В Гибралтаре арестовали суперъяхту олигарха Мельниченко — футуристическое восьмипалубное плавучее сооружение по проекту Филиппа Старка, больше всего похожее на корабль антагониста из киберпанкового романа (дальше будет понятно, что это, как часто бывает в РФ, абсолютно не метафора). Яхта называется «А», чтобы во всех морских регистрах быть сверху, приписана к бермудскому порту и стоит 400 миллионов евро.
Арестовали её потому, что Мельниченко (cтоящий, по самым скромным оценкам, 13 миллиардов долларов) забыл заплатить верфи за яхту оставшиеся 9,8 млн. Что само по себе круто — российский же бизнес, ну, полезная деловая привычка. Но текст не про это. И даже не про то, что у олигарха есть футуристическая яхта, пока вы тут собираетесь брать в ипотеку на полжизни десять метров бетонной норы и думаете, чем платить снова выросшую коммуналку. Мельниченко, в конце концов, со всех сторон положительный парень — в год, по данным открытых источников, жертвует на благотворительность где-то миллиард рублей.
Текст про черное небо города Красноярска, жителям которого олигарх Мельниченко продаёт электроэнергию. У него там три ТЭЦ и угольные шахты под них (и 92,2% акций «Сибирской угольной электрогенерирующей компании»).
Небо в Красноярске от этого буквально чёрное — город так расположен, что выбросы от ТЭЦ, завода «КРАЗ» плюс предприятий «Русала» и «Норникеля» смешиваются с туманом, стоящим над незамерзающим Енисеем, и на Красноярск опускается густой отравленный смог. «Режим чёрного неба» — это официальное название. Рекомендуется: не выходить на улицу без крайней необходимости и респиратора, не открывать форточки, горло промывать физраствором. За прошлый год город только официально прожил так в совокупности два месяца из двенадцати. Местные власти обвиняют в экологической катастрофе жителей окрестных деревень, которые топят углём, и городских, у которых якобы слишком много машин. И городские, и жители окрестных деревень всё чаще болеют раком (не говоря уже о том, что в дни особенно сильных выбросов по городу им приходится ходить на ощупь и ездить с «аварийкой»).
Население города Красноярска: 1 млн человек.
Мест на яхте Мельниченко: ну, человек 14 сверхбогатых поместится, если ужаться, плюс экипаж.
Счастливые обладатели «А»: Андрей и Александра Мельниченко. Справа: город Красноярск
Понимаете, да? Миллион человек в мрачном индустриальном городе дышит отравленным чёрным воздухом, чтобы олигарх мог плавать на белой яхте. Вот буквально. Российская Федерация — место, где может сбыться любой литературный сюжет. Но только если он антиутопический.
Арест, кстати, уже сняли, проблема решена. Можно плыть. А яхту вместо идиотского «А» мы рекомендуем так и назвать — «Чёрное небо».