28 марта 1776 года считается днем рождения Большого театра — одного из крупнейших в мире театров оперы и балета, ставшего одним из самых узнаваемых символов России.
В этот день князь Петр Урусов получил разрешение императрицы Екатерины II на создание театра. Поначалу театр получил название Петровского, но открыться ему так и не было суждено — здание сгорело еще на этапе строительства.
Однако почти сразу началось строительство нового театра. Урусов после этой неудачи отошел от дел и новым театром занимался его бывший компаньон, англичанин Майкл Мэддокс. Мэддокс приехал в Россию за несколько лет до этого в качестве преподавателя физики для наследника престола Павла Петровича — будущего императора Павла I. После того как наследник подрос, Мэддокс уехал в Британию, где сделал достаточно успешную карьеру театрального антрепренера. Новое здание, строившееся по проекту архитектора Розберга, было построено в 1780 году. Театр получил название Большого Петровского.
В театре выступали европейские труппы, также стали появляться и российские. Специально для работы в театре готовили сирот — подопечных Московского воспитательного дома, с которыми занимались специально приглашенные из Европы балетмейстеры. Также распространенным способом пополнить труппу был выкуп крепостных актеров — те, как правило, получали вольную (в частности, родители одного из самых известных русских актеров николаевской эпохи Павла Мочалова были как раз выходцами из крепостных, купленных театром и получивших вольную).
Дела англичанина шли неплохо, но постепенно он перестал справляться с финансовыми вопросами и в обмен на богатый пожизненный пансион передал театр в собственность казны, после чего он стал именоваться императорским.
После этого театр пережил несколько пожаров. Здание сгорело в 1805 году и несколько лет представления давались в домашних театрах богатых москвичей. Когда здание было отстроено, началась Отечественная война, и театр вновь сгорел в огне московских пожаров 1812 года.
Новое здание было возведено в 1825 году по проекту архитектора Осипа Бове, который переделал в более практичный ранее отвергнутый проект архитектора Михайлова. Однако и в этот раз оно не убереглось от огня, сгорев в 1853 году. Впрочем, само строение сохранилось. Восстановлением занимался архитектор Кавос. Оно в общих чертах сохранилось до наших дней.
Знаменитый «золотой» занавес после реконструкции
В дореволюционные времена Большой театр хоть и был известен, но оставался в тени столичных петербургских. Своего расцвета он парадоксальным образом достиг в советские времена, хотя большевики поначалу его едва не уничтожили. Дело в том, что Ленин почему-то особенно ненавидел именно Большой театр и ополчился на него всеми силами. Луначарский умолял Ленина театр не трогать, но тот убеждал соратника, что Большой — это «кусок помещичьей культуры» и его необходимо закрыть. Между Лениным и Политбюро развернулась настоящая битва за театр. СНК принимал указ не закрывать театр, Ленин узнавал об этом и требовал от ВЦИК отменить постановление СНК и театр закрыть. К счастью, он вскоре впал в «овощное» состояние, ему стало не до закрытия и театр сохранился. По иронии судьбы, вождь революции умер во время очередного съезда советов и о его смерти было впервые объявлено именно в здании Большого театра, поскольку долгое время он использовался не по своему прямому назначению: начиная с 1918 года в нем проводились различные съезды советов и т. п. мероприятия. Эта практика прекратилась только в начале 60-х, когда был построен Кремлевский дворец съездов.
После переноса столицы в Москву Большой театр автоматически превратился в один из ведущих театров оперы и балета. Он стал одним из главных и самых узнаваемых российских символов, его внешний вид ныне известен каждому жителю России — его изображение в настоящее время украшает собой сторублевую банкноту, которую держал в руках каждый.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг