Вся путинская Россия замерла в ожидании съезда Объединенного Народного Фронта, на котором может быть объявлено о превращении ОНФ в главную провластную структуру и роспуске «Единой России», превратившейся в имиджевую обузу. Само собой, что самые боевитые гадюки стабильности переползут из ЕР в ОНФ, сохранив свой статус и должности. Но кроме верхушки ЕР, петушиной обоймы, которую будут вставлять в любой путинский политпроект (понятно, что та же депутат Яровая — женщина универсального применения, с одним и тем же выражением лица готовая хоть бороться с гомосексуализмом, хоть устраивать публичные гей-оргии), имеется еще и масса чиновников среднего звена, вступивших в «ЕР» по принципу «И Сережа тоже!», а теперь оказавшихся у разбитого корыта.
— А нас-то куда?
— А в никуда!
Думаю, что при переезде из ЕР в ОНФ до 80% старого актива либо отпадет, либо потеряет в статусе, что серьезно подорвет доверие к Путину среди чиновных конформистов. Записались в партию. Честно торговали мордочками. Лапками сучили, речи говорили, карьеру строить пытались. И тут ррраз — добро пожаловать на свалку. Штука посильнее любой оппозиционной агитации.
Но главное не это. Главное, что ЕР полностью и бесповоротно погибла из-за устроенной всенародной кампании травли жуликов и воров в социальных сетях. По сути, тот факт, что господин Навальный при минимальных затратах сумел намертво приклеить лейбл ПЖиВ к ЕР, делает разрушение ЕР первым актом политической войны гиперинформационной эпохи в России. Структура, в которую были вбуханы сотни миллионов долларов (начиная от организации съездов и заканчивая премиальными известным лицам, согласившимся записаться в ЕР), была превращена в отрицательный имиджевый актив буквально за копейки. Причем попытки ответных контр-кампаний успеха не имели — даже дураку понятно,что крики «Навальный — шпион» не снимают базового вопроса «Положим, что шпион и антихрист. А все-таки, откуда у вас иностранная недвижимость?». Власть полностью утратила контроль над неформальными каналами распространения информации, в первую очередь — соцсетями, после чего активное гражданское меньшинство раздраконило там бедных единороссов до кишок и крови. Всевозможные нашистские же интернет-проекты успеха не имели, годами тренировавшаяся онлайн-гопота оказалась бессильна что-то противопоставить валу антивластного негатива. Выбранная же тактика «Вы ругаете Путина, мы будем ругать оппозиционных политиков» успеха не принесла, поскольку антипутинская информационная сеть децентрализована и большинство ее участников ни с какими политиками себя не ассоциируют, соответственно, все «разоблачения» уходят в молоко.
Сейчас Путин пытается восстановить контроль над сетью репрессивными мерами: Лига Безопасного Интернета, разработка закона об интернете, оснащение системой «Призма» (мониторящей реакции в социальных сетях) кабинетов ключевых чиновников, но в отсутствие позитивной повестки дня это всё сизифов труд. Антипутинский негатив можно перебить только позитивом, а позитив может расти только из стратегического видения будущего России, которого у нынешних элит нет. Классический пример тут — Олимпиада, хотели сделать пиар-заплатку, купив важное спортивное мероприятие, а получили чудовищную череду коррупционных скандалов, которые в разы перебивают весь возможный олимпийский позитив. Думаю, что такими же скандалами обернется и новый ОНФ, репутация которого будет уничтожена за несколько месяцев, поскольку сидеть в нем будут все те же люди с песьими головами.
Резюмирую: возможный роспуск ЕР станет первым случаем в современной РФ, когда властный политический конструкт был разрушен энтузиастами снизу (а не насильно уничтожен сверху, как, например, «Родина» или СПС). Это очень важный прецедент, поскольку уничтожение ЕР показывает возможность наносить власти неприемлимый имиджевый ущерб минимальными средствами. К сожалению, для победы одной лишь разрушительной силы недостаточно — нужна еще и сила созидательная, но сама возможность урабатывать многомиллионные политические конструкции с помощью гаечного ключа и такой-то матери не может не радовать. Из негативных последствий смерти ЕР я бы отметил конец попыток Кремля играть в soft power с переходом к hard power, с массовыми закрытиями сайтов и аккаунтов, запугиванием киберактивистов, новым репрессивным законодательством. Впрочем, попытка построить в России Северную Корею лишь ускорит падение Путина, поскольку для реального закрытия страны нет ни ресурсов, ни воли, а закрытие частичное лишь еще больше разозлит граждан, заставив их удвоить и утроить усилия по разбору Путинстана.
Будет весело и страшно!