Теория международных отношений за пять минут (перевод статьи Foreign Policy)

В Новой Англии сейчас поздняя весна, а это означает свежую порцию выпускников многочисленных местных колледжей и университетов. Глядя, как празднуют гордые родители и облегчённо выдохнувшие выпускники, я не могу не думать о том, что многие из них наверняка полны сожалений. Почему? Очевидно: потому, что эти многие слишком мало ходили на лекции по международным отношениям. Программирование, биология, экономика, прикладная математика, механика — это прекрасно, а история, английская литература и социология ещё увлекательнее, но много ли эти предметы расскажут о хитросплетениях международных отношений, глобализации, внешней политике и других крутейших вещах, которые изучают такие люди, как я?

Не бойтесь: у меня есть решение. Пару десятков лет назад на Saturday Night Live пастор Гвидо Сардуччи (он же Дон Новелло) предложил идею «Пятиминутного Университета». Она была проста, как всё гениальное: за пять минут вас обещали научить тем вещам, которые люди не забывают немедленно после получения диплома. Например: экономика? Проще простого: «спрос и предложение». Всё. Богословие? «Бог вас любит». И так далее.

Так что специально для людей, скорбящих о том, что получили диплом экономиста, так и не успев сходить на интересные предметы, я приготовил Пятиминутный Курс международных отношений. Он состоит из пяти основных понятий — всего, что вам нужно знать о захватывающем мире международной политики. Займёт больше пяти минут, только если вы очень медленно читаете.

119024663-cropped
 

Номер 1: Анархия

Необязательно быть реалистом, чтобы убедиться: внешняя политика отличается от внутренней отсутствием централизованной власти. Нет полицейского патруля, нет судей или судов, которым могут жаловаться государства. Когда начинаются проблемы, невозможно набрать 911. (Об этой маленькой проблеме могут в красках рассказать украинцы, ливанцы и руандийцы.) В отсутствие централизованной власти, которая могла бы защитить государства друг от друга, крупным игрокам приходится самим заботиться о себе и постоянно высматривать впереди возможные неприятности. Это не мешает сотрудничеству (и иногда даже отдельным альтруистическим поступкам), но означает, что безопасность стоит дорого, а все дела в международной политике делаются в длинной тени взаимного ужаса. «Анархию делают государства»{{*}}, конечно, но им самим от этого не легче.
 

Номер 2: Баланс сил (или, для респектабельности, баланс угроз)

Из-за анархии (см. выше) государства постоянно пытаются понять, кто сильнее, кто догоняет, кто отстаёт, и что делать, чтобы не выбыть из гонки. Баланс сил многое разъяснит в принципах выбора союзников и поможет понять, насколько вероятна война. Большие изменения баланса сил обычно опасны: новые игроки пытаются разрушить status quo, старые, отстающие — начинают превентивные войны. Кроме того, в моменты радикальных сдвигов труднее понять, кто сильнее, и вырастает опасность крупного просчёта. Хотя о точном смысле термина постоянно спорят, пытаться разобраться в международной политике без взгляда на баланс силы — это как играть в бейсбол без биты или блюз без ритма.
 

Номер 3: Сравнительное преимущество (оно же «выигрыш от сделок»)

Если вам никогда не преподавали международную экономику, то для начала нужно разобраться, как работает сравнительное преимущество: на нём стоит вся либеральная теория свободной торговли. Идея очень простая: государствам выгоднее производить те товары, которые получаются у них лучше всего, а остальное обменивать у других таких же узких специалистов. Даже если появится страна, производящая все товары лучше всех (имеющая абсолютное преимущество во всём), остальным всё равно будет выгоднее производить товары, в производстве которых у них есть самое большое сравнительное преимущество. Логика безукоризненная, но убеждать в этом государства пришлось пару веков. Отказ от меркантилизма (частичный) и обращение к более свободной торговле — фундамент современной глобализации и та причина, по которой мир сегодня богаче, чем двести лет назад. Без этой основной истины невозможно понять огромную и захватывающую сеть международной коммерции.
 

Номер 4: Иллюзии и просчёты

Один мой мудрый друг любит говорить, что всю международную политику можно описать тремя словами: страх, жадность и тупость. Первые две позиции мы уже разобрали (анархия и баланс сил — это про страх, а свободная торговля — это про благотворное влияние жадности). Но третья — тупость — не менее важна: невозможно разобраться в международной политике, если не знать, что национальные лидеры (а иногда и целые страны) часто плохо понимают друг друга и постоянно совершают на редкость идиотские поступки. Например, одна страна чувствует угрозу и начинает защищаться, а другие видят в этом опасные амбиции, которым нужно противостоять. Иногда всё наоборот, и не собирающийся останавливаться агрессор успешно создаёт видимость ограниченных целей. Или государства конструируют для себя удобные, стерильные версии прошлого, где они никогда не делали ничего плохого и виноват всегда противник, а потом удивляются, когда соседи начинают с ними спорить.

Любой квалифицированный специалист по международным отношениям должен знать, что национальные лидеры постоянно принимают идиотские решения, даже если у них есть орды хороших консультантов, огромные спецслужбы и хорошая разведка. Почему? Потому что полной информации нет ни у кого, другие государства часто блефуют и лгут, а бюрократы и политические советники подвержены всем человеческим слабостям (включая трусость, карьеризм и ограниченную рациональность). Детали вы забудете через пять лет, но вот это нужно знать твёрдо: начальство обычно не очень понимает, что делает.
 

Номер 5: Социальные конструкции

Я не конструктивист, но даже я признаю, что отношения между государствами и между другими человеческими учреждениями часто зависят от изменчивых норм и идентичностей и сами по себе эти нормы и идентичности не даны нам свыше и не имеют твёрдой формы. С другой стороны, сами по себе они продукт взаимоотношений между людьми: здесь играют роль не только наши поступки, но и вещи, которые мы говорим и пишем, наши меняющиеся со временем идеи и идеалы. Невозможно понять национализм, отказ от рабства, законы войны, взлёт и падение марксизма-ленинизма, перемену отношения к однополому браку и множество других глобальных феноменов, не понимая, что у социальной реальности иная природа, чем у физической; материал, из которого она строится и перестраивается, — слова и мысли. Хотя мы и не можем предсказать, как именно будут эволюционировать взгляды, нормы, идентичности и убеждения, внимание к этой стороне общества позволит вам не терять головы в моменты обрушения незыблемых устоев.

Курс Пятиминутного Университета по международным отношениям окончен.

О предмете можно ещё многое сказать, но время, похоже, вышло. Если вы поняли все пять параграфов выше, то теперь знаете всё, что выпускник факультета международных отношений будет помнить через пять лет после получения диплома, если не решит заниматься всем этим профессионально.

На всякий случай: я не говорю, что этими пятью понятиями ограничивается вся наука. Настоящий эксперт должен разбираться в сдерживании, принуждении, учреждениях, эффектах выбора, демократической теории мира, международных финансах и других ключевых вещах. Хорошее знание истории тоже не помешает, как и обширные знания в более узких областях.

Но это уровень аспирантуры, а она занимает гораздо больше времени, чем пять минут. Как бы то ни было, если вы (или ваш ребёнок) — выпускник 2014 года, то мои сердечнейшие поздравления. А если вы получили диплом международника и собираетесь в этой области работать, то не волнуйтесь: моё поколение оставило вам кучу головоломных проблем, над которыми можно биться в своё удовольствие, — сделать хуже, чем мы уже сделали, вряд ли получится.

[[*]]Один из основных тезисов крупного теоретика конструктивизма Александра Вендта. Здесь Вендт возражает одновременно либералам (для которых международная анархия — это временная война добра со злом) и реалистам (международная анархия нормальна и неизбежна). По модным сейчас конструктивистам, анархия есть, потому что государства думают, что анархия есть.[[*]]

Оригинал текста