Миру представлены первые образцы будущей валюты Новороссии. Выпуск собственной валюты для одних вновь образованных государств — острая необходимость, для других — одна из необязательных возможностей, для третьих — бизнес на нумизматике. Поэтому Южная Осетия спокойно обходится российским рублём, Приднестровье выпустило собственные «суворики», а Тувалу одно время неплохо зарабатывало на выпуске дензнаков под скупку коллекционерами. Но то, что сегодня презентуется как валюта Новороссии — особый случай. И несмотря на то, что разговоры про «вводить или не вводить новороссийскую валюту» активно ведутся, есть основания полагать, что всё это лишь дымовая завеса реального смысла нынешней акции.
Обычно государства изображают на банкнотах либо людей, либо местный колорит. Если изображают людей, то, как правило, это бесспорные исторические фигуры, воплощающие в себе всю соль текущей «боевой легенды государства». Например, на советском рубле любого номинала красовался профиль Ленина — фигуры недосягаемой, никого больше и не надо. А на российских рублях, напротив, отказались от изображения исторических персонажей: кому РФ наследует — непонятно, любая фигура оказывается спорной. Дизайнеры новороссийских денег решили нанести на купюры людей. Значит, боевая легенда уже сформирована и вопросов не вызывает. Кто же эти люди, а заодно и достопримечательности молодой республики?
5 рублей:
На аверсе размещен портрет Джона Юза, основателя города Донецка; «Пальма Мерцалова»; здание железнодорожного вокзала города Донецка. На реверсе изображены монумент «Слава шахтёрскому труду» и Спасо-Преображенский кафедральный собор в Донецке.
10 рублей:
На аверсе портрет Сергея Прокофьева (уроженец Красноармейска), советского композитора; стилизованное изображение фортепиано; фрагмент нотной записи «Танца рыцарей». На обратной стороне изображение Свято-Успенского храма в Константиновке; статуя скифского царя из ландшафтного парка «Клебан-Бык» близ Константиновки.
50 рублей:
На лицевой стороне банкноты портрет Георгия Седова, русского гидрографа, полярного исследователя; парусник; компас; схема пути экспедиции Седова. На обороте монумент «Ангел Мира» в Донецке и Собор Георгия Победоносца в Макеевке.
100 рублей:
На аверсе портрет Леонида Быкова (уроженец Славянска), советского актера, сценариста; изображение самолета. На реверсе изображен Свято-Воскресенский храм в Славянске, статуя Солдата (мемориальный комплекс Саур-Могила) близ Снежного.
500 рублей:
На лицевой стороне банкноты портрет русского художника Архипа Куинджи (уроженец Мариуполя); кисти, палитра. На реверсе Свято-Николаевский кафедральный собор и монумент «Металлург» в Мариуполе.
1000 рублей:
На аверсе портрет Владимира Даля (уроженец Луганска), слависта, энциклопедиста и популяризатора русского языка. На реверсе — Свято-Владимирский собор в Луганске.
5000 рублей:
На аверсе размещен портрет Артема (Федора Сергеева), основателя Донецко-Криворожской Республики, флаги ДНР и здание Верховного Совета ДНР. На реверсе — Свято-Успенская Святогорская Лавра и памятник Артему в Донецке.
На первый взгляд, вполне милый состав. Можно поспорить по мелочам, заменить одного уроженца на другого, но в целом концепция ясна. Однако, как учил один небезызвестный российский дизайнер-матерщинник, анализируя историю внешнего вида сигаретных пачек в условиях антитабачной кампании, «Дизайн — это война». А тут дизайн и вовсе в условиях реальной войны, да ещё и под шаркающие звуки кулуарных битв между башнями Кремля. Благостное прекраснодушие приходится перековать в фильтрационный пункт и пропустить через него всех персонажей вновь. И тут открывается интересное.
Во-первых, среди лиц нет ни одного основателя Новороссии. Нет ни Екатерины Великой, которая не только создала своим указом саму Новороссию, но и последовательно прирастила, взрастила и вскормила новую часть России, подчас в буквальном смысле слова собственным телом, совершив в преклонном возрасте не имеющий аналогов среди монархов сухопутный вояж в несколько тысяч километров по землям Новой России. Нет ни князя Григория Потёмкина-Таврического, заложившего новороссийские города, организатора освоения и строительства Новороссии, здесь же и похороненного. Нет ни Александра Суворова-Рымникского, ни Петра Румянцева-Задунайского, ни князя Василия Долгорукого-Крымского — полководцев, чья роль в завоевании здешних земель понятна уже из почётных прозвищ. Не нравятся русские полководцы? Но нет также ни всевозможных Христофоров Минихов да Петров Ласси, посвятивших себя русской службе. Про гражданских деятелей и мечтать не приходится.
Из всех персонажей под определение «основателей» подпадает лишь Джон Юз, да и то в весьма узком смысле. Артём тоже не в счёт, о нём позже. Делать упор на уроженцах вместо основателей — удел глубоко периферийных уголков, которым нечего предъявить не то что миру, а даже самим себе. «Здесь был Вася». Примерно так и написали на валюте её дизайнеры: подворотня, стена, надпись.
Во-вторых, бросается в глаза поразительно узкая география уроженцев: всё это сугубо территория нынешних ДНР и ЛНР. Причём и с местами рождения авторы жульничают. Думается, неслучайно. К примеру, Леонид Быков родился не в Славянске, а в селе Знаменское. Но Славянск после героической обороны ополченцами Игоря Стрелкова стал брендом, к которому хочется присосаться — вот и присосались. Что касается узко выборочной географии, то она заставляет взять в кавычки все дальнейшие упоминания «Новороссии» в связи с этой валютой, иначе можно спутать этот куцый огрызок Донбасса с исторической Новороссией.
В-третьих и в самых интересных, обращает на себя внимание принцип подбора героев купюр. Пожалуй, никаких вопросов, помимо упомянутого Джона Юза, не вызывают только двое уроженцев Донбасса — русский грек Архип Куинджи и русский датчанин Владимир Даль. Фигуры всячески достойные, талантливые и заслуженные. Хоть этнически и не русские, но политически и культурно русские безусловно.
Гораздо интереснее оставшиеся, потому что они фактически демаскируют автора подборки, выдавая его цели с головой.
Сергей Прокофьев. Крупный композитор и умеренный новатор, внесший вклад в мировую культуру. Но в то же самое время придворный композитор Джугашвили и лауреат шести (!) Сталинских премий. Среди его произведений есть кантата «Здравица», написанная к 60-летию мудрого вождя, в которой смешанный хор торжественно славит азиатского генсека.
Справедливо будет заметить, что таланты Прокофьева есть, прежде всего, заслуга русской композиторской школы, блиставшей целой плеядой мировых имён. Их кучность во времени и в числе лишний раз подтверждает, что Прокофьев не был самородком, а являлся продуктом музыкальной Системы.
А вот перебраться из США в сталинский СССР после почти двух десятков лет вполне успешной жизни за границей, было, очевидно, личным решением. Заставили? Обманули? Возможно. Но вот что написал про «Здравицу» Артём Ляхович:
«Если Шостакович писал политзаказы, по собственному его выражению, „левой рукой“, словно снимая (подчеркнутой стилевой и качественной дистанцией) с себя художественную ответственность за подобные компромиссы; если его менее гениальные и более изворотливые (порой — более наивные) коллеги поставили свое искусство на службу идеологии, создав „реалистический“ музыкальный язык тоталитарной пропаганды; если в ситуации умолчания, „эзопова языка“, двойного дна образную доминанту определяли более-менее внятные знаки иронии, сатиры, изобличения — то „Здравица“ не принадлежит ни к одному из этих типов.
„Здравица“ — произведение высокого художественного уровня. Никакого снижения эстетической планки в „Здравице“ не наблюдается; напротив — кантата представляет собой, наряду с „Ромео и Джульеттой“ и „кинематографическими“ циклами, одну из вершин зрелого прокофьевского стиля, кульминацию поисков нового лирического мелоса — „новой простоты“.»
Одним словом, Прокофьев писал оду Сталину от чистого сердца, вкладывался всей душой. И даже умер с вождём в один день. Судьба.
Георгий Седов. На первый взгляд, вновь весьма достойный персонаж: гидрограф, мореплаватель, «покоритель Северного полюса». Только вот до полюса он не дошёл, умерев в ходе экспедиции за 1800 км от цели. Как при таких «заслугах» он оказался на купюрах «Новороссии»?
Культ Седова целиком и полностью создан в советское время. Причина проста: Седов служил примером выходца из бедной рыбацкой семьи, прошедшим путь от босоногого батрака до действительного члена Русского географического общества. Только при этом замалчивалось, благодаря кому он этот путь прошёл. Учителем и покровителем Седова был генерал Корпуса гидрографов и выдающийся русский аристократ Фёдор Дриженко. Дриженко вывел юного босяка в свет, помог жениться на племяннице знаменитого генерала Владимира Май-Маевского, на их свадьбе был посажённым отцом. Указывается, что Седов несколько раз порывался оставить службу «из-за высокого самомнения», но Дриженко каждый раз терпеливо его отговаривал. По мнению географа и историка Леонида Колотило, причиной гибели Седова также было тщеславие, следуя которому он загнал себя в цейтнот и не подготовил экспедицию как следует. Погиб «покоритель» Северного полюса в звании старшего лейтенанта.
Дриженко и Седов
А кем же был сам Дриженко и не заслуживает ли он быть нанесённым на купюры Новороссии (без кавычек)? При простом перечислении фактов оказывается, что Фёдор Кириллович был потомственным дворянином, чей род, по преданию, происходил от куренного атамана Дриж-Турского, получившего прозвище Турский за отличие в одной из турецких войн за Новороссию. Родился в Екатеринославе (Днепропетровск) — одной из столиц Новороссии. Окончил Санкт-Петербургское морское училище с отличием и Нахимовской премией. В 20 лет начал и успешно завершил через пять лет кругосветное плавание. Публично защитил диссертацию в Николаевской морской академии. Организовал легендарную гидрографическую экспедицию Байкальского озера, руководил Гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана. Назначен постоянным представителем России в международной комиссии по судоходству в Брюсселе. Провёл ряд исследований рек, озёр и морей России. Награждён золотой медалью и дипломом Всемирной парижской выставки 1889 года за гидрографические работы. И так далее, и тому подобное.
Чем уроженец Новороссийского края старший лейтенант Седов лучше уроженца Новороссийского края и своего терпеливого покровителя генерала Дриженко? Пожалуй, одним: симпатией создателей советской мифологии о превосходстве простого мужика над потомственным дворянином. Превосходства тут, конечно, и в помине нет. Более того, будучи развёрнутой как есть, история демонстрирует, что при «кровавом царизме» выходцы из народа делали карьеру, взлетая на скоростном социальном лифте не вопреки, а благодаря русской аристократии. Но именно этой русской аристократии места на купюрах «Новороссии» не нашлось.
Леонид Быков. Актёр одной роли. Тезис может показаться спорным, но очевидно, что «Максим Перепелица» лишь репетиция роли всей жизни — капитана Титаренко в фильме «В бой идут одни „старики“». О чём этот фильм, все прекрасно знают. Если опустить его безусловные нравственные и несомненные художественные достоинства и присмотреться к идеологическому посылу — а без таковых посылов в СССР фильмы не снимали — то выйдет следующее: многонациональные советские лётчики рука об руку с узбеком Сагдуллаевым (ах, эти знаменитые узбекские лётчики) и грузином Кобахидзе (ах, эти знаменитые грузинские асы) поют песню про «смуглянку молдаванку», потому что если бы не Сагдуллаев с Кобахидзе и молдаванками — нас бы не было. Это и призвана донести нам купюра номиналом 100 рублей этой странной советской страны «Новороссия».
И, наконец, главный десерт ждёт нас в конце. На самой крупной банкноте размещён загадочный «Товарищ Артём». Это партийная кличка Фёдора Сергеева, чья биография так красочна, что достаточно привести её без комментариев. Вот что о нём пишет Большая Советская Энциклопедия:
Профессиональный революционер, видный большевик, талантливый организатор, верный ученик В.И.Ленина и И.В.Сталина. В 1901 вступил в РСДРП, в 1903 стал большевиком. Поступил в Московское высшее техническое училище, но в 1902 за участие в революционном движении был арестован, исключён из училища и отправлен в воронежскую тюрьму. По выходе из тюрьмы, зимой 1902, эмигрировал в Париж. Весной 1903 возвратился в Россию, в Екатеринославскую губернию, где в течение почти двух лет вёл плодотворную партийно-революционную работу в качестве организатора и пропагандиста.
В январе 1905 был направлен в Харьков, где руководил большевистской организацией. В декабре 1905 руководил вооружённым восстанием в Харькове. После этого был в очередной раз арестован и нет, не повешен «кровавым царистским режимом», а направлен на Урал, где, разумеется, с двойным усилием продолжил борьбу с русским государством, пока не был сослан на пожизненную ссылку в Восточную Сибирь в 1910. В том же году «товарищу Артёму» в очередной раз удалось бежать, на этот раз в Корею, затем в китайский Шанхай, а далее — в Австралию. Испытывая тяжёлую нужду, работал грузчиком в портах, каменщиком, землекопом, чернорабочим на железной дороге, батраком на фермах (удивительная прыть!). В штате Квинсленд он возглавил союз русских рабочих-эмигрантов и положил начало рабочей партийной организации (будучи тяжело нуждающимся). Уже через год жизни в Австралии при его участии стала выходить газета «Австралийское эхо», носившая революционный характер.
После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года вернулся в Россию, в Харьков, где снова стал руководителем большевистской партийной организации. В этот период развернул партийную работу по всему Донбассу, став членом областного комитета партии большевиков, а позже войдя и в Центральный Комитет партии. Активный участник Великой Октябрьской социалистической революции. В 1918 он работал председателем Совнаркома и комиссаром народного хозяйства Советской Донецко-Криворожской республики, был членом ЦК КП(б) Украины (sic!). Один из крупнейших большевистских организаторов борьбы против контрреволюционной Центральной рады, белогвардейского генерала Каледина.
В 1919 году он уже заместитель председателя Временного рабоче-крестьянского правительства Украины (sic!) и один из руководителей КП(б) Украины (sic!). Во время наступления Деникина был комиссаром Чугуевского участка.
В честь «товарища Артёма» город, несколько сот лет носивший имя Бахмут, был переименован в Артёмовск. Одним словом, перед нами не просто большевик-террорист, не просто тщательно выпестованный в доминионе Британской империи подрывник, не просто уничтожитель той самой Российской империи, которая создала Новороссию как явление, но — и это самое интересное — настоящий украинский герой, один из лидеров компартии Украины и фактически создатель УССР. Его бы на гривнах печатать, вышло б в самый раз.
Но он напечатан на образцах валюты «Новороссии». И даже если поверить в сказку, которой авторы сопроводили свой выбор «товарища Артёма», то выйдет околесица. В концепции дизайна купюры указано «политика, история ДНР, преемственность, народное восстание, духовность». Но пресловутая Донецко-Криворожская республика включала Харьковщину, Сумщину, Екатеринославщину, Луганщину, Херсонщину и даже Новочеркасск. А что представляет собой замороженная Минскими соглашениями линия фронта, которую нынче выдают за «Новороссию», и говорить неловко.
Другими словами, прав был известный российский дизайнер-матерщинник: «Дизайн — это война». И теперь становится понятно, какую диверсию провернули в отношении добрых русских людей её авторы: сиди, Ванька, на своём огрызке и соваться не смей, теперь это и есть твоя «Новороссия».
А кто провернул — видно сразу. Есть одна деталь, которую читатель наверняка даже и не заметил сразу: на каждой купюре изображён православный храм. Русскую ирреденту пытаются выдать за достижение православных сталинистов, свергающих киевскую фашистскую хунту не в Киеве, а в России
Считается, что фраза «деньги не пахнут» связана со следующим сюжетом из «Жизни двенадцати Цезарей»: «Тит упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднёс к его носу и спросил, воняет ли она. „Нет“, — ответил Тит. „А ведь это деньги с мочи“, — сказал Веспасиан».
Нынешние рубли «Новороссии» пахнут не только мочой. Они пахнут вспененной слюной Сергея Ервандовича Кургиняна, калом Андрея Макаревича, кровью на руках Ходаковского, харчами тыловика Захарченко, перегаром кэгэбиста из ПМР Антюфеева, потом уроженца УССР и министра энергетики России Александра Новака, встревоженного грядущей зимой на Украине и призывающего дать газ «единой и неделимой» бесплатно, липкими руками Ротенберга, которыми он вынет из госбюджета компенсацию за арестованные в Италии виллы. Пахнут всей партией слива Новороссии. Так, как и должно пахнуть там, где сливают.