Лекция Джорджа Фридмана в МГИМО: видео и основные тезисы

На прошлой неделе Москву посетил Джордж Фридман, основатель и директор частного разведывательного агентства Stratfor, крупнейший мировой эксперт по стратегическому анализу, или, как говорят на Западе, стратегическому прогнозированию (STRATegic FORecasting).

Посетив МГИМО, Фридман выступил с неожиданно трезвой, искренней и по-макиавеллистски циничной лекцией. Григорий Марбургский задал Фридману несколько вопросов и перевел основные тезисы лекции по заявкам читателей. Представляем вашему вниманию своего рода «правила жизни Джорджа Фридмана».

friedmanx

В нашей жизни есть некоторые возможности выбора, но по большей части это иллюзии выбора. Мы думаем, что сами определяем траектории своей жизни, но на самом деле это не так. Иначе мы бы не могли заниматься никакими прогнозами. Сама концепция стратегического анализа основывается на том, что существует некая неизбежность, в отношении которой можно делать прогнозы.

Любая разведдеятельность основывается на прогнозировании, независимо от того, нужны ли вам данные для того, чтобы узнать, что скажет президент США на следующей неделе или для того, чтобы узнать будущее своей страны… Суть разведки — получение знаний о том, что случится в будущем.

Что тревожит президентов? Беспокоит ли их то, что случится через 30 лет? Нет, их интересует лишь одно: как остаться у власти. Только это определяет их мышление.

У России и США есть определённые императивы. Враги России обычно наступают с запада. Наполеон, кайзер, Гитлер… Ваше спасение заключается в буферных зонах на западе. Ваш императив — стратегическая глубина.

Северная Америка — это остров. Что является императивом США? Владение океанами. Потому что если океаны принадлежат нам, никто не сможет на нас напасть, а мы можем беспрепятственно вторгаться в Ирак!

Помимо императивов, на государства влияют и сдерживающие факторы. Для России характерно очень неудачное расположение рек, что ведет к слабости транспортной инфраструктуры… У США тоже есть сдерживающие факторы, но я бы предпочёл наше положение вашему.

Нравится ли Путину Обама или Обама Путину? Уверяю вас, они оба совершенно безразличны друг другу. Они президенты, они проявляют симпатию лишь тогда, когда это им нужно.

8 августа 2008 года состоялось возвращение России в мировую историю. Вторгнувшись в Грузию, Россия объявила всем, что её история ещё не закончилась.

Было время — лет пять назад — когда трубопроводы определяли европейскую политику. Но это время прошло. (об остановке «Южного потока»)

Китай не так силён, как кажется. Мы слышим о китайской угрозе только когда встаёт вопрос о бюджете ВМС США. Вот тогда все рассказывают страшные истории. То есть самый большой пропагандист военной мощи Китая — сами вооруженные силы США.

Иран понимает, что для него выгоднее иметь ядерную программу, чем обладать ядерным оружием. Так он может шантажировать США, угрожая, что первое перерастёт во второе.

Одно из редко упоминаемых преимуществ США: в отличие от, например, Германии — мы хорошо управляем мигрантами.

Какой будет роль ООН в XXI веке? Никакой!

Войны начинаются из-за фундаментальных различий, а не из-за того, что две страны друг другу не нравятся.

Ваша судьба как русских неразрывно связана с судьбой вашей страны.

Увы, я очень пессимистично отношусь к будущему России. Вечные проблемы СССР — экономические противоречия и экономическая неразвитость — остались и в РФ. В будущем лишь части России будут жить нормальной жизнью. Другим частям повезёт меньше.

Если бы не Путин, у вас был бы кто-нибудь другой, и ничего бы не изменилось. От личности президента мало что зависит. Каждый президент наследует проблемы предыдущего. Подумайте об Обаме. Сколько всего он хотел сделать — а в результате как мало его политика отличалась от политики Джорджа Буша-младшего!

Многие забывают, что президент США — это не власть, это лишь одна треть власти. Президент не бог! Он скован рамками реального мира.

США совершенно не интересуются Евразией. Помимо одного вопроса: чтобы Евразия не была едина.

США всегда выжидают. Вечная стратегия США — ждать, пока не возникнет общеевропейский гегемон, а потом добиться его уничтожения.

Я никогда не хожу на выборы. Единственная ситуация, в которой мой голос имел бы значение — это ничейный результат. Но такого не бывает. Поэтому я остаюсь дома и пью пиво.

Никогда не пугай Штаты, пока ты ещё слаб.

О наличии softpower говорят страны, у которых нет hardpower. Как говорится, ты нравишься девушкам, пока они не узнают, что у тебя нет денег.

Когда ты говоришь с другом, невозможно понять, что он думает: ведь мы не можем читать мысли. Поэтому необходимо понимать факторы, которые влияют на его будущее. Друг, который мечтает попасть в Голливуд, но обладает непривлекательной внешностью, вряд ли сможет это сделать: Голливуду не нужны некрасивые люди. Поэтому вы можете, наблюдая за жизнью вашего друга, понять, как часто он находится в заблуждении относительно своего будущего, и вам лучше видно, что с ним случится в будущем. То есть вы выступаете как специалист по прогнозированию его жизни.

Может ли Украина вступить в НАТО? Помните, я говорил про уродливого друга и Голливуд … (улыбается)

НАТО — это просто клуб хороших людей, которые любят собраться выпить кофе в Брюсселе.

Если Украина будет частью НАТО, США утратит свободу действий. В случае войны Германия отправит туда два своих самолёта и танк, а нам придётся посылать пятнадцать дивизий.

Забудьте об иллюзии гуманизма.

Естественная западная граница России должна проходить по Карпатам.

P. S. Обратите внимание на человека в классическом костюме с образцовым американским акцентом, который в начале видео представляет Джорджа Фридмана. Это никто иной, как бывший разведчик-нелегал Андрей Безруков, он же Дональд Хитфильд, который сейчас является советником Сечина и по совместительству доцентом кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО.

P. P. S. К сожалению, из-за технической неполадки с видеокамерой лекция записалась не до конца.