13 февраля 2004 года в Катаре в ходе спецоперации российских спецслужб уничтожен Зелимхан Яндарбиев — один из самых высокопоставленных деятелей Ичкерии.
Как и многие видные полевые командиры и политические деятели полунезависимой Ичкерии, Яндарбиев в советские годы вел себя примерно, писал стихи, редактировал детский журнал «Радуга», писал пьесы для грозненского драмтеатра. Как и положено, вступил в Союз писателей СССР, а в перестроечные годы учился в Москве на высших литературных курсах.
После начавшегося парада суверенитетов Яндарбиев организовал полувиртуальную Вайнахскую демократическую партию и примкнул к генералу Дудаеву. Как образованный человек, Зелимхан вскоре стал идеологом Ичкерии номер 1.
В годы Первой чеченской кампании Яндарбиев стал одним из наиболее последовательных и непримиримых сторонников независимости Чечни. До самой смерти Дудаева он занимал пост вице-президента Ичкерии. После гибели мятежного генерала Зелимхан исполнял обязанности президента, пока выборы не выиграл Аслан Масхадов. Новый президент получил поддержку Москвы благодаря тому, что казался более-менее адекватным и выглядел относительно прилично на фоне местной флоры и фауны.
Яндарбиев ушел в оппозицию вместе с некоторыми радикальными полевыми командирами. Проблемой постхасавюртовской Чечни оказалась слабость и неискушенность Масхадова — тот пытался лавировать между влиятельными полевыми командирами и начавшими проникать в полунезависимую республику арабами. Гости давали деньги, много денег, и вчерашние «генералы», поняв, куда дует ветер, стали примыкать к исламистам-ваххабитам. Яндарбиев, ранее вполне светский деятель, также переобулся в воздухе. Более того, при его непосредственном участии произошло проникновение религиозного экстремизма в регион. Ведь именно Яндарбиев при Масхадове, как спецпредставитель Ичкерии в мусульманских странах, разъезжал по всяким Катарам и Афганистанам, где принимался на высшем уровне.
Яндарбиеву удалось добиться того, что находившийся под властью талибов Афганистан официально признал независимость Ичкерии. Впрочем, 99% мировых государств, в свою очередь, не признавали Исламский эмират Афганистан.
Во Второй чеченской кампании Яндарбиев не участвовал, окончательно рассорился с Масхадовым и уехал в Катар, где в скором времени и был выслежен российскими спецслужбами. 13 февраля 2004 года автомобиль Яндарбиева взорвали в Дохе. Через несколько дней арестовали двоих российских граждан, предположительно сотрудников ГРУ, без дипломатического иммунитета. Мужчины числились незначительными сотрудниками дипмиссии. Арабы заметили подозрительный автофургон возле мечети в день гибели Яндарбиева, и по службе проката сразу же установили арендовавших его. В общем, операцию назвать безукоризненной трудно.
Обоих агентов приговорили к пожизненному заключению, однако вскоре экстрадировали в Москву, где их следы теряются. Вероятно, Кремлю стоило немалых усилий вызволить своих людей из Катара. Их фамилии назывались в прессе, однако с большой вероятностью речь идет о фиктивных данных. И, скорее всего, двое неизвестных — действительно сотрудники ГРУ. Которое, впрочем, никогда официально не признавало своей ответственности за гибель одного из чеченских лидеров.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг