Как будет выглядеть прекрасный новый мир XXI века, в деталях неизвестно, но три основных взаимосвязанных аспекта будущего существования человечества описаны в концепциях трансгуманизма, технологической сингулярности и государства благосостояния.
Трансгуманизм полон прекраснодушных историй про победу над болезнями и преодоление старения, вплоть до бессмертия человеческой особи. По факту до бессмертия далеко, но медицина не стоит на месте; уже лечат то и это, от неизлечимого ранее рака до ампутированных конечностей. Обещают в скором времени выращивать зубы, а то и что-то посерьёзнее. Прогнозируют для ныне живущих продолжительность жизни до ста лет, с сохранением полной дееспособности.
О технологической сингулярности пишут даже чаще, чем о трансгуманизме, и менее конкретно. Тут и искусственный интеллект, и самовоспроизводящиеся машины, и большие человекоподобные роботы. Если отбросить словесную шелуху, то технологическая сингулярность сводится к избыточной энерго- и ресурсообеспеченности человечества. Для отдельного человека это гарантирует получение базовых благ — пищи, жилья, товаров и услуг — без участия в их производстве.
Фактически это достижимо уже сейчас. 2% фермеров кормят 100% населения (данные США, 2010) и могли бы кормить ещё больше. 80% населения (там же) занято в сфере услуг, перекладывает бумажки и бреет бороды. Промышленность способна обеспечивать любыми товарами всю имеющуюся человеческую популяцию. Препятствием этому является не отсутствие ресурсов или технические преграды, но факторы, лежащие в нематериальной области: промышленники уже давно озабочены не столько созданием новой (как по номенклатуре, так и по количеству) продукции, сколько придумыванием новых рабочих мест (неслучайно одно из главных понятий в американском политическом лексиконе — «job creators»).
Возможность существования государства благосостояния (welfare state) обеспечивается изобилием продуктов потребления, которые могут быть произведены на автоматизированных технологических мощностях. От каждого жителя по способностям, то есть работать не требуется, требуется не мешать. Зато каждому по потребностям. Любой может и будет играть в компьютерные игры и на заработанную там виртуальную валюту покупать реальные ценности в магазинах, тем и живя. Чем плодить бесконечные бессмысленные рабочие места, лучше усадить бесполезное население за бесконечные MMORPG, дав им и смысл жизни, и ощущение собственной нужности, и замаскированное социальное пособие (которое будет все равно обходиться дешевле содержания ненужных рабочих мест).
Досадно, но из этого следует, что люди — не нужны. В прекрасном новом мире не нужны массы людей с теми качествами, которых в прошлом требовалось как можно больше. Не нужны податные сословия, крестьяне, рабочие, солдаты. Ещё 50 лет назад нужно было больше людей. Но прежние критерии для определения численности населения утратили силу. Уже сегодня нужно меньше людей. Неважно, сколько одна человеческая особь может произвести полезного продукта (скорее всего нисколько), важно, сколько она создаст отходов и займет места в биосфере. Полностью избавиться от отходов невозможно исходя даже из фундаментальных законов природы. А биосфера конечна, неодинаково комфортна для обитания и обладает ограниченной степенью разнообразия.
Все хотят на Мальдивы, никто не хочет на китайский пляж, но китайцев полтора миллиарда, а Мальдивов — 300 квадратных километров
Популяция может быть больше, нежели следует из прагматических соображений, но рациональные доводы исчерпываются двумя вышеперечисленными, а дальше начинают играть роль субъективные воля и желания управляющего класса — симпатии и антипатии людей, принимающих решения.
Усиленно ищутся смыслы существования нынешних миллиардов, которых наплодили по инерции для тяжелой промышленности индустриальной эпохи и массовых армий. Но когда долговременной целью является уменьшение численности населения, не может быть рациональных причин для его увеличения. Человечество вступает в благословенное время, когда не человек существует для чего-то (промышленности, армии, сельского хозяйства), а всё вокруг существует для человека. Рождение дитя человеческого не нужда, а благо, которое нужно заслужить.
Определение, кто будет жить, без прагматичных резонов, только в благоволении тех, кто заработал достаточно ресурсов, освоил территорию, создал крепкую групповую идентичность в предыдущую эпоху и силён и устрёмлён, чтобы удержать всё это в будущем. Это европейцы, американцы, японцы, китайцы, бразильцы и русские. Мы самый большой белый народ Земли. Мы потом, кровью и запредельными усилиями выгрызли себе 1/6 часть суши и утвердили своё неоспоримое право на неё. Мы доказали, что мы способны воевать, добывать, создавать и изобретать. Даже 70 лет коммунизма не смогли уничтожить нас.
Казалось бы, при чём здесь Украина или там Казахстан. При том, что они тоже рассчитывают на свой маленький уютный национальный постиндустриальный домик. Русские оттрубили доиндустриальную и индустриальную эпохи от звонка и до звонка, за себя и за того парня. Братушек подняли, на ноги поставили, своей кровью вскормили. Себе таёжный холодный угол оставили, чтобы они на благодатном юге радовались. У своих детей последнюю краюшку хлеба изо рта вынимали, чтобы баловень Норимжон в прохладной тени у арыка с проточной водой лежал, сочной алычой лакомился. И сейчас Мамбеты и Мыколы всерьез думают въехать в мир постиндустриала на русских плечах, вместо благодарности рассказывая нам про «колониальное угнетение» и что там еще.
«Астана — олицетворение нового, динамично развивающегося Казахстана». Нурсултан Абишевич Назарбаев. 83 миллиона русских в 1897 году и 111 миллионов по переписи 2010 года, 1 миллион казахов в РИ и 15 миллионов в современном Казахстане. Кажется, кто-то тут заживает чужую жизнь…
Нахлебники нагулялись на русской крови, хотят впредь, в новой эпохе, ничего не делать, а только лишь благоденствовать во веки веков, получив и продолжая получать безвозмездно всё, что только возможно: территории, ресурсы, деньги, технологию и культуру, наконец. Не выйдет. Хотели угнетения — будет угнетение, как в постколониальной Африке или на современном Ближнем Востоке, в режиме «праздник каждый день».
«Боко Харам», радикальная исламистская секта, сражающаяся за установление шариата на территории Нигерии. Название организации переводится с языка хауса как «образование запрещено»
Не может быть множества независимых игроков в новой эпохе. Отказ от глобализации и регионализация, когда каждый сам за себя, — вот фундаментальная основа будущего человечества. Сохранение информации, технологий, производств, товаров теми государствами, которые могут произвести их автономно своими силами, и одновременное активное препятствование их распространению на территории, которые сами в производство и науку не могут.
Субъектами нового мира становятся государства, которые смогут сохранить цивилизацию/технологию в полном объеме без связности с другими их носителями. Россия, США, Священная Римская Империя с вассалами, притворяющаяся Единой Европой, Япония, Китай, Бразилия. В каждой из постиндустриальных стран должно появиться считанное количество предельно концентрированных индустриальных районов (реиндустриализация уже началась), несколько гигантских сельскохозяйственных кластеров. Блаженствующее население либо сосредоточится в сверхурбанизированных агломерациях, либо распространится по самым привлекательным землям в экопоселениях, снабженных всеми благами цивилизации.
Удел прочих стран — превратиться в «дикое поле», населённое туземцами; в буферные территории между сияющими анклавами цивилизации; без промышленности, сельского хозяйства и городов. Только территория с редким сельским населением, которому запрещено пользоваться сколько-нибудь сложной технологией, и сеттельментами и форпостами Белых Богов с Севера среди девственных лесов, степей и гор.
Низведение в первобытное состояние не вписавшихся в новую эпоху — первейшее занятие для постиндустриальных хищников. Для наших братских народцев-баловней на практике это означает скорую расплату по всем счетам, по которым они задолжали русским. Потому что русские всегда приходят за своими долгами.
Генерал Мороз. Русские всегда возвращаются
Хотите нежиться под тёплым постиндустриальным солнцем? Это можно, но за свой счёт. Всё, что русские принесли счастливым холёным народцам-братушкам, — это русское имущество; вчера принесли, завтра унесём. Скучные и реалистичные русские люди посчитают и опишут, сколько было построено, отдано, принесено и оставлено во времена Российской империи, в СССР, теперешними правителями России, благо архивы есть. Стоимость, проценты, пени, плату за пользование и неустойки — и предъявят счёт за всё построенное русскими и за счёт русских, за взятое, отобранное и украденное. От письменности до последнего кирпича. Демонтируем всю промышленность, все города и посёлки до последнего строения, сроем все дороги, ЛЭП и трубопроводы, засыплем все каналы, как португальцы в Анголе. Полная деиндустриализация, деинфраструктуризация, деурбанизация, демелиорация. («Лето целое всё пела, Так пойди же, попляши!»). И южные реки — на север, в качестве оплаты набежавших процентов.
А туземное население пусть остаётся при своём. 1 миллион киргиз-кайсаков в Большой, Средней и Малой Ордах, кочующих по Туркестанскому Краю. На Галичине — бойков и лемков по 100 тысяч да 50 тысяч полещуков, в белёных мазанках, со свиньями на заднем дворе.
Бойки. XXI век; Столица Большой киргиз-кайсацкой Орды, вторая половина XXI века
В прекрасный новый мир с изобильным потреблением и имплантированным бессмертием войдут те, кто это заслужили; и русские будут среди этих немногих. Остальные вернутся к исконным занятиям — скотоводству и земледелию, но без тракторов, построенных русскими, без пенициллина и без малейшей надежды когда-либо подняться из пропасти варварства.
Излишне говорить, что всё это будет оформлено как у людей (см. сегодняшний Ирак): «Группировка казахских джихадистов „Электричество — харам“ атаковала остатки алма-атинской ТЭЦ, в ходе атаки были легко ранены двое старших сотрудников полевой экспедиции Московского института эволюционной генетики, отбиравшие на месте образцы из местных жителей. Ответным огнем охранных дронов уничтожены 350 боевиков, произведен обстрел мест скопления джихадистов боеприпасами объемного взрыва, окончательное число погибших уточняется. Президент России в очередной раз настоятельно призвал казахского хана подавить религиозных фанатиков, в качестве гуманитарной помощи выслав хану партию автоматов Калашникова и бронированных попон для боевых верблюдов: из-за использования джихадистами отравленных стрел потери ханской кавалерии в последнее время высоки».