Так как по нынешнему законодательству любой исследовательский текст о феномене национал-социализма можно объявить «оправданием» или «реабилитацией», мы помещаем дальнейшие 30 000 знаков за пейволл, оставляя к ним доступ только для постоянных подписчиков.
Первые исследования нацизма как феномена начали появляться сразу после окончания Второй мировой войны. Большую картину, однако, можно разглядеть только издали. Неудивительно, что работы философов и политологов первых послевоенных лет имели поверхностный характер. Недостаток глубины, неготовность до конца раскрывать табуированные темы — все это было в трудах даже самых антинацистски настроенных авторов.Уже в 1946 году вышли книги «Германская катастрофа» Фридриха Мейнеке ({{1}}) и «Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии» Карла Ясперса. ({{2}}) В этих работах явно чувствовалось искреннее желание найти истинные истоки роковых событий в Германии. Но единственной первопричиной, которую находили эти авторы, оказывались традиции прусского милитаризма. Общество не приняло такой явно упрощённый подход. Осенью 1946 года Ясперс писал Ханне Арендт ({{3}}) о реакции гейдельбергских студентов на свои лекции «О духовной ситуации в Германии» (ставшие основой «Вопроса о виновности»): «Мне трудно находиться за кафедрой, когда я вижу перед собой враждебные лица. Лишь после 1937 года я ощущал такой настрой в аудитории, как сегодня». ({{4}})Тема прусских корней нацизма оставалась достаточно популярной в те годы. Об отчуждении бывших прусских земель от Западной Германии часто говорили с облегчением. Сам Конрад Аденауэр ({{5}}) по похожим соображениям ещё в бытность бургомистром Кёльна вынашивал планы создания Рейнской республики после окончания Первой мировой войны. ({{6}})
Популярна была и другая точка зрения: что нацизм стал лишь ответной реакцией на коммунизм. Однако более поздние исследования общего феномена тоталитаризма (объединившего в себе и германский нацизм, и сталинский коммунизм, и итальянский фашизм) указали на единую природу этих идеологий. Убедительно выставить главными виновниками прихода Гитлера к власти несостоявшийся антинацистский альянс социал-демократов и коммунистов тоже не удавалось.
Личность же самого фюрера часто объявлялась «демонической», и отсюда было уже недалеко до разговоров о влиянии потустороннего. Примерно с 1960 года литература эзотерического толка начинает изображать феномен нацизма как результат работы неких сверхъестественных сил.
Эта мифологема оказалась удобной, потому что позволяла не объяснять нацистов социально-экономическими факторами. Оккультная «историография» начала конструировать новый образ нацистов, в котором Гитлер и его окружение опирались на магические силы и тайное знание.
В ход шли дурные воплощения («чёрные силы», «невидимые иерархии», «неизвестные владыки»), магическая элита, удалённая во времени или пространстве, с которой нацисты якобы находились в контакте. Зазвучали гипотезы, связывающие нацизм с тайными мастерами Востока, Обществом Туле ({{7}}) и другими оккультными организациями, которые рассматривались как каналы «чёрного посвящения». ({{8}})
Миф о связи нацистов с Востоком имеет сложную родословную теософского ({{9}}) происхождения.
О скрытых священных центрах Востока впервые писала ещё Елена Блаватская в своей «Тайной доктрине» (1888 г.) ({{10}}). Она ссылалась при этом на «Стансы ({{11}}) Дзэн» — текст, якобы виденный у религиозных учителей тибетского буддизма в Гималаях.
Блаватская, чьё имя хорошо известно в современных эзотерических кружках, утверждала, что в горных пещерах и подземных лабиринтах в отдалённых областях Центральной Азии существует множество подобных центров эзотерического обучения и посвящения.
Среди примеров были названы подземный город Агади, расположенный на месте бывшей Вавилонии, оазис Шамбала ({{12}}) в пустыне Гоби, где наставники арийской расы хранят своё священное знание о левитации, телепатии и власти над миром, и где исповедуется тибетская религия Бонпо (один из вариантов перевода — «обращённый бон«). ({{13}})
Некоторые исследователи указывают на наличие в «Тайной доктрине» так называемых «расовых теорий» о существовании высших и низших рас. Блаватская, вероятно, считала, что эволюционные механизмы заставляют низшие и деградировавшие расы вымирать и ведут к формированию единственной совершенной и однородной расы. Позже очень похожие идеи начнут звучать из уст партийных функционеров НСДАП.
Дальнейшее развитие этой системе мифов придал французский автор Жозеф Александр Сент-Ив Д’Альвейдр (1842–1909 гг.), описавший тайный город Агарти (или Агартха, или Агарта (Agarty, Agartha)) как теократию ({{14}}), руководящую ходом мировой истории. Альвейдр утверждал, что получает телепатические сообщения от далай-ламы из Тибета, судя по которым Агарти находится где-то под Гималаями.
Фердинанд Оссендовский, путешественник по Сибири и Монголии, продолжил питать эти фантазии рассказами о местных буддийских верованиях, тоже отсылавших к подземному королевству Агарти, в котором правил король мира. Утопическое королевство обладало сверхъестественным могуществом и могло в любой момент уничтожить человечество и преобразить поверхность земного шара.
Идеи о тайной теократии Востока сопровождались сообщениями о неких силах, называемых «Врил» (или «Вриль», Vril). Розенкрейцер ({{15}}) и оккультист сэр Эдвард Бульвер-Литтон ({{16}}) в своём романе «Грядущая раса« ({{17}}) (1871 г.) приписал эти сверхспособности подземной расе, обладавшей гораздо более развитой, чем у обычного человека, психикой.
Подземные люди Бульвер-Литтона владели телепатией и телекинезом. Именно под его влиянием Блаватская в 1848 году отправляется в Египет и после пишет «Разоблачённую Изиду» («Изида без покрывал«) ({{18}}) (1877 г., нов. изд. 1902 г.). Мифологему «Врил» позднее использовал французский консул в Калькутте Луи Жаколио ({{19}}).
«Врил» понимался как значительный резервуар (источник) энергии внутри человеческого организма, недоступный непосвящённым. Считалось, что овладевший силами «Врила» приобретает власть над всем миром.
О «Вриле» писал Вилли Лей ({{20}}), бывший ракетный инженер, после непродолжительной карьеры занявшийся описанием своих псевдонаучных взглядов. Лей имел определённую популярность среди руководства Третьего Рейха. Помимо Теории Мирового Льда ({{21}}) и Доктрины Полой Земли ({{22}}), уже известных нацистским патронам, он сообщил о берлинской секте, занимавшейся освоением секретов «Врила» через медитативные практики.
Журналист Луи Повель и писатель-фантаст Жак Бержье ({{23}}) цитируют статью Лея в книге «Утро магов« ({{24}}) (1960 г.), пятая часть которой названа «Несколько лет в абсолютно ином» и посвящена Третьему Рейху.
Повель и Бержье описывают берлинскую секту, известную как «Ложа Света» («Сверкающая ложа»), которая затем была переименована во «Всегерманское общество по изучению метафизики» — «Общество Врил« ({{25}}). С обществом связаны мифы о дискообразных летательных аппаратах Третьего рейха — Vril, Haunebu, RFZ (Rundflugzeug), Andromeda, в основе работы которых якобы лежала энергия «Врил». «Андромеда» замышлялась летающим авианосцем и должна была лететь к Альдебарану ({{26}}), откуда медиумы Общества получали сообщения. Потом их переводили с «языка инопланетян», который был объявлен шумерским. Отсюда же выходит миф об экспедициях нацистов в Антарктиду.
В 1992 году Норберт Юрген-Ратховер и Ральф Эттл опубликовали уфологическое произведение «Vril-Projekt» о дисколётах нацистов с такими идеями: чертежи летательных аппаратов были составлены на основе данных, которые в начале 1920-х годов офицеры СС телепатически получили от некой цивилизации, расположенной в окрестностях Альдебарана.
Именно на таких аппаратах избранные члены общества «Врил» и СС якобы основали в Антарктиде базу в Новой Швабии. «Новая Швабия« ({{27}}) (нем. Neu-Schwabenland или Neuschwabenland) — территория Антарктиды («немецкий антарктический сектор» между 4°50′ и 16°30′ в. д.), на которую нацистская Германия предъявляла территориальные претензии с 19 января 1939 года по 8 мая 1945 года. Формально от полярных территориальных претензий Германия так и не отказалась.
Тема нацистских космолётов прочно вошла в поп-культуру
Повель и Бержье писали, что Гитлер стремился осуществить биологическую мутацию, которая могла бы бесконечно возвысить человеческую расу.
«Целью Гитлера было не установление расы господ и не завоевание мира; для него это были только средства для осуществления «великого дела», о котором мечтал Гитлер; подлинной же целью было дело созидания, «божественное» дело, биологическая мутация, результатом которой должно было стать восхождение человечества, «появление человечества героев, полубогов, сверхлюдей«». ({{28}})
Так немецкий расизм оказался связан с оккультной мифологией секретных восточных теократий и силами «Врил», что определило видение «тысячелетнего» нацистского будущего.
На самом деле идеологи нацизма не думали, что немцы являются господствующей расой, которой принадлежит мир. Они полагали, что немцы, как и все остальные нации, должны управляться господствующей расой, и что эта раса только рождается ({{29}}).
9 августа 1941 года Гитлер издал указ, которым запрещал дальнейшее употребление термина «германская раса», потому что оно привело бы к «принесению расовой идеи в жертву простому началу национальности и к разрушению важных концептуальных предпосылок всей нашей расовой и народной политики». К тому же отождествление «избранной расы» с одними только немцами (любыми) могло помешать прогрессивной «селекции» и уничтожению нежелательных частей собственно германского населения.
Зачатком господствующей расы были не немцы, а СС. «Германская мировая империя», как сказал Гиммлер, или «арийская» мировая империя, как сказал бы Гитлер, была делом еще нескольких веков.
Гиммлер внушал эсэсовцам:
«Мы не ждем, что вы станете немцами из оппортунизма. Однако мы надеемся, что вы подчините свой национальный идеал более великому расовому и историческому идеалу, германскому Рейху». Его будущей задачей является самое тщательное взращивание и воспитание «расовой суперстраты», которая в следующие двадцать-тридцать лет дала бы «всей Европе ее правящий класс». ({{30}})
Повель и Бержье дополняют рассказ описанием связей будущего фюрера с членами Общества Туле. В особенности они выделяют две фигуры, представляя их как оккультных наставников Гитлера эпохи 1920-х. Один из них, Дитрих Эккарт, журналист крайне антисемитских взглядов — известная фигура в националистических кругах Мюнхена. Эккарт не только придал силу и направление послевоенному антисемитизму Гитлера, но и обеспечил молодого партийного лидера полезными знакомствами в финансовых и политических кругах.
Вторым персонажем, повлиявшим на молодого Адольфа, был Карл Хаусхофер. Хаусхофер служил военным атташе в Японии и восхищался культурой Востока. После Первой мировой войны он начал академическую карьеру в сфере политической географии и занял кафедру геополитики в Университете Мюнхена, где его ассистентом был Рудольф Гесс, ставший позже правой рукой фюрера.
На Гитлера произвели глубокое впечатление идеи Хаусхофера, который разработал собственные принципы геополитики — агрессивные и реваншистские. Геополитика Хаусхофера принесла «теорию жизненного пространства» в официальную доктрину Третьего рейха.
К слову, сам Хаусхофер являлся противником войны с СССР и выступал за создание оси Берлин-Рим-Москва-Токио ({{31}}), а лебенсраум для немцев предлагал найти на территории государств-лимитрофов ({{32}}).
Название «Общества Туле» происходит от мифического острова на севере Европы, описанного греческим путешественником Пифеем (ок. 380 — ок. 310 гг. до н. э.) в его сочинении «Об Океане» (греч. Περί τού Ωκεανού, лат. De Oceano). Остров Туле, как следует из древнегреческих легенд, мыслился как магический центр исчезнувшей цивилизации. Миф гласил, что его жители были потомками арийцев, выжившими после гибели Атлантиды.
Слева — фрагмент карты мира из «Географии» Птолемея (XIV–XV век). В верхней части выдающийся за пределы остров — Туле, Ultima Thule — предел ойкумены, наиболее дальний участок суши, известный в то время / Справа — фрагмент карты Carta Marina (XVI век). Туле обозначен как Tile
Эккарт и его друзья были уверены, что не все тайны Туле погибли. Считалось, что якобы существовало промежуточное звено между человеком и разумными трансцендентными существами, коммуникацию с которыми могли осуществлять только посвящённые — то есть члены Общества Туле.
В 1916 году человеку по имени Адам Альфред Рудольф Глауэр (впоследствии — Рудольф фон Зеботтендорф) попала в руки газетная реклама общества Germanennorden («Германский Орден»), приглашавшая светловолосых и голубоглазых немецких мужчин и женщин к вступлению в Орден. Под объявлением располагались три руны. В сентябре 1916 года Зеботтендорф нанёс визит главе Germanennorden в Берлине — Герману Полю, канцлеру палаты мер и весов Магдебурга.
Поль пришёл к изучению рун через Гвидо фон Листа и был убеждён, что утрата арийцами знаний о их магической власти вызвана нарушением расовой чистоты, в особенности через скрещивание с евреями. Поль полагал, что сакральное знание может быть восстановлено путём очищения расы.
Герман Поль поручил Зеботтендорфу заняться формированием баварского отделения Германского Ордена, выглядевшего в то время весьма плачевно. Весь 1917 год Зеботтендорф активно действовал. Его переписка той поры измеряется томами. Затем он начал посещать своих адресатов, и эти визиты превратились в регулярные групповые встречи и лекции. Одновременно он поддерживал оживлённые сношения с Полем, снимавшим для ложи этаж недалеко от Берлина. Зеботтендорф взялся за издание ежемесячного журнала Ордена. Первый номер «Рун» появился в январе 1918 года. Он же финансировал внутриорденский бюллетень Allgemeine Ordens-Nachrichten.
В 1918 году Зеботтендорф познакомился с Вальтером Наухаузом, сыном немецкого миссионера. В Берлине Наухауз начал изучать резьбу по дереву, а свободное время проводил, совершая поездки к родственникам в Померанию и Силезию, а также принимая участие в экспедициях юношеских фёлькише (völkische) групп по Пруссии и Тюрингии. Когда началась война, Наухауз вступил в Померанский полк. 10 ноября 1914 года он был тяжело ранен под Шалоном. Более не годный к несению военной службы, он посвятил себя движению фёлькише и в 1916 году вступил в Germanennorden.
Фёлькише (нем. Völkische Bewegung) — «народное движение» — политическая идеология, распространённая в Германии конца XIX — начала XX века. Движение использовало идеи арманизма (нем. Armanenschaft) Гвидо фон Листа, сочетая их с пангерманизмом и националистическим романтизмом.
«В своих книгах и лекциях Лист предлагал истинным германцам отыскивать в ландшафтах Родины, ее фольклоре и археологии сохранившиеся следы великолепного теократического арио-германского государства, возглавляемого королями-священниками и посвященными гностиками». ({{33}})
В основном на движение фёлькише повлияли книги Гвидо фон Листа и Йёрга Ланца фон Либенфельса ({{34}}). Большую роль сыграли идеи голландско-немецкого мистика Германа Вирта (1885–1981 гг.), который изучал древние религии, символы и языки.
А.В. Васильченко, российский историк-германист, кандидат исторических наук:
»…в отличие от многих публицистов того времени, находившихся в лагере фёлькиш, Вирт старался, чтобы его теории имели достаточное научное обоснование. Впрочем, сейчас его система доказательств может показаться более чем сомнительной…».
Диапазон чтения Вальтера Наухауза открывался «исследованиями» Гвидо фон Листа и заканчивался трудами по астрологии и хиромантии. В письме к Листу он признавался в своём интересе к Каббале ({{35}}), к индуистским и египетским религиозным верованиям. Как и Зеботтендорф, Наухауз был захвачен мистикой древних теократий и тайными культами. Зеботтендорф и Наухауз так организовали работу, чтобы Наухауз мог целиком посвятить себя агитации новых членов Germanennorden.
Записи ({{36}}) в дневнике Германа Геринга свидетельствуют о том, что начиная со второй половины 1918 года встречи Общества участились: ложа собиралась по меньшей мере раз в неделю для рукоположений, лекций и осенних прогулок.
Кроме ритуальных собраний Gernamennorden постоянно устраивал правые митинги, и, чтобы избежать лишнего внимания со стороны левых и республиканцев, организацию переименовывают «Общество Туле». Комнаты собраний украшают эмблемой Общества, изображающей длинный кинжал и «солнечное колесо» свастики.
Через несколько месяцев после того как нацисты взяли власть в 1933 году, Зеботтендорф опубликовал книгу с сенсационным названием «Прежде, чем пришёл Гитлер: первые годы нацистского движения». Зеботтендорф описывает свою работу в Баварии и утверждает, что члены Общества Туле были первыми, кто установил контакт с Гитлером.
Кроме самого Общества силовым ресурсом будущего фюрера стали Deutscher Arbeiterverein, Всеобщий германский рабочий союз ({{37}}) и Deutsch Sozialistische Partei, Немецкая Социалистическая партия. Эти три силы и легли в основу будущей НСДАП. Последняя, прежде чем стать националистической, успела побыть «простой» Немецкой рабочей партией — DAP.
Хотя идеологические взгляды DAP и Общества Туле несколько расходились, обе организации пользовались общим символом — свастикой ({{38}}). В мае 1919 года Фридрих Крон, член Туле и Germanennorden, дантист по профессии, составил меморандум под названием «Может ли свастика служить символом национал-социалистической партии?», в котором предложил в качестве символа DAP левонаправленную свастику (по часовой стрелке, как у теософов и Germanennorden).
Он выбрал левый вариант, потому что в буддистской интерпретации это направление символизирует удачу и здоровье, тогда как правая ориентация (против часовой стрелки) означает упадок и смерть. Заметим, что большинство свастик Листа и Общества Туле имеют правую ориентацию — то есть в völkische-традиции не было на этот счёт единых взглядов.
Гитлер предпочитал свастику с прямыми линиями, ориентированную вправо. На прениях в комитете DAP ему удалось убедить Крона изменить проект. Крон же придумал и распределение цветов: чёрная свастика в белом круге на красном фоне. 20 мая 1920 года на митинге НСДАП в Старнберге свастика Крона в версии Гитлера впервые появилась в качестве знамени нового движения.
Путь нацистского символа можно проследить через эмблемы Germanennorden, движение фёлькише и концепции арманизма. Он восходит к Гвидо фон Листу и изучению рун.
По мере того как НСДАП превращалась в полноценную партию, Общество Туле постепенно затухало. От оккультизма отошли: в 1918–1925 годах были проведены только две лекции об эзотерике. Остальные касались мегалитов, прародины тевтонцев, фольклора, евреев, сионизма и различных политических вопросов. После 1925 года деятельность Общества приходит в упадок.
Копье судьбы
Мы разобрали теософский след, но у легенды о связях нацистов с потусторонними силами был и другой источник.
Английский писатель Тревор Равенскрофт (1921–1989 гг.), связывает нацизм с антропософией ({{39}}) — религиозно-мистическим учением, выделившимся из теософии. У корней нового учения, основанного в 1912 году, стоял Рудольф Штайнер. Штайнер хотел открыть широкой публике методы саморазвития и духовного познания с помощью человеческого мышления. Спустя несколько лет после Второй мировой войны Равенскрофт встретил Вальтера Йоханнеса Штайна, австрийского еврея, в 1933 году эмигрировавшего из Германии в Британию.
Незадолго до прихода нацистов к власти Штайн учился в Вальдорфской школе ({{40}}) в Штутгарте, устроенной в соответствии с антропософскими принципами Рудольфа Штайнера. В 1928 году Штайн написал книгу «Мировая история в свете Святого Грааля. Великое девятое столетие» («Weltgeschichte im Lichte des Heiligen Gral: das Neunte Jahrhundert»), которая опиралась на антропософскую интерпретацию средневековой литературы и истории.
Штайн доказывал, что стихотворный рыцарский роман Вольфрама фон Эшенбаха ({{41}}) «Парцифаль» написан по реальным историческим событиям девятого века, и что вымышленные персонажи соответствуют реальным людям, жившим в империи Каролингов ({{42}}). Например, король Грааля Анфортас был известен как король Карл II Лысый ({{43}}). Злого волшебника и владельца Замка Чудес Клингзора автор отождествил с Ландульфом II ({{44}}) из Капуи. Бой между христианскими рыцарями и их противниками предстает аллегорией продолжающейся борьбы за обладание Священным Копьём, предположительно проткнувшим грудь Иисуса Христа на Голгофе.
«Распятие». Нижнерейнский мастер, XV век
Аргументы в пользу оккультной составляющей нацизма Тревор Равенскрофт выстраивал на идеях Штайна. В книге «Копье судьбы. От Голгофы до падения Рейхстага» (англ. издание 1972 г., немецкое — 1974 г.) Равенскрофт рассказывает о том, как молодой студент Штайн разыскал в оккультной книжной лавке старого квартала Вены экземпляр «Парсифаля».
На полях нашлись многочисленные пометки и комментарии к тексту, интерпретирующие эпическую поэму как испытание, открывающее посвящённым путь к достижению трансцендентных вершин сознания. Интерпретацию сопровождало множество цитат из восточных религий, отсылок к алхимии, астрологии и мистицизму. Штайн отметил, что комментарий пропитан духом расовой ненависти и пангерманского фанатизма.
Экземпляр был подписан именем Адольфа Гитлера ({{46}}). Любопытство Штайна заставило его вернуться в лавку и расспросить книготорговца об этом человеке по имени Гитлер. Эрнст Прецше, владелец книжной лавки, сообщил Штайну, что Гитлер прилежно занимается изучением оккультных наук и дал ему его адрес. Штайн разыскал Гитлера, они начали общаться, и в конце концов выяснилось, что Гитлер верит в силу Священного Копья ({{47}}), наделяющего его обладателя неограниченной властью.
Копьём до того владели Константин Великий, Карл Смелый, Генрих Птицелов, Отто Великий и император Гогенштауфен. Гитлер, увлечённый мыслями о мировом господстве, тоже стремился его заполучить. Как собственность габсбургской династии, Копьё хранилось в Хофбурге ({{48}}), в Вене. Для пущей сенсационности Равенскрофт добавляет, что Гитлер ускорял своё оккультное развитие употреблением галлюциногенного пейота ({{49}}). С галлюциногенами его якобы познакомил Прецше, работавший до 1892 года помощником аптекаря в немецкой колонии в Мехико.
По версии Равенскрофта, Гитлер впервые увидел копьё в 1909 году, когда делал эскизы фасада Хофбурга и зашёл внутрь, чтобы согреться. Он оказался в зале сокровищ Габсбургов, где были выставлены имперские клейноды (нем. Reichskleinodien) — атрибуты императорской власти правителей Священной Римской империи. При виде копья Гитлер якобы впал в транс до самого закрытия музея, и только напоминание смотрителя заставило его очнуться и покинуть зал. Ночью Гитлер не смог заснуть, а ранним утром снова пришёл к Хофбургскому дворцу. Когда музей открылся, он вбежал в зал и снова погрузился в созерцание копья Лонгина.
15 марта 1938 года Гитлер прибыл в Хофбургский дворец уже в совершенно ином качестве. В сопровождении Гиммлера он предъявил свои права на копьё Лонгина. На «Площади героев» перед Хофбургским дворцом был организован митинг. Гитлер произнёс речь, которая заканчивалась следующими словами:
«Я объявляю немецкому народу о том, что выполнил самую важную миссию в моей жизни. Как фюрер германской нации и рейхсканцлер, я перед лицом истории заявляю о вступлении моей родины в Германский рейх!« ({{50}})
Гитлер рядом с имперскими клейнодами. 1938 год / Фотография Венского копья в Хофбургском дворце
Книги, написанные об оккультном нацизме между 1960 и 1975 гг., скорее сенсационны, чем исторически верны. Большинство авторов подобных работ — таких, как Вернер Герсон («Le nazisrne, societe seerfete», 1969 г.), Элизабет Антеби («Ave Lucifer», 1970 г.), Мишель-Жан Анжеберт («Les mystiques du soleil», 1971 г.), Жан-Клод Фрер («Nazisrne etsociete secrfete», 1974 г.), Бреннан («Oceult Reich», 1974 г.) — невежественны в отношении первичных источников, неточны и постоянно «обнаруживают новые факты». Например,
человек по имени Прецше нигде не числится как живший в Вене между 1890 и 1920 годами. Вымышленную природу всего эпизода с аннотированной копией «Парсифаля» подтверждает подозрительное сходство книжной лавки Прецше с такой же лавкой из романа сэра Эдварда Булвер-Литтона «Занони« ({{51}}) (1842 г.) — его мы уже упоминали выше.
К литературному творчеству послевоенных «фантастов» можно относиться по-разному. Астрология, кабалистика и оккультизм по своей природе находятся за пределами академической науки и способствуют появлению разного рода причудливых фантазий.
Одно бесспорно: избавиться от элемента фантасмагории в нацизме невозможно.
Наследие предков
В 1928 году выходит книга «Происхождение человечества» (нем. Aufgang der Menschheit) уже упомянутого Германа Вирта. В ней автор утверждает, что у истоков современного человечества стояли две проторасы: «нордическая» — возвышенная раса с Севера, и приземленная раса Юга — пришельцы с южного континента Гондвана. Причиной упадка нордической расы, которую Вирт называет «гиперборейцами« ({{52}}), мистик считает расовое смешение просвещенных северян с бессловесными и примитивными звероподобными южанами.
Герман Вирт (нем. Herman Wirth, также известен как Герман Вирт Ропер Бош или Герман Феликс Виртор Германн) (6 мая 1885 г., Утрехт, Голландия — 16 февраля 1981 г., Кузель, Рейнланд-Пфальц, ФРГ) — голландско-немецкий учёный и мистик, изучавший древние религии, символы и языки. Первый руководитель «Аненербе»
Гиперборейская теория будущего шефа «Аненербе» Германа Вирта стала ещё одним камнем, который позже ляжет в основу так называемой «расовой гигиены»
Корни «Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков» — а именно так звучало полное название организации «Аненербе» (нем. Ahnenerbe — «Наследие предков») — с одной стороны тянутся к Обществу Туле, с другой — подходят к идеям немецкого религиозного философа Фридриха Хильшера ({{53}}). Хильшер поддерживал отношения со шведским специалистом по Востоку Свеном Гедином ({{54}}), длительное время жившим в Тибете.
Символика «Аненербе»
В 1935 году Герман Вирт проводит в Мюнхене выставку «Наследие немецких предков». Протомифология Вирта, названная «гиперборейской» концепцией, заинтересовала нацистов. Экспозицию посмотрели рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер и Рихард Дарре, рейхсминистр продовольствия, обергруппенфюрер СС.
С самого начала общество «Аненербе» было связано с нацистскими лидерами.
Хотя Гитлер резко критиковал Вирта, Гиммлер, желавший освобождения нацистской Германии от католицизма, принял «Аненербе» под своё покровительство.
Идеологи национал-социализма стремились придать германским «началам» независимый окрас, чтобы не чувствовать себя обязанными Аврааму. Центр нацистской «новой религии» Гиммлер намеревался устроить в Вевельсбурге (нем. Wewelsburg) — замке недалеко от Падерборна ({{55}}).
Замок Вевельсбург. Справа — «Зал обергруппенфюреров». В центре зала изображено Чёрное солнце (нем. Schwarze Sonne) или Центральное солнце (нем. Zentral Sonne) — эзотерический оккультный символ. Концепция Чёрного солнца введена Блаватской в «Тайной доктрине». Оно предстаёт как незримый центр Вселенной, причину и начало всего бытия, то, что гностики называли «творческим светом». У Блаватской понятие «чёрного света» приписывается исключительно тайному арийскому учению, которое было вынесено с далекого Севера. Культовые обряды этого «центрального солнца» Блаватская связывала с легендарным древним народом, который якобы жил за полярным кругом
Альтернативой католицизму Гиммлер видел новую религию, которая представлялась идеологами СС как соединение язычества древних германцев с «истинным», ещё «не отравленным евреями» христианством и оккультизмом прошлого века.
Нацистские лидеры понимали, что для установления тоталитарного государства в массовом сознании должны существовать укорененные традиции. Их «традиция», однако, была на деле собранием искусственно реанимированных мифов, по большей части уже сотни лет как забытых народной памятью.
«Даже боги становятся старыми и должны умереть, чтобы быть заменёнными другими, лучше отвечающими потребности в вере времени. Одноглазый Вотан и милая Фрея с золотым яблоком жизни являются лишь тенями давно прошедших времён, которые не может воскресить к жизни ни один «миф двадцатого столетия». Поэтому иллюзия «нового немецкого христианства на германской основе» была такой безгранично глупой и постыдно бездуховной« ({{56}}) — Рудольф Рокер (нем. Rudolf Rocker, 25 марта 1873, Майнц — 19 сентября 1958, штат Нью-Йорк) — активный участник анархо-синдикалистского движения, публицист.
Первоначально «Аненербе» входило в состав Главного управления расы и поселений, но в 1937 году Гиммлер отправил Вирта в отставку и передал контроль над организацией Инспекции концентрационных лагерей. Фюрера не устраивала идея Вирта о происхождении ариев от атлантов, и рейхсфюрер СС воспользовался удобным моментом, чтобы переподчинить организацию себе.
1 января 1939 года «Аненербе» получило новый статус — расширенные права и дополнительное финансирование. 1 января 1942-го общество стало частью Личного штаба рейхсфюрера СС, и вся его деятельность была окончательно перенаправлена на военные нужды. Так появился Институт военных исследований, возглавленный Вольфрамом Зиверсом ({{57}}).
Целью общества «Наследие предков» было доказательство расового превосходства германцев при помощи исторических, антропологических и археологических исследований.
Археологические раскопки проводили в Кафиристане ({{58}}), Тибете, на островах Ла-Манша, в Румынии, Болгарии, Хорватии, Польше, Греции и в других странах Европы.
Фотографии, сделанные во время экспедиции в Тибет 1938-1939 годов, возглавляемой сотрудником института «Аненербе» Эрнстом Шефером ({{59}})
Для антропологических исследований институт использовал живых людей — узников лагерей смерти, в основном из Аушвица (Освенцим) и Дахау. Археологи, этнографы, филологи, историки «Аненербе» писали учебно-воспитательные программы и снимали пропагандистские фильмы для СС. Каждый член СС в обязательном порядке изучал основное произведение германо-скандинавской мифологии — эпос «Эдда» (древнеисландское Edda, во множественном числе Eddur) и обучался чтению рун.
Для «научного» обоснования геноцида сотрудники «Наследия предков» читали бойцам зондеркоманд и охране концлагерей специальные лекции. Немецкий историк и археолог Герберт Янкун ({{60}}) доказывал, что древние германцы безжалостно топили в болотах предателей, гомосексуалистов и вероотступников вместе с их семьями. С началом Второй мировой войны «Наследие предков» занялось разграблением европейских музеев и библиотек. В первую очередь отбирались экспонаты, связанные с древнегерманской историей.
К концу войны «Аненербе» представляла собой огромную бюрократическую машину, пустившую корни в самых разных областях. На Нюрнбергском процессе организацию признали преступной, а её руководителей осудили.
Кадр из анимационного фильма «Первый отряд» (2009 г.). Финальные сцены. Отряд пионеров вступает в схватку с призраками рыцарей Ливонского ордена, вызванными из загробного мира нацистскими магами «Аненербе»
Литература по теме
Корнева Л. Германский фашизм: немецкие историки в поисках объяснения феномена национал-социализма (1945-90-е годы). Кемерово, 1998
Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. М.: Евразия, 1993. — ISBN 5-85233-003-18
Ясперс Карл. Вопрос о виновности. О политической ответственности Германии. М.: прогресс, 1999. — 148 c.
Борозняк А.И. ФРГ: волны исторической памяти // Неприкосновенный запас — 2005 — № 2-3 (40-41).
Хаусхофер К. Континентальный блок: Берлин — Москва — Токио. 1940. — 8 с. Перевод А.Карагодина.
Хаусхофер К. О геополитике: работы разных лет. М.: Мысль, 2001. — 426, [1] с. ISBN 5—244—00885—4
Рудольф Рокер: Из книги «Национализм и Культура», «Религия и политика» (Religion und Politik, Kap. II; Из: Nationalismus und Kultur, 1949 г.)
Kellogg Michael. The russian roots of Nazism / Келлог Майкл. Русские истоки нацизма (1917-1945). Cambridge: Cambridge University press, 2005
Геббельс Й. Так говорил Геббельс (Избранные речи и статьи министра пропаганды и просвещения Третьего рейха). Joseph Goebbels. Die ausgewählte Reden und Artikel. Перевод: главы 1-6 — Питер Хедрук (с английского), глава 7 — Дмитрий Румянцев (с немецкого).
Ханна Арендт. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю.А. Кимелева, А.Д Ковалева, Ю.Б. Мишкенене, Л.А. Седова Послесл. Ю.Н. Давыдова. Под ред. М.С. Ковалевой, Д.М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996. — 672 с. ISBN 5-87129-006-Х
Ф. В. фон Меллентин. Бронированный кулак вермахта. Смоленск: «Русич», 1999. 528 с. («Мир в войнах») ISBN 5-8138-0088-3
[[1]] Мейнеке Фридрих (1862 — 1954 гг.) — немецкий историк, автор работ по методологии истории, истории идей (считал их основным двигателем исторического процесса), особенно «идеи государства» (в частности, в германской истории), в развитии которого усматривал иррациональное, «демоническое» начало. [[1]]
[[2]] Карл Теодор Ясперс (нем. Karl Theodor Jaspers; 23 февраля 1883 г., Ольденбург — 26 февраля 1969 г., Базель) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма. [[2]]
[[3]] Ха́нна А́рендт (англ. Hannah Arendt; 14 октября 1906 г., Линден, Ганновер, Германская империя — 4 декабря 1975, г. Нью-Йорк, США) — немецко-американский философ еврейского происхождения, политический теоретик и историк, основоположница теории тоталитаризма. [[3]]
[[4]] Борозняк А. И. ФРГ: волны исторической памяти // Неприкосновенный запас — 2005 — № 2-3 (40-41). [[4]]
[[5]] Ко́нрад Герман Иозеф Адена́уэр (нем. Konrad Hermann Joseph Adenauer; 5 января 1876, Кёльн — 19 апреля 1967, Бад-Хоннеф) — первый федеральный канцлер ФРГ (1949–1963). Ушёл в отставку в 87 лет, является одним из самых пожилых глав правительств в Новейшей истории. [[5]]
[[6]] Корнева Л. Германский фашизм: немецкие историки в поисках объяснения феномена национал-социализма (1945-90-е годы). Кемерово, 1998[[6]]
[[7]] Общество Ту́ле (нем. Thule-Gesellschaft) — немецкое оккультное и политическое общество, появившееся в Мюнхене в 1918. Полное название — Группа изучения германской древности (нем. Studiengruppe für germanisches Altertum). Название Туле происходит от мифической северной страны из древнегреческих легенд. Члены общества внесли заметный вклад в создание Немецкой рабочей партии, позднее переросшей в НСДАП. [[7]]
[[8]] Николас Гудрик-Кларк — Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культуры и их влияние на нацистскую идеологию. ISBN: 5-85233-003-18 Год издания: 1993 Издательство: «Евразия». [[8]]
[[9]] Теосо́фия (др.-греч. θεοσοφία — «божественная мудрость») — мистическое богопознание, созерцание Бога, в свете которого открывается таинственное знание всех вещей. [[9]]
[[10]] «Тайная доктрина, синтез науки, религии и философии» (англ. The Secret Doctrine, the Synthesis of Science, Religion and Philosophy) — сочинение Елены Петровны Блаватской в трёх томах. Первоначально книга была издана в двух томах в 1888 году, третий том был опубликован после смерти писательницы в 1897 году. [[10]]
[[11]] Ста́нсы (фр. stance от итал. Stanza — помещение, комната, остановка) — стихотворная жанровая форма, генетически восходящая к провансальской лирической песенной поэзии Средневековья. Стансы характеризуются относительной формальной и смысловой независимостью строф друг от друга. Стансы — классическая форма эпической поэзии. [[11]]
[[12]] Ша́мбала — мифическая страна в Тибете или иных окрестных регионах Азии. [[12]]
[[13]] Бон (тиб. བོན་, Вайли bon, произношение (лхасский диалект): [[pʰø̃̀(n)]], кит. 苯教/本[[波]]教/钵教) — национальная религия тибетцев. Фактически являлась официальной религией Тибета в период царей (VI–IX века)[[1]], и продолжала доминировать в регионе до частичного вытеснения буддизмом в XIII веке. В настоящее время последователи бон в небольшом количестве проживают на территории бывшей тибетской провинции Кам, а также в Сиккиме и Бутане. [[13]]
[[14]] Теократия (от греч. θεός — Бог и греч. κράτος — управлять) — форма правления, при которой власть в государстве находится в руках церкви и духовенства. [[14]]
[[15]] Розенкре́йцерство (орден розенкрейцеров, розенкрейцеры, «Орден розы и креста») — теологическое и тайное мистическое общество, предположительно основанное в период позднего средневековья в Германии Христианом Розенкрейцем. Содержит учение, «построенное на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой братства — розой, распускающейся на кресте. Розенкрейцеры ставили перед собой задачи всестороннего улучшения Церкви и достижение прочного благоденствия государств и отдельных лиц. [[15]]
[[16]] Э́двард Бу́львер-Ли́ттон, 1-й барон Литтон (англ. Edward George Earle Lytton Bulwer-Lytton, 1st Baron Lytton, 25 мая 1803 г. — 18 января 1873 г.) — английский писатель. [[16]]
[[17]] Переиздавалась под названием «Врил: Сила грядущей расы». [[17]]
[[18]] «Разоблачённая Изида, универсальный ключ к тайнам древней и современной науки и теологии» (англ. Isis Unveiled, a Master Key to the Mysteries of Ancient and Modern Science and Theology) — книга по эзотерической философии в двух томах Елены Петровны Блаватской. [[18]]
[[19]] Луи Жаколиó (фр. Louis Jacolliot; 31 октября 1837, Шароль — 30 октября 1890, Сен-Тибо-де-Винь) — французский писатель, путешественник, колониальный судья и преподаватель. [[19]]
[[20]] Вилли Лей (нем. Willy Ley; 2 октября 1906 г., Берлин — 24 июня 1969 г.) — писатель, один из наиболее последовательных ранних сторонников идеи пилотируемых космических полетов. [[20]]
[[21]] Доктрина вечного льда (нем. Welteislehre, также доктрина «Вель») — неакадемическая космологическая гипотеза, предложенная австрийским инженером Гансом Хёрбигером (Гёрбигером) в начале XX века и позднее воспринятая нацистской наукой. [[21]]
[[22]] «Гипотеза полой Земли» — часто употребляемое название псевдонаучных или фантастических гипотез о существовании внутри Земли обширной полости или полостей, размеры которых сравнимы с размерами самой Земли. [[22]]
[[23]] Жак Бержье (фр. Jacques Bergier, настоящее имя Яков Михайлович Бергер; 8 августа 1912 г., Одесса — 23 ноября 1978 г., Париж) — французский писатель-фантаст, историк, философ, журналист, детектив, инженер; участник французского Сопротивления. Утверждал, что владел 14-ю языками. В 2002 г. учреждена премия его имени в области фантастической литературы на французском языке. [[23]]
[[24]] Книга была впервые опубликована в 1960 году, перевод на английский язык в 1963 году вышел под заглавием The Morning of the Magicians, немецкоязычное издание, вышедшее в ФРГ, называлось «Отправление в третье тысячелетие» (Aufbruch ins dritte Jahrtausend). [[24]]
[[25]] Общество Врил (нем. Vril-Gesellschaft) — якобы существовавшее уфологическое тайное общество медиумов, члены которого контактировали с инопланетной или подземной цивилизацией, изучали мистическую силу Врил и участвовали в авиаконструировании одноимённо названных летательных аппаратов. [[25]]
[[26]] Альдебара́н, (α Tau / α Тельца / Альфа Тельца) — ярчайшая звезда в созвездии Тельца и во всём Зодиаке, одна из ярчайших звёзд на ночном небе. [[26]]
[[27]] Norbert Jürgen-Ratthofer & Ralf Ettl «Vril-Projekt», 1992[[27]]
[[28]] Луи Повель, Жак Бержье. «Утро магов»: София; Москва; 1994 ISBN 5-7101-0043-9[[28]]
[[29]] 23 ноября 1937 г. в своей речи перед будущими политическими лидерами в Ordensburg Sonthofen Гитлер утверждал: не «смехотворно маленькие племена, крошечные страны, государства или династии … но только расы [[могут]] выступать в качестве мировых завоевателей. Однако расой — по крайней мере в сознательном смысле — мы еще должны стать». [[29]]
[[30]] Ханна Арендт. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. И. В. Борисовой, Ю. А. Кимелева, А. Д Ковалева, ю. Б. Мишкенене, Л. А. Седова Послесл. Ю. Н. Давыдова. Под ред. М. С. Ковалевой, Д. М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996. — 672 с. ISBN 5-87129-006-Х[[30]]
[[31]] Хаусхофер К. Континентальный блок: Берлин — Москва — Токио. 1940. — 8 с. Перевод А.Карагодина. [[31]]
[[32]] Совокупность государств, образовывавшихся после 1917 года, а затем в конце 1980-х — начале 1990-х гг. на территории, входившей в состав, соответственно, Российской империи и СССР. [[32]]
[[33]] Николас Гудрик-Кларк — Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культуры и их влияние на нацистскую идеологию. ISBN:5-85233-003-18 Год издания: 1993 Издательство: «Евразия». [[33]]
[[34]] Имя «Либенфельс», которое Ланц подобрал для себя в 1903 году, указывало на происхождение от старой швейцарско-швабской семьи, датируемой пятнадцатым веком. [[34]]
[[35]] Мистическое средневековое учение в иудаизме, проповедовавшее поиск основы всех вещей в цифрах и буквах древнееврейского алфавита. [[35]]
[[36]] Именно благодаря сохранившимся бумагам Геринга имеется большинство сведений о деятельности Германского Ордена. [[36]]
[[37]] Всеобщий германский рабочий союз — первая массовая партия немецкого рабочего движения. [[37]]
[[38]] Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. М.: Евразия, 1993. — ISBN 5-85233-003-18[[38]]
[[39]] (от греч. ἄνθρωπος — человек и σοφία — мудрость) [[39]]
[[40]] Вальдóрфское образовáние («штайнеровская» или «вальдорфско-штайнеровская педагогика») — педагогическая система, основанная на выделившемся из теософии религиозно-мистическом учении Рудольфа Штайнера — антропософии. [[40]]
[[41]] Во́льфрам фон Э́шенбах (нем. Wolfram von Eschenbach, около 1170 года, Эшенбах — около 1220 года) — один из крупнейших эпических поэтов немецкого средневековья. [[41]]
[[42]] Каролингская империя (фр. L’Empire carolingien) — европейское государство, существовавшее в IX веке. В его состав входили территории Франции, Германии и Италии, а также ряда других современных государств Европы. Официально государство называлось «Империя Запада» фр. Empire d’Occident, однако в историографии его называют Франкская или Каролингская империя. Правители империи носили обычно титул «император Римлян» (лат. imperator Romanorum) или «император Римской империи» (лат. imperator Romanum gubernans imperium), позиционируя себя наследниками Западной Римской империи. Столицей был Ахен. [[42]]
[[43]] Карл II Лы́сый (фр. Charles le Chauve, 13 июня 823 — 6 октября 877) — первый король Западно-Франкского королевства (Франции) с 843 года, король Швабии в 831–833 годах, король Аквитании в 839–843 и 848–854 годах, король Лотарингии с 869 года, король Италии с 876 года, король Прованса с 875 года, император Запада с 875 года, из династии Каролингов. Карл был младшим сыном Людовика I Благочестивого от его второй жены Юдифи Баварской. [[43]]
[[44]] Ланду́льф II (около 825 года — 879) — епископ, а затем князь Капуи (в 863–879 годах). [[44]]
[[46]] Николас Гудрик-Кларк — Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культуры и их влияние на нацистскую идеологию. ISBN:5-85233-003-18 Год издания: 1993 Издательство: «Евразия». [[46]]
[[47]] Венское копьё или Хофбургское копьё или Копьё Святого Маврикия или Копьё Лонги́на — согласно Евангелию от Иоанна, одно из Орудий Страстей, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте. Артефакт, который считается вероятным оригиналом одного из орудий Страстей Христовых. [[47]]
[[48]] (нем. Hofburg) — зимняя резиденция австрийских Габсбургов и основное местопребывание императорского двора в Вене. Сегодня некоторые из помещений используются как официальная резиденция президента Австрии. [[48]]
[[49]] Пейо́тль, или Пейо́т — туземное название североамериканского кактуса рода Лофофора и приготовляемого из него напитка. [[49]]
[[50]]Речь Гитлера 2-го апреля 1938-го года, произнесённая с балкона дворца Хофбург на площади Хельденплац, Вена. [[50]]
[[51]] «Занони» (англ. Zanoni) — мистический роман английского писателя Эдварда Бульвер-Литтона о розенкрейцерах. Впервые опубликован в 1842 году в Лондоне. [[51]]
[[52]] Мифический народ, населявший северную страну Гиперборею (др.-греч. Ὑπερβορεία — «за Бореем», «за северным ветром»). [[52]]
[[53]] (нем. Friedrich Hielscher; 31 мая 1902 г., Плауэн — 6 марта 1990 г., Фуртванген) [[53]]
[[54]] (швед. Sven Anders Hedin; 19 февраля 1865 г., Стокгольм — 26 ноября 1952 г., Стокгольм) [[54]]
[[55]] (Германия, земля Северный Рейн — Вестфалия). [[55]]
[[56]] Рудольф Рокер: Из книги «Национализм и Культура», «Религия и политика» (Religion und Politik, Kap. II; Из: Nationalismus und Kultur, 1949 г.) [[56]]
[[57]] (нем. Wolfram Sievers, 10 июля 1905 г., Хильдесхайм — 2 июня 1948 г., Ландсберг-на-Лехе) [[57]]
[[58]] Кафиристан — историческое название территории современной афганской провинции Нуристан и окрестных территорий. [[58]]
[[59]] Эрнст Шефер (нем. Ernst Schäfer, 14 марта 1910–21 июля 1992) — немецкий зоолог, орнитолог, тибетолог, штурмбаннфюрер СС, руководящий сотрудник Аненербе. [[59]]
[[60]] (нем. Herbert Jankuhn, 8 августа 1905 г., Ангербург, Восточная Пруссия, Германская империя — 30 апреля 1990 г., Гёттинген, ФРГ) [[60]]