Пока все внимание Украины было отвлечено на Крым, а потом на Юго-Восток, новый очаг напряжённости появился на западе. Весьма любопытное заявление сделал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан:
«Положение двухсот тысяч венгров, живущих на Украине, придает этому вопросу особую остроту. Венгерская община должна получить двойное гражданство, все права национальной общности, а также возможность самоуправления. Это наши четкие ожидания от новых властей Украины»
Конечно, одновременно премьер-министр ритуально выразил поддержку демократическим начинаниям на Украине, но тональность всё же слегка ошеломила. Надо сказать, что официально вопрос о возвращении венгерских территорий венгры благоразумно не ставят: всё-таки они члены ЕС. Однако тихими методами они действуют весьма настойчиво все последние годы. Венгры Закарпатья имеют возможность получить венгерское гражданство по максимально упрощенной схеме. При этом на официальном уровне венгры отрицают выдачу паспортов украинским мадьярам (украинское законодательство запрещает двойное гражданство), однако все запросы о количестве граждан Украины, получивших венгерские паспорта, игнорирует, ссылаясь на защиту персональных данных. Сразу же после Майдана венгры выделили финансовую помощь, но не всей Украине, а только Закарпатью.
Закарпатье — самая западная область Украины. Её история типична для западноукраинских областей, но, несмотря на это, — весьма примечательна и полна упоительных приключений. Как и большинство западноукраинских земель, она входила в состав Австро-Венгрии, но после её распада начались совсем уж упоительные приключения. Уже через несколько дней после распада империи собрание русинов в маленьком городке Стара Любовня провозгласило независимость от Венгрии, которая, в свою очередь, несколько дней назад провозгласила независимость от Австро-Венгрии. Параллельно в Ужгороде другое собрание русинов проголосовало за присоединение к Венгрии на правах автономии. Но тут же рада русинских эмигрантов в США (!) под предводительством Григория Жатковича проголосовала за вхождение в состав Чехословакии. Вы не поверите, но в то же время очередная рада в очередном маленьком городке проголосовала за то, чтобы присоединиться к Украине. Такой невероятный разброс мнений обусловлен следующим фактором: восточно-славянское население Австро-Венгрии, которое мы сейчас знаем под названием «украинцы», в те годы именовалось русинами. Они и сами называли себя либо русинами, либо русскими — но был нюанс: прорусские русины именовали себя русскими, а проукраинские — рускими (с одной буквой С), либо руськими. В Австро-Венгрии, дабы обезопасить себя от русофильских тенденций, русинов называли рутенами. В России восточных украинцев традиционно именовали малороссами, западных иногда называли русинами. Во всяком случае, на некоторых дореволюционых картах указано, что на территории нынешней Украины проживают «малороссы или русины».
Дореволюционная русская карта с упоминанием русинов
Что было делать с огромной массой этих людей — было не совсем понятно. Австрийцы начали проект по превращению русинов в отдельный народ, поощряя разрыв связей с русской культурой и развитие особой, русинской. Однако позднее австрийцы переключились на то, чтобы сделать русинов украинцами. Сами русины были раздираемы противоречиями: часть из них ориентировалась на Россию и считала себя русскими, пользуясь русским языком, другая часть ударилась в украинофильство и перешла на мову, третья придерживалась прословацких взглядов, четвертая — провенгерских, пятые считали, что русины — отдельный народ. В советское время всех упорствующих русинов записали в документах украинцами, однако в некоторых странах мира русины получили признание в качестве национального меньшинства, в частности, в Чехии, Словакии и нескольких других государствах. В 90-е годы часть украинцев вспомнила, что они когда-то были русинами, и идентифицирует себя именно как русинов, требуя автономии. Украинцы русинов как отдельный народ не признают.
Так вот, пока русины в своих провинциальных радах решали, к кому им присоединиться, венгры предоставили Закарпатью автономию под названием «Русская краина». Спустя три месяца в Венгрии была провозглашена советская республика. То же самое началось и в Русской краине, где коммунисты действовали с широким размахом. Догадаться записать русинов в украинцы они пока ещё не догадались, поэтому пропаганда шла раздельно: для русинов выходила газета «Руська правда» на русинском диалекте/языке, для украинцев — «Червона Украина». Коммунисты, однако, продержались недолго и были изгнаны чешскими и румынскими войсками.
Тем временем вернувшийся из эмиграции Жаткович склонил на свою сторону Антона Бескида — внука русофила-будителя Михаила Бескида. Бескид, в свою очередь, склонил прорусские группировки русинов поддержать прочешские группировки в деле присоединения к Чехословакии. Сделать это было нетрудно, т.к. в России полным ходом шла гражданская война. По итогам встреч Жатковича, Бескида и Волошина (о нём позже) было решено обратиться к президенту Чехословакии Масарику с просьбой о присоединении к этой стране на правах автономии. Масарик нехотя послал людей проверить состояние региона и когда они нашли его «удручающим», с радостью отмахнулся от Закарпатья. Но не тут-то было. Большие люди решили по-другому. Сен-Жерменский договор, на котором победители решали судьбу бывших территорий Австро-Венгрии, включил Закарпатье в территорию Чехословакии против её желания, т.к. Антанта опасалась усиления Венгрии, которая имела виды на этот регион. Окончательно статус Закарпатья был подтверждён Трианонским договором, подписанным непосредственно с Венгрией. Большие европейские Люди так основательно развинтили Венгрию, что вплоть до Второй мировой войны день подписания этого договора официально считался траурным, а венгерские школьники каждый учебный день на протяжении 20 лет начинали с коллективной молитвы о воссоединении Венгрии.
Григорий Жаткович
Закарпатье вошло в состав Чехословакии под названием Подкарпатская Русь и получила свой собственный флаг — настоящий, жовто-блакитный. Губернатором стал уже известный нам Жаткович. Однако уже через пару лет он покинул свой пост из-за недовольства тем, что автономия практически не получила полномочий на самоуправление. Его на посту губернатора сменил Эренфельд, недолго числившийся и.о. и не запомнившийся ничем, а затем губернатором стал уже известный нам Антон Бескид. После того, как чехи поставили на Житковича, а не на него, Бескид ушел в оппозицию, создал «Русскую народную партию» и основал «Русский народный банк», главой которого и оставался до 1923 года, когда в обмен на прекращение оппозиционной деятельности он был назначен губернатором. Как уже упоминалось, Бескид отличался русофильскими взглядами и был одним из основателей Русского культурно-просветительного общества имени А. В. Духновича. Эта организация возникла как противовес украинофильскому «Просвиту». Бескид периодически писал письма Масарику, напоминая, что вообще-то чехи обещали автономию, но ничего серьёзного ему добиться в этом деле не удалось. Бескид служил губернатором до самой смерти в 1933 году. Затем его на три года сменил вице-губернатор Антонин Розсыпал, а посое главой Руси стал Константин Грабарь — бывший старость Ужгорода, при котором в городе наконец построили водопровод и канализацию. Грабарь — бывший грекокатолический священник, сын грекокатолического священника, подвергался за свои тихую и смирную прочехословацкую позицию жёсткой критике как со стороны русофилов, так и со стороны украинофилов.
Подкарпатская русь
Но старые проблемы никуда не исчезли, население чётко разделилось на противоборствующие группировки, а каждая политическая партия всё так же тянула Закарпатье в неведомые дали. Наиболее крупными течениями были: группировка во главе с Волошиным (он ещё сыграет свою роль, поэтому о нём позже), которые выступали за сохранение региона в Чехословакии, группировка Андрея Бродия и Венгерская партия — выступавшие за вхождение в состав Венгрии, коммунисты — выступавшие за объединение с Украинской ССР, и, наконец, самая примечательная политическая сила Закарпатья тех лет — Русская национально-автономная партия. Как вы уже догадались, это была партия русских националистов. Они придерживались крайне правых и антисоветских взглядов и официально считаются фашистской партией. Её основу составляли активисты уже упоминавшегося Русского общества Духновича. Партия имела обширные связи с русской эмиграцией, особенно тесными были её отношения с Российской фашистской партией Родзаевского. Лидер партии Степан Фенцик был провозглашен почетным членом фашистской партии Родзаевского. О Фенцике надо сказать отдельно: несмотря на своё происхождение — грекокатолический священник, сын грекокатолического священника — он был родственником знаменитого русинского русофила — писателя Евгения Фенцика. За участие в политической деятельности С. Фенцик был лишён сана священника. Поскольку выступать за вхождение в СССР правым антисоветчикам было не с руки, они поддерживали присоединение к Венгрии на правах автономии. Также ряд источников упоминает, что, так или иначе, Фенцик работал на венгерскую разведку.
Агитация русских националистов в пользу Венгрии
Как все прекрасно знают, в 1938 году независимость Чехословакии была ликвидирована Мюнхенскими соглашениями. Это произошло в то же время, когда регион наконец получил автономию. Через несколько месяцев венгерские войска выдвинулись в Закарпатье. За день до того, как войска зашли в регион, было провозглашено государство Карпатская Украина. Оно, наверное, установило своеобразный рекорд, просуществовав… ровно одни сутки. На следующий день в регион вошли венгерские войска. Президентом самопровозглашённого государства стал Августин Иванович Волошин, о котором я уже неоднократно упоминал. После распада Австро-Венгрии Волошин был директором учительской семинарии и лидером украинофильского направления в региональной политике. В 1938 году он стал премьер-министром региона, которому практически уже не существующая Чехословакия предоставила автономию. На своём посту он первым делом запретил все партии, кроме одной — украинской. В результате на последних выборах в чешский парламент от региона участвовала одна-единственная партия, которая, представьте себе, победила на этих выборах. Так вот, провозгласив независимое государство, он послал Гитлеру телеграмму: мол, так и так, мы новое государство, возьмите нас под свой протекторат. Гитлер даже не стал отвечать на неё, поскольку уже разрешил своему союзнику Хорти оккупировать Закарпатье. У украинцев было сформировано боевое националистическое формирование «Карпатская сечь», которое на протяжении нескольких дней пыталось обозначить сопротивление венграм. Но через немецкое консульство людям объяснили, что сопротивление венграм бесполезно, всё уже решено на высшем уровне, и всё затухло. После присоединения к Венгрии Волошин уехал в Прагу, откуда продолжил писать письма Гитлеру, например, предлагая ему себя на роль президента Украины, после нападения на СССР.
Августин Волошин
При венгерской оккупации развернулись русские националисты Фенцика. Он создал военизированную «Русскую национальную гвардию чёрнорубашечников», которая поучаствовала в нескольких столкновениях с сечевиками. Фенцик получил депутатский мандат в венгерском парламенте. В итоге всё закончилось одинаково плохо и для Фенцика, и для Волошина — обоих арестовал СМЕРШ в 1945. Фенцика расстреляли, а Волошин «умер от инфаркта». Ныне последний почитаем как герой Украины, про Фенцика изо всех сил стараются не вспоминать ни российские историки (фашист!), ни украинские (никаких русских тут не было, слава Карпатской Украине!).
Территория отошла СССР, дальше всё предсказуемо — местные организации были запрещены, а русины записаны украинцами. Местные активисты просили включить территорию в состав СССР на правах отдельной Карпато-Русской республики, но, как вы понимаете, предложение было отклонено, и Закарпатье стало частью Украины на правах простой области.
По клику откроется версия в большом разрешении
Так в чём интерес современных венгров к Закарпатью? Дело в том, что, несмотря ни на что, в области сохранилась крупная венгерская диаспора — более 150 тысяч человек. Это крупнейшее национальное меньшинство области (для сравнения — русских там около 30 тысяч). Не приходится сомневаться, что венгры воспользуются хаосом на Украине и попытаются максимально улучшить положение своей диаспоры. Что касается территориальных претензий Венгрии на данный регион — они малореальны. Во-первых, Венгрия является членом ЕС и по ряду причин не может в одностороннем порядке увеличивать свои территории. Во-вторых, венгры действительно лишь меньшинство, причем небольшое. Абсолютное большинство населения области составляют украинцы. Даже автономия венгров, с учётом их общего количества, весьма смелое требование, хотя и в европейских рамках. Не говоря уже про требование двойного гражданства, которое, вообще-то, запрещено украинским законодательством. Тем не менее, венгры наверняка ещё не раз вернутся к этому вопросу и постараются добиться максимальных уступок.
Что касается Румынии, у которой тоже есть свой интерес к Украине, то её официальные лица пока не делают резких телодвижений, в отличие от венгров. Несмотря на то, что в румынских СМИ время от времени задаются вопросами о том, готово ли правительство защитить украинских румын в случае проблем, МИД Румынии не делает серьезных заявлений. Тем не менее, в отношении своей диаспоры Румыния ведёт политику, аналогичную венгерской.
Законодательство Румынии гласит: «Иностранные граждане и лица без гражданства, которые были лишены румынского гражданства до 22 декабря 1989 года по разным, независимым от них причинам, а также их потомки, имеют право на возвращение гражданства Румынии». То есть все румыны Черновицкой области имеют право на это гражданство. Впрочем, почти все из 150 тысяч румын области уже воспользовались этим правом. Румыния крайне активно раздавала свои паспорта, выдача шла прямо в румынском консульстве, но после давления со стороны Брюсселя (Румыния тогда была кандидатом в ЕС), а также громкого дипломатического скандала между Румынией и Украиной программу максимально доступной раздачи паспортов свернули, однако их по-прежнему выдают, но теперь для этого необходимо приехать уже в Румынию. Ранее Бухарест, так же как и Будапешт, раздавал паспорта, от души наплевав на украинское законодательство, которое запрещает двойное гражданство (всем, кроме Коломойского). То, что румыны ничего не забыли, прекрасно иллюстрирует тот факт, что каждый президент Румынии в обязательном порядке хотя бы раз совершал визит в Буковину, т.е. нынешнюю Черновицкую область.
Откуда на Буковине взялись румыны? История Буковины не так изобилует приключениями, как история Закарпатья или Львова. В XIX веке эта территория входила в состав Австро-Венгрии. Национальный состав области был весьма пёстрым, по переписи 1887 года население области делилось следующим образом: 42 % русинов , 32,5 % молдаван/румын, 20 % евреев и немцев. Как мы уже неоднократно писали, украинской городской культуры нет, жителями украинских городов на востоке были русские, на западе — немцы, евреи и поляки. Это блестяще иллюстрирует национальный состав главного города региона — Черновцы — по состоянию на конец XIX века: немцы и евреев — 60,7%, румыны — 21,9%, русины — 14,3%. Как мы видим, русины-украинцы, будучи большинством в регионе, составляют меньшинство в городе.
Дореволюционная этнографическая карта Буковины — зеленым обозначены румыны
После распада Австро-Венгрии и провозглашения Западно-Украинской Народной Республики (ЗУНР) Буковина была включена в её состав. Затем в Буковину вошли румынские войска во главе с (вы не поверите) армянским генералом Якобом Задиком. После этого на скорую руку слепили всеобщий съезд Буковины, на который для видимости пригласили делегатов от всех сторон, но с таким румынским перевесом, что им ничего нельзя было противопоставить. По итогам этого съезда было объявлено об объединении Румынии и Буковины.
В регионе началась румынизация, однако города она не особо затронула. К десятому году румынского правления население города Черновцы не сильно изменилось: немцы и евреи — 55%, румыны — 26%, украинцы — 11%. Однако еще через 10 лет расклады существенно поменялись. Все немцы были репатриированы в Германию, евреи — уничтожены чуть позже. А попала в СССР Буковина за компанию с Бессарабией.
Румыны отжали Бессарабию у России, воспользовавшись смутой и гражданской войной. Надо отметить, что, несмотря на всю свою упоротость, даже СССР так и не признал аннексию Бессарабии (бывшей царской губернии). СССР неоднократно пытался решить вопрос с Бессарабией различными способами, начиная от проведения референдума и заканчивая неофициальными предложениями румынской стороне заплатить за то, чтобы советы признали эту территорию румынской. Бессарабский вопрос поднимался до самого начала Второй мировой, но каждый раз переговоры заканчивались безрезультатно из-за нежелания сторон идти на компромиссы.
Наконец, в 1939 году СССР решил побеседовать с Румынией с позиции силы. На границу были выставлены войска, а румынский король получил предложение, от которого не мог отказаться: вернуть Бессарабию и Северную Буковину, населенную украинцами, обратно, чтобы, общность украинского народа воссияла. Румынский король выполнил требования, одновременно немцы постановили, что Румыния должна отдать часть территории Венгрии и ещё один спорный участок — Болгарии. Как вы понимаете, это не могло закончиться без последствий. Надо сказать, что румынский король был пробританским диктатором, вдобавок преследовавшим националистов, и после того, как англичане кинули его, он остался без поддержки и был свергнут генералом Антонеску в союзе с Железной гвардией (которую он потом тоже кинул). Румыния заключила союз с Германией.
В результате Буковину присоединили к УССР, а Бессарабию — частично к УССР, частично к Молдавской ССР. В отличие от поляков из Львова, румын не стали переселять в Румынию и они так и остались в СССР, а теперь на Украине. Согласно переписи населения более чем десятилетней давности, на Украине проживало более 150 тысяч румын, а если считать вместе с близкими молдаванами, то и существенно больше. В одной только Черновецкой области — 182 тысячи румын/молдаван, еще 32,5 тысяч — в Закарпатье. Румынское правительство, начиная с первых лет независимости Украины, лоббирует интересы этих людей, на Украине действует несколько десятков школ на румынском, местные румыны также перешли с молдавской кириллицы на расово верную румынскую латиницу.
Подводя итог: вполне возможно, что Черновецкая и Закарпатская области были бы не против стать частью Венгрии и Румынии. Во всяком случае, украинские СМИ домайданного периода с горечью констатировали, что украинцы из этих регионов прибегают к всевозможным махинациям, чтобы заполучить паспорта Венгрии и Румынии. Однако серьезным препятствием для такого отчаянного шага является членство Венгрии и Румынии в ЕС. Как вы понимаете, у этих государств не тот статус в Евросоюзе, чтобы проводить политику расширений в одностороннем порядке. Скорее всего, они будут стараться всеми способами добиваться максимального расширения прав венгров и румын на Украине, вплоть до полной автономии. Введение войск на территорию Украины просто нереально, в крайнем случае, если начнется масштабная гражданская бойня, возможна высылка ограниченных контингентов под прикрытием международной миротворческой миссии. Вот, пожалуй, и всё, что могут сделать эти государства.
Что не должно мешать нам поднимать румынский и венгерский вопросы, показывая, что русские в своей борьбе с Украиной не одиноки.