Успешных негритянских стран не существует: черный интеллектуал о проблемах своей расы (перевод Foreign Policy)

Текст: Чигозе Обиома, Foreign Policy. Перевод: Григорий Николаев, «Спутник и Погром»

sb-cover

На свете нет успешных черных стран. Унизительное и беспомощное положение чернокожих в США не изменится до тех пор, пока в клубе стран Первого мира не появится африканская страна, способная помочь нашему народу.

После убийств чернокожих полицейскими в величайшей стране мира мы, люди черной расы, вновь находимся в центре мирового внимания.

Вопросы, связанные со внутренней политикой США, уже подняты и обсуждаются. Американские черные элиты вновь получили платформы, с которых они могут призвать к обсуждению проблем своего народа и (совершенно справедливо) осудить расизм, дискриминацию, предрассудки и ксенофобию. Но никто не говорит о сути проблемы, о том, почему именно черные все еще приходят на ум, как только начинается разговор о расизме. Осмелюсь сказать: мне кажется, что проблема заключается в общей униженности черной расы в мире.

Расизм не исчезает за пределами США. Не существует ни одной нечерной страны (как бы либеральны они ни были), где чернокожие не подвергались бы унижениям. В земли черной расы вторглись иноземцы — и мы до сих пор не оправились от этого удара. Арабы порабощали племена и народы, колонизировали наши земли и обращали жителей в свою веру. Затем пришли европейцы, которые, будучи свято уверенными в отсталости черной расы, в 1884-м разделили Африку за дружеским обедом в Берлине. Они увозили тысячи людей, оставляли за собой пустые деревни, а тех, кто остался в Африке, они подчиняли себе. Эта трансформация была столь фундаментальна, что не осталось черной страны, где сохранилась бы непрерывность рода, национальный язык или даже национальная идентичность. А сегодня мы слышим, что, дескать, Китай или Индия экономически «покоряют» Африку. Нет такого народа, который за свою историю хоть раз не плюнул в лицо чернокожим.

И унижение черной расы будет продолжаться, можете быть в этом уверены. Чернокожие элиты и политические активисты по всему миру стали приверженцами культуры вербальной тирании, в которой любая попытка обсуждения или критики черных стран заглушается криком про «расизм» и «разжигание». Говорить о нашем положении и о том, как его исправить нельзя — уж точно не людям иных рас. Любой чернокожий, осмелившийся предложить хоть что-то, будет сочтен слабаком, будет обвинен в потакании или продажности — как это уже случилось с Бараком Обамой.

sb1

И никто ни слова не скажет о страшной действительности: большая часть африканских и карибских государств либо уже рухнула, либо рушится прямо сейчас.

Ранние афроамериканские интеллектуалы и представители элит понимали, что будущие их расы никак не связано с бесконечными акциями протеста и маршами за «равенство» или «справедливость». Единственный путь в будущее — восстановление попранной гордости черного человека. Великие деятели — Маркус Гарви, Уильям Дюбуа и Малькольм Икс — понимали, что народ не получит должного уважения, если у него не будет достойной уважения страны. Человек, живущий в хижине, всегда будет плохо принят во дворце. Черные интеллектуалы понимали, что сила растет из гордости, и сначала мы должны восстановить свою гордость — а для этого нужно черное государство, развитое и богатое, способное отстаивать интересы черной расы в мире.

На сегодняшний день такого государства не существует.

Нигерия, самая густонаселенная черная страна в мире, стоит на грани краха. Системы, благодаря которым существует сама страна, почти разрушены. Да, можно сказать, что страна, созданная белыми империалистами, была обречена с самого начала — и я писал подобное в своей книге. Но это лишь частичная причина краха. В разрушении Нигерии большую роль сыграли культивируемая некомпетентность, повсеместная коррупция, самодовольная глупость и — конечно же — разрушительный эгоизм и алчность. К сожалению, такова ситуация почти по всех африканских странах. Зимбабве, Камерун, Экваториальная Гвинея — все эти государства являются фальшивыми демократиями, управляемыми людьми, действующими лишь в интересах своего ближнего круга.

sb2

Нигерия. Фото: varlamov.ru

Неудивительно, что не имея сильного черного государства жители Африки и Карибского региона бегут от хаоса, бессмысленных войн, религиозного фанатизма и экономического коллапса. Они просят подаяния на улицах Греции, продают себя в голландских борделях. Они составляют до 40% всех прибывающих в Европу мигрантов. И когда они наконец прибывают — беспомощные, ненужные, голодные, искалеченные — с ними обходятся, как с собаками. В Италии в прошлом месяце только что сыгравшего свадьбу молодого нигерийца убили лишь потому, что он явился в страну без спроса. От Украины до Индии — везде, каждый день, каждое мгновение — мы видим унижение черных, их полную беспомощность. А мы в ответ встаём в позу и кричим про расизм, пытаясь получить хотя бы долю сочувствия.

У народа йоруба есть пословица: «Eniyan bi aparo ni omo araye n’fe» — «Мир любит тех, кто похож на куропаток». Куропатка — слабая птица, не умеющая охотиться, не могущая защитить или прокормить себя. Йоруба считают, что мир любит куропаток за то, что к ним можно проявить сочувствие (искреннее или напускное), при этом понимая свое превосходство над слабым существом. А значит даже воспользуйся куропатка этим сочувствием, она никогда не станет сильнее.

Если мы, люди черной расы, неспособны приложить усилия к реальным переменам, к восстановлению своей гордости — на нас продолжат смотреть как на слабых. Наши протесты и жалобы будут вызывать сочувствие — но не уважение.

Черные элиты должны наконец заняться самокритикой и внутренним поиском идей, восстановить Панафриканское движение и начать планировать создание устойчивых черных государств. Мы должны понять, что судьба чернокожего в США неразрывно связана с судьбой его африканского брата. Об этом не говорят, но одна из причин отмены законов Джима Кроу — начало африканской борьбы за независимость. Жажа Вачуку, министр иностранных дел Нигерии в 60-е, близкий друг президентов Дуайта Эйзенхауэра и Линдона Джонсона, вспоминал, как американские чиновники стеснялись во время встреч с африканскими представителями в здании OOH в Нью-Йорке, где африканцев принимали с должными для иностранных дипломатов почестями, в то время как американские черные не могли даже пользоваться одной уборной с белыми. Чернокожие американцы были воодушевлены, когда африканские страны начали получать независимость и строить собственные черные государства. Первой, в 1957 году, получила независимость Гана. Вскоре за ней последовали и другие.

Пока мы игнорируем нищету и саморазрушение Африки, пока конголезский или гаитянский ребенок — живая иллюстрация голода и нищеты, мы продолжим жить в унижении. Пока мы продолжим отказываться от любых попыток оценить самих себя, понять, чего мы хотим, мы останемся расой, недостойной уважения. Садиг Рашид, один из основных африканских политиков 80-х, однажды сказал в беседе с польским журналистом Рышардом Капущинским: «Я не знаю, смогут ли африканские страны критически воспринимать самих себя — но от этого многое зависит». Я добавлю: это вопрос не только нашей гордости, но и выживания.

Оригинал материала на сайте Foreign Policy