Силуанов, министр финансов РФ: «Сегодня Минфин России подал судебный иск против Украины в Высокий суд Лондона в целях взыскания задолженности по облигациям Украины номинальной стоимостью $3 млрд и возмещения судебных расходов Российской Федерации».
«Но, к сожалению, Украина оказалась не готова вести переговоры в духе „доброй воли“, к чему ее призывали не только мы, но и МВФ. Поэтому единственное решение вопроса — обращение в суд, что и было сделано».
Потребовать досрочного возвращения кредита за нарушение условий можно было ещё в сентябре 2014 года. С тех пор украинцы признали Россию страной-агрессором, завели привычку расстреливать русских из тяжёлой артиллерии, ещё раз признали Россию страной-агрессором, объявили технический дефолт и, наконец, много раз заявили, что не собираются платить. Первое место на конкурсе оправданий занимает ноябрьское оправдание от украинского министра финансов Яресько, гражданки США, кстати: «Нет, выплаты не можем осуществить. По программе МВФ мы имеем четко определенные параметры, сколько мы можем выдать на что-либо: от бюджетного дефицита до возвращения долгов». То есть буквально «мы взяли у вас денег, но потом нам во сне явилась Кристин Лагард и разрешила не отдавать».
И вот теперь, после двух лет гибридной войны, выясняется, что Украина не готова вести переговоры в духе доброй воли. Ну надо же! Кто бы мог подумать! Нормально же общались, скидки на газ давали, всё отлично шло.
Что делать? Идти в лондонский суд, конечно. Шутки про британскую криптоколонию — это шутки про британскую криптоколонию, а лондонский суд — это лондонский суд. «Единственное решение вопроса»: пусть белые сахибы рассудят, должен ли махараджа Украиностана возвращать султану Федерации Многонациональных Республик Волги и Терека, да поразит его многорукий Шива, взятый взаймы до пятницы алмаз. У этих белых чертей есть волшебное правосудие, они никогда не ошибаются, их мудрые судьи носят черные мантии и смешные парики, а угодным им туземным властителям они дарят хорошие вещи: машину Роллс-Ройс и особняк в лондонском районе Хайгейт. Детей, опять же, могу в Оксфорд принять по блату — не изменились даже конкретные детали обращения с туземцами.
Лорд главный судья Англии и Уэльса Джон Томас ждет в гости
Серьёзно, какой суверенитет? Какая война с Америкой? Пока население двух воюющих стран сходит с ума и готовится идти в военкомат, а потом в окопы (а самая пассионарная часть уже второй год там), представители властей едут в Лондон препираться и заискивать перед высоким судом, как Абрамович с Березовским.
На самом деле в этом нет ничего странного. Какая разница между финансовым конфликтом двух олигархов и двух конгломератов олигархов, задним числом на скорую руку оформленных как (много)национальные государства? Да никакой. Отсюда, кстати, этот странный половинчатый характер войны, для которой уже изобрели модный термин «гибридная», эта тотальная недоговоренность с идущими на украинскую сторону под аккомпанемент артиллерийской канонады составами с углём. Вроде война, а вроде и нет. Вроде и фашисты, а вроде и партнёры. Вроде и враги, а вроде и братский многонациональный народ. Вроде и разбили украинцев, а вроде и остановились перед пустым Мариуполем.
Про русско-украинский конфликт принято говорить, что это спор славян между собою, но это не спор славян, это спор двух хозяйствующих субъектов, который уместнее описывать в корпоративных терминах (слияние, поглощение, IPO, решить вопрос, крыша, серьезные люди, проценты, не договорились). А выглядит он так, потому что сами корпорации за недостатком времени пока не сделали себе нормальной пропаганды и взяли то, что было под рукой — войну с Гитлером, вековую борьбу с ордой и прочую оборону брестской крепости. На выходе получилось совершенное безумие формата «закрой собой амбразуру ради акций Норникеля, потому что твои деды победили фашизм».
Крайние здесь, как обычно, — русские, попавшие в жернова этой корпоративной свалки и страдающие от неё, как страдает любой наёмный работник, на судьбу которого глубоко плевать любому менеджеру. Русским приходится лезть под пули, потому что ООО «Украина» (газотранспортные системы, агропром) стреляет по русским из вполне настоящей артиллерии, а ООО «РФ Инкорпорейтед» (нефтедобыча, полезные ископаемые) не торопится защищать их в ущерб своим финансовым интересам.
Когда к власти в России придут русские политики, а не многонациональные топ-менеджеры добывающего конгломерата, они первым делом упразднят весь этот умопомрачительный пост-исторический киберпанк и построят скучное национальное государство, в котором русские будут не наёмными китайцами, которых можно без ущерба для производства заменить на таджиков, а хозяевами. Ровно до тех пор ополченцы с правосеками будут встречаться на поле боя, а российские политики с украинскими — на одних и тех же курортах и в лондонском суде.