С самого начала юридический статус Bitcoin и других подобных валют вызывал массу вопросов у властей разных стран. Это неудивительно, ведь Bitcoin, пусть и в ничтожной степени, покушается на важный принцип суверенитета — государственный контроль над основными денежными операциями. Несмотря на продуманную архитектуру, криптовалюты не являются абсолютно защищёнными от воздействия государства: как было отмечено, Bitcoin «хорошо сконструирован, но предназначен для свободной страны, которой не существует».
Однако практически во всём мире оборот криптовалют, хотя и юридически регулируется государством, всё-таки не запрещается. Даже в Китае ограничения касаются финансовых организаций, а не физических лиц. В Боливии криптовалюты с июня этого года полностью запрещены — официально из-за того, что «их обладатели могут нести финансовые потери», неофициально — так как они могут оказаться стабильнее местной валюты. В Эквадоре тоже не смогли обойтись без запретов: в стране собираются создавать криптовалюту государственного образца и конкуренты никому не нужны. Национальный банк Киргизии опубликовал длинное заявление, сводящееся к запрету, смешанному с запугиванием: «Таким образом, лица или субъекты, используя каким-либо образом „виртуальные валюты“, подвергаются рискам, указанным выше. А также, при вовлечении в данную деятельность, принимают на себя все возможные негативные последствия в связи с возможным нарушением законодательства Кыргызской Республики». А сотрудники Центрального банка Бангладеш просто сообщили о том, что за использованием Bitcoin может последовать до 12 лет местной тюрьмы.
В целом в европейских странах, Канаде и США деятельность властей направлена на осторожный анализ явления криптовалют. В июле этого года Европейская служба банковского надзора заявила, что финансовым учреждениям следует избегать их использования до появления нормативной базы. Впрочем, это не останавливает частные компании от экспериментов: так, в «Paypal» вводится частичная поддержка виртуальных валют, облегчающая покупку товаров за Bitcoin обычными пользователями. Существует даже Bitcoin-банк: создатели компании «Xapo» хранят криптовалюту своих клиентов на оффлайн-серверах, расположенных на трёх разных континентах. Подземные хранилища, в свою очередь, охраняются вооружёнными людьми и оборудованы биометрическими системами.
Создание своих денег доступно всем: валюта DogeCoin, задуманная в качестве забавного эксперимента, уже занимает пятое место по капитализации. На «Reddit» собираются вводить криптовалюту, обеспеченную акциями компании. Она будет распределяться между пользователями портала в зависимости от кармы, срока пребывания на сайте, общего вклада в сообщество (или других не менее странных или случайных параметров). И уж совсем забавным выглядит опыт технического портала «Arstechnica». Его создатели разработали свою валюту, Arscoin, на которую можно было купить окраску своего ника в золотой цвет или какую-нибудь виртуальную одежду. Через несколько месяцев эксперимент был завершён.
Шапочка из фольги, защищающая от АНБ, стоила всего лишь 500 арскоинов
А в марте следующего года (в день Пи) энтузиасты попробуют создать крупнейшее Bitcoin-сообщество. Всем жителям крохотного островного государства Доминика будет выделена небольшая сумма криптовалют, на острове будут установлены Bitcoin-банкоматы и будет развернута кампания по обучению пользователей работе с новинкой. Для привлечения пожертвований все лица, отославшие 0.1 BTC, участвуют в розыгрыше поездки на остров.
Bitcoin’ы, как и обычные деньги, можно потратить как на оружие, так и на вечеринки
Криптовалюты сейчас находятся лишь на начальной стадии своего развития, поэтому канадское правительство создаёт цифровые деньги, а студентам Массачусетского технологического института (знаменитый MIT) выделили по 100 долларов в Bitcoin-эквиваленте, которые они могут потратить «just for fun». Это сделано для того, чтобы будущие инженеры и программисты попробовали найти нестандартное применение или дополнительные сценарии использования.
Однако члены Госдумы РФ продолжают свою работу, и потому очень скоро создание PogromCoin будет являться нарушением российского законодательства. Ситуация меняется быстро: в декабре 2013-го года Герман Греф, президент «Сбербанка», заявил, что он видит за развитием виртуальных валют будущее. 27 января 2014-го года ЦБ РФ выпустил заявление (весьма напоминающее по своему тону киргизское), обвиняющее обладателей криптовалют во всех смертных грехах:
«В связи с анонимным характером деятельности по выпуску „виртуальных валют“ неограниченным кругом субъектов и по их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно, вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Банк России предупреждает, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену „виртуальных валют“ на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Приблизительно через месяц в Генпрокуратуре прошло заседание по тому же вопросу. В заявлении экспертной группы сообщалось, что «получившие определенное распространение анонимные платёжные системы и криптовалюты, в том числе наиболее известная из них — Биткойн, являются денежными суррогатами и не могут быть использованы гражданами и юридическими лицами» и «с учетом зарубежного опыта определены дальнейшие направления работы по правовой регламентации данной сферы». В июле этого года риторика ЦБ РФ смягчилась. Георгий Лунтовский, первый зампред банка, сообщил, что «мы сторонники аккуратного подхода к Bitcoin. Совместно с Банком международных расчётов мы мониторим эту ситуацию. Нельзя отвергать этот инструмент, возможно, за ним будущее», правда, при этом заметив, что криптовалюты используются и на чёрном рынке.
Но несколько дней назад ситуация изменилась. На едином портале, где проводится заблаговременное обсуждение новых нормативных актов (правда, изменения происходят крайне редко), появился текст законопроекта Министерства финансов, ограничивающего оборот криптовалют, — и, судя даже по описанию, позаимствован скорее опыт Киргизии:
«Неподконтрольность национальным органам власти привлекает к „виртуальным валютам“ теневой сектор экономики. Благодаря анонимности владельцев так называемые „денежные суррогаты“ получили популярность при покупке нелегальных товаров, легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем».
Итак, согласно потенциальным поправкам в Административный кодекс, за «выпуск (эмиссию) денежных суррогатов» физическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 30 до 50 тысяч рублей (юридическое — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей). Фактически лишь только за запуск программы-майнера и генерацию крошечного количества никому не известной криптовалюты любого любознательного человека ждёт штраф. Аналогичное наказание ждёт и за «создание, а равно распространение программного обеспечения в целях эмиссии (выпуска) денежных суррогатов» — никаких криптовалют для студентов и прочих научных экспериментов! Само собой, что «осуществление операций с денежными суррогатами» тоже наказывается, — интересно, вызовет ли это исчезновение bitcoin-реквизитов?
Но наиболее непродуманным является наказание за «умышленное распространение информации, позволяющей осуществлять выпуск (эмиссию) денежных суррогатов и (или) операции с их использованием». Что подразумевается под этим? Руководство по установке Tor, статья в Википедии про Bitcoin или же обсуждение криптографического протокола SHA-2? Вопрос сложный, но граждане, должностные лица и юридические лица подлежат штрафу, а «Роскомназдор», согласно приложению к проекту, наделяется новыми полномочиями: к «целям предлагаемого регулирования» относится «создание механизма, позволяющего оперативно блокировать информационные ресурсы, посредством которых обеспечивается выпуск и оборот денежных суррогатов». Видимо, Github скоро опять не повезёт. В закон же «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» собираются внести совершенно безумную правку: «Запрещается распространение информации, позволяющей осуществлять выпуск (эмиссию) денежных суррогатов и (или) операции с их использованием». В ЦБ принимать участие в мониторинге интернета пока не собираются, однако совместную работу над проектом Минфина подтвердили.
Конечно, происходящее прекрасно вписывается в общий тренд ограничений свободы в интернете. Но недавно появилась информация, что Общественная палата подготовила законопроект, наделяющий ФСКН правами блокировки электронных счетов наркодилеров без решения суда. Кроме того, минимальная сумма анонимного перевода (и так уменьшенная после терактов в Волгограде) должна понизиться с 15 тысяч рублей до тысячи. Воистину, аргументы «дети», «наркотики» и «дети употребляют наркотики» невероятно эффективны. Снижение суммы до такого уровня означает, что владельцы большей части электронных кошельков (будь то «Яндекс.Деньги» или «Webmoney») будут известны государству, что приведёт к снижению финансирования многих гражданских проектов: одно дело — помогать политзаключённым анонимно и совсем другое — отправляя все свои данные.
Теоретически Единый портал нужен для того, чтобы граждане могли оценить проблемы законопроекта до его публикации. До следующего этапа осталось около 25 дней, но уже можно оценить успех реализации этой затеи: люди выражают самые различные мнения, приводят конструктивные (и не очень) доводы, предлагают ввести государственную криптовалюту или механизм аутентификации пользователей. Но разве живой язык может противостоять канцеляриту?
«Использование денежных суррогатов сопряжено с высоким уровнем рисков, прежде всего в связи с их необеспеченностью активами, отсутствием единого регулирования выпуска и юридически обязанного по ним субъекта. Анонимный характер деятельности по выпуску денежных суррогатов неограниченным кругом субъектов создает предпосылки для вовлечения граждан и юридических лиц в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Кроме того, лица, вовлеченные в оборот денежных суррогатов, лишены возможности защиты своих интересов в судебном и (или) административном порядке. Принятие законопроекта позволит минимизировать вышеуказанные риски».
Драконовские меры в отношении криптовалют непопулярны, и сервисы, использующие Bitcoin, никуда не пропадут, и граждане РФ, невзирая на ограничения, по-прежнему будут использовать их как в коммерческих, так и в образовательных или иных целях. Как правило, люди, использующие криптовалюты, как минимум знакомы с Tor, I2P и другими анонимными сетями, которые значительно сложнее заблокировать, — даже ФБР с его бюджетом и возможностями не всегда справляется с такой задачей. Популярность анонимных сетей среди обычных пользователей может вскоре увеличиться — и нет сомнений, что Роскомнадзор предпримет решительный натиск и на них.