевизора (или что там им еще Петрик придумает).
Демократия. Право. Ценности индивидуальной свободы. Ценности секулярного общества. Ценности рыночной экономики. Ценности частной инициативы. Ценности гражданского общества и множества неправительственных организаций как фактического проявления национальной солидарности. Ценности свободы слова и конкурирующих СМИ. Ценности нации и объединения по культурно-политическому признаку с целью обретения политической субъектности. Ценности интеллекта, элитаризма, естественного неравенства. Ценности осознания себя неотъемлимой частью Европы, не теми, к кому лезут плохие злые европейцы, а теми, кто сам плохой злой европеец. Ценность европейской русской истории и европейской русской культуры. Ценность заложенного в русской культуре аристократизма, гуманизма и индивидуализма. Ценность соревнования, конкуренции, битвы, атаки, а не обороны, угрозы, а не защиты от угроз. Ценность агрессии (не только военной, но и культурной и экономической) как социального лифта. Ценность социального лифта без агрессии. Ценность меритократии, а не непотизма. Ценность нации вне зависимости от того, где живут ее члены. Ценность русских Америки, русских Европы, русских Азии, Африки и Австралии.
Ценность нации, являющейся естественным лидером Европы хотя бы в силу своих размеров, а не охающим евразийцем в чалме с православным крестом, опасающимся бледнолицых дьяволов с их стальными машинами.
Ценность быть свободными, опасными, русскими. Европейцами. Единственная настоящая ценность в этом печальном мире — подтверждаемая огромными виллами путинских неоевразийцев на Лазурном берегу, а не на берегах Хуанхэ.
Говорят, наше богоспасаемое издание плотно читают в Администрации Президента. Я скромно надеюсь, что этот текст заставит наших чиновных читателей крепко задуматься над тем, что вместо здорового русского национализма, который мог бы послужить стабильным фундаментом новой России, они начали городить очередной петрушечный симулякр, который начнет разваливаться через пару лет, и пересмотрят свое решение завернуться в узбекский халат и рычать на загранпаспорт с шенгенской визой.
Ну серьезно, уж если решили заняться нацбилдингом — сделайте по-человечески, в самом-то деле.
Один из наших читателей в ЦЕРН — Европейской организации по ядерным исследованиям, крупнейшей в мире лаборатории физики высоких энергий — наглядно иллюстрирует мысль о том, что свободные, опасные, русские европейцы не теоретический концепт, а суровый факт реальности.