На прошлой неделе Барак Обама попросил Конгресс США выделить $500 миллионов для финансирования обучения и поставок вооружения «наиболее умеренным представителям сирийской оппозиции». Мы захотели разобраться, кому и зачем американцы решили выделить столь внушительную сумму.
Братишки по оружию
Британский офтальмолог Башар Асад не самый великий полководец на свете. Но гражданскую войну в своей стране он, судя по всему, выигрывает. Главная причина тому — разобщённость в стане мятежников. Сейчас против правящего режима сражается слишком много разных группировок с совсем разными интересами.
Хомс, Сирия — май 2014
Давайте посмотрим, что собой представляет нынешняя сирийская «вооружённая оппозиция»:
1. «Высший военный совет Свободной Сирийской Армии» — основан в августе 2011-го года в Турции армейскими дезертирами во главе с полковником Кассадом Риядом аль-Асаадом. Всего туда входит 30 человек и подразумевается, что они командуют всеми вооружёнными силами мятежников на разных фронтах (а также отвечают за получение военной помощи из-за рубежа, проведение переговоров и так далее), но на деле им подконтрольно очень немногое. На днях стало известно, что совет будет распущен по обвинению в коррупции.
2. «Бригада мучеников Сирии», лидер — Джамаль Мааруф. Численность — 7 тысяч человек. Идеология — ничего конкретного, достаточно самостоятельное подразделение.
3. Бригада «Северный шторм» — исламистское подразделение (действуют в районе турецкой границы), были практически уничтожены джихадистами из ИГИШ (ведущими свою исламистскую войну) осенью 2013-го, нынешний статус — непонятен.
4. Бригада «Ахрар Сурия» (араб. «Свободные люди Сирии»). Глава — Кассем Саад аль-Дин, бывший пилот и представитель Военного Совета.
5. «Исламский фронт» — объединение различных джихадистских группировок общей численностью 45 тысяч человек. Альянс сформировался осенью прошлого года. Борются за создание исламского государства.
6. «Исламский фронт освобождения Сирии» — ещё одно собрание различных группировок исламистов (20 банд — 30 тысяч человек), чуть более умеренные, чем «Исламский фронт».
7. Бригады «Ахфад аль-Расул» (араб. «Внуки пророка») — объединение 40 разных исламистских группировок общей численностью около 9 тысяч человек. Идеология — умеренный исламизм. Замечены в связях с Катаром, воевали с ИГИШ.
8. «Асала ва аль-Танмийя» (араб. «Истинность и рост») — снова умеренные исламисты, 13 тысяч человек. Представлены повсюду, но особенно активны в районе Алеппо.
9. «Подразделения народной защиты» — курдские военные формирования численностью 15 тысяч человек, связаны с Рабочей партией Курдистана. Одна из немногих приличных группировок, постоянно сталкиваются со джихадистами и исламистами. И, что очень показательно, часто воюют в союзе (!) с правительственными войсками.
10. ИГИШ — уже известная всему миру группировка радикальных джихадистов, добившаяся невероятных успехов в Ираке. Численность — около 10 тысяч человек.
11. «Фронт аль-Нусра» — «дочернее» предприятие «Аль-Каеды», 5-7 тысяч человек, радикальные джихадисты. Недавно их лидер объявил о решении примкнуть к ИГИШ.
Как вы, наверное, заметили, исламисты, мягко говоря, преобладают. Различия между ними довольно серьёзные, но, грубо говоря, выглядят они так: «джихадисты» — за отрезание голов на камеру и всемирный халифат, «умеренные» — за снижение брачного возраста до 9 лет и побивание камнями только у себя на родине. ИГИШ вообще знаменита казнями пленных (практикуют они и распятия). Группы светских демократических мятежников крайне малочисленны и не имеют влияния на «мейнстрим» сирийской вооружённой борьбы.
Асада и ватников-муртадов — геть! Абу Бакр аль-Багдади придёт — шариат наведёт!
Донат от Госдепа
Официальное объяснение для $500 миллионов помощи — желание Америки «помочь защитить сирийский народ, стабилизировать контроль оппозиции на занятых территориях, обеспечить порядок, противостоять террористической угрозе и создать условия для переговоров и последующего мирного соглашения». А на самом деле это логическое продолжение речи, произнесённой Обамой в военной академии Вест-Пойнт примерно месяц назад.
Тогда Обама сообщил о создании фонда ($5 миллиардов) для обучения искусству антитеррористических операций американских союзников по всему миру. $4 миллиарда получит Пентагон, $1 миллиард — Госдеп, на эти деньги будут оплачиваться снаряжение и работа американских инструкторов по всему миру. Сирийский транш — это первый шаг. Ещё $1,5 миллиарда потратят на страны вокруг Сирии: Турцию, Ливан, Иорданию.
Решение выделить деньги на эти цели назрело давно. ИГИШ уже более недели держит под своим контролем границу между Ираком и Сирией, кризис в соседнем Ираке грозит обрушить весь баланс сил на Ближнем Востоке, в авангарде борьбы против Асада находятся антиамерикански настроенные джихадисты, в самой Сирии из 7550 иностранцев среди мятежников есть уже 50 американцев — ситуация явно выходит из-под контроля. С другой стороны, есть серьёзные основания подозревать, что американская помощь пойдёт к религиозными экстремистам.
На картинке — один из американцев, воюющих на стороне джихадистов. «Я котик, я хитрый котик»
Во-первых, подавляющее число мятежников составляют исламисты или джихадисты — их элементарно больше, чем представителей «светского» крыла. При необходимости они смогут просто отнять поставленное американцами оружие. Да и быть исламистом в рядах вооружённой оппозиции Сирии сегодня проще, выгоднее и безопаснее: к примеру, ИГИШ может выплачивать своим бойцам жалование до $200 в месяц (благодаря очень успешному сбору денег в арабских странах) — большие деньги для разрушенной войной бедной страны. Подготовленные американцами «спецы» просто уйдут к исламистам по своей воле (материальные соображения) или по принуждению (исламисты не меньше большевиков любят брать в заложники целые семьи).
Во-вторых, главные светские союзники США, военный Верховный Совет, в полном составе уходит в отставку, и его деятельность будет расследоваться по подозрению в коррупции. То есть «умеренные элементы» самостоятельно полученную помощь исламистам, скорее всего, и продадут. Да и при других обстоятельствах американцы прямо или косвенно помогают террористам.
Мааруф, усердно поддерживаемый американцами, открыто признает, что воюет вместе с «Аль-Каедой» и не видит «в этом ничего плохого», поскольку «против Асада же боремся». «Фронт аль-Нусра», замеченный в казнях военнопленных, получал военную помощь от проамериканского Верховного Совета. Госдеп долгое время сквозь пальцы смотрел на то, как Катар и Саудовская Аравия поставляют ИГИШ оружие и деньги для продолжения войны в Сирии. Даже «лучших из мятежников» вроде уже не один раз упоминавшегося Мааруфа вполне обоснованно подозревают в извлечении личной выгоды из ведения военных действий и получения американской военной помощи. Впрочем, американцам не впервой поддерживать исламский терроризм.
Роберт Дрейфус в своей книге «Devil’s Game: How the United States Helped Unleash Fundamentalist Islam» подробно рассказывает о том, как ЦРУ поддерживало афганских моджахедов в их борьбе против СССР — и как позднее всё это превратилось в Талибан и «Аль-Каеду», с которыми американцы воюют сегодня. Упоминает об этом один из главных американских силовиков Роберт Гейтс в своих политических мемуарах. Вечно обиженный на русских харьковский поляк Бжезинский признавал факт участия американцев в генезисе Талибана неоднократно. И Хиллари Клинтон этого не скрывала. Американский гегемон как будто говорит нам: «Ну вот такой вот я человек, получилось так, дружно же жили!»
Хиллари Клинтон открытым текстом признает, что Америка активно поддерживала нынешних ваххабитов и джихадистов в 1980-х годах
Что останется
Согласно результатам опроса, проведённого американцами в странах, окружающих Сирию, все соседи (7 из 10 опрошенных) раздираемой гражданской войной страны боятся, что исламские террористы захватят власть после победы на Асадом. Примерно такое же соотношение и по вопросу об отправке помощи мятежникам: почти никто не хочет, чтобы западные страны хоть как-то вмешивались в конфликт. Чёрт подери, да из приличного светского саддамовского Ирака американцы умудрились сделать нормальный такой постапокалипсис с мусульманским колоритом. В Сирии скорее всего будет только хуже: на первых порах антисаддамовские силы в Ираке хотя бы не ели человечину (и в таком не были замечены), сирийские же мятежники ещё до победы переступили через это табу. Можно по-разному относиться к партии «Баас» и Асаду лично, но офтальмолог в костюме, на мой взгляд, будет точно лучше и сговорчивее муллы-каннибала.
Тем временем в Сирии разворачивается тяжелейший гуманитарный кризис: в стране элементарно не хватает чистой воды и еды. С беженцами тоже беда: сейчас немедленная помощь требуется 10,8 миллионам граждан страны, кров потеряли 6,4 миллиона человек. При этом гражданские на контролируемых мятежниками территориях практически не получают гуманитарную помощь ООН: её из-за участившихся перебоев в снабжении забирают себе сами мятежники для себя или с целью продать мирным жителям за деньги. Так, в марте этого года гуманитарную помощь получали 250 тысяч жителей занятых мятежниками районов Алеппо, в июне её не получал уже никто. Учитывая то, что на занятых повстанцами территориях проживают до 5 миллионов человек, ситуация сложилась очень тяжёлая. Но, как говорил Кирпич из фильма Гая Ричи «Snatch», «никогда нельзя недооценивать предсказуемость тупизны», — американцы, как вы видите, готовятся подлить масла в этот огонь.
Разговор про «поддержку умеренных элементов» просто нелеп: в Ираке и Ливии точно так же поддерживали «умеренные элементы», а закончилось всё джихадом и кровавым хаосом. Нет абсолютно никаких причин считать, что в Сирии получится кардинально иначе. Американского орла не научишь новым трюкам — и это прекрасно демонстрирует главный обамовский спец по арабским странам, Роберт Форд, добровольно ушедший в отставку в начале июня по причине того, что Обама своими действиями прямо или косвенно способствует победе религиозных экстремистов.
Встаёт, однако, вопрос: а кто все эти люди, чтобы называть Стрелкова и ополченцев Донбасса террористами? Мы все взрослые люди и расстройства по поводу расхождения между декларируемыми ценностями («Демократия, равенство, братство!») и реальными действиями (бомбардировки, беженцы и зачистки) не испытываем. Почему Обама поддерживает АТО Порошенко и почему не поддерживает АТО Асада — тоже понятно. Однако в то же время нельзя не отметить чудовищную некомпетентность нынешнего мирового полицейского и его склонность к злоупотреблениям. «Такой гегемон нам не нужен, несите нового».