Рубрика «Как надо»: письма Александра II Екатерине Михайловне Долгоруковой, его возлюбленной, а с 1880 года — законной жены. На момент написания писем Александр II был женат на Марии Александровне уже 27 лет, но, естественно, по нормам Империи Император не мог просто так развестись с императрицей и пережениться (чай, не Путин). Тем не менее, когда Мария Александровна умерла, Александр II без промедления женился на Долгоруковой. Счастью их оставалось год — в 1881 году в день подписания проекта Конституции Александра II убьет поляк Игнатий Гриневецкий.
Но сейчас — 1868 год, и Александр II пишет свои письма, изнывая от мысли, что законными супругами им не стать никогда. Итак…
«Вторник. 1/13 Октября 1868,
9 часов утра.
После возвращения с утренней прогулки по парку я, переполненный счастьем, занялся своим любимым занятием — чтением твоего письма. Был день моего возвращения, но я не торопился. Мои мысли были полны как обычно моим милым чертенком, который простит меня и пообещает еще большее наслаждение, чем в нашу первую встречу 2/14.
И, мой Ангел, даю тебе обещание, что мы снова будем друг у друга в объятьях с тем же счастьем, что и прежде, но оставаясь благоразумными из-за твоего m.d.f., которого ты очень любишь. Но нам все-таки было сладко очутиться вместе после всего того, что мы перетерпели после Парижа. Но ничто не может сравниться с радостью того, что мы делаем. Мы двое жаждущих, которые не могут дождаться момента соединения один с другим, и мы неразлучны навсегда, чувствуя счастье быть мужем и женой перед Богом.
5 часов дня, на вилле.
Несмотря на то что я дышу только в объятьях моего любимого Ангела, я пользуюсь первой свободной минутой с утра, чтобы тебе написать несколько слов.
В 11 утра я покинул Царское и присутствовал на спуске на воду фрегата. Я приветствовал всех офицеров «Александра Невского» под командованием моего сына. Возвратясь в Зимний дворец в 1 ½ , я получил твое письмо № 251 и твой конверт, не имея возможности его открыть. Но я тебя заранее благодарю за те мечты, которые осуществятся, и за наслаждения. Я принадлежу тебе и только тобой дышу. Ты знаешь, что твое внимание — единственное желание моего сердца, и я не буду не благодарен. Спасибо тебе за добрые слова, которые ты пишешь своему мужу. На этом заканчиваю. У меня много дел. <…>Но я стремлюсь увидеть тебя скорее. В ожидании нашего свидания я опять весь дрожу. Я представляю твою жемчужину в раковине.
В 12 ночи. В Лисино.
О, мой Ангел, я вспоминаю нашу близость и то, как мы сходили с ума от наслаждения, будучи мужем и женой. Вы видели, что он пищал от счастья, пока желал свою очаровательную раковинку целовать, и потом опять после того, как она пошептала ему на ухо «Я тебя люблю». Вот уж точно мы можем сказать, что нам было до безумия сладко! Теперь еще пищит, кажется.
О! Спасибо, спасибо, дорогой Ангел, за все эти нежные воспоминания, которые принесли мне столько удовольствия, как и все, что мне приносит моя сладкая женушка, которая является центром моей жизни. И я счастлив и горд быть ее мужем перед Богом. Не мы виноваты, что упустили свое счастье. Нашему счастью ничто не может помешать. Я так люблю счастливые воспоминания, которые ты даришь мне. Я не могу найти подобное в жизни с Марией, хотя, возможно, я забыл про них в нашем гнездышке. <…>Также я надеюсь получить твое дорогое письмо завтра вечером. А в пятницу в 6 часов жемчужина спрячется в своей обожаемой раковине. Теперь пора спать. Обнимаю тебя, душа моя Катя, и счастлив, что я твой навсегда".