11 мая 1891 года японский городовой ударил саблей цесаревича Николая Александровича, будущего русского императора. Покушение случилось во время визита русского наследника в Японию.
По традиции, каждый русский цесаревич совершал сначала продолжительное турне по Российской Империи, — получше узнать страну, которой предстоит править, — а затем ехал в заграничный вояж. Обычно в программу заграничного турне входили только европейские страны. Но во второй половине ХIХ века с появлением железных дорог Россия начала продвигаться на восток, и появилась возможность осваивать не только Сибирь, но и Дальний Восток, поэтому в программу заграничного турне Николая Александровича вошло посещение самого сильного игрока в регионе, Японии.
Между тем Страна восходящего солнца была — и остается — местом специфическим. Самураи народ весьма суровый, и японские патриотические активисты типа местного аналога НОД выступали с простой программой «убить всех иностранцев». Периодически в Японии происходили нападения на иностранные посольства, в том числе и на российское диппредставительство, произошедшее осенью 1890 года.
В Японии цесаревича встретили по высшему разряду, с императорскими почестями. Поэтому у отдельных самураев от такого унижения стали натурально взрываться головы. 11 мая 1891 года, когда Николай со спутниками проезжал город Оцу, один из полицейских внезапно подбежал к коляске и дважды ударил саблей Николая.
Будущему императору удалось увернуться, но Николай получил две достаточно внушительные резаные раны на голове. Полицейского тут же скрутили, преступником оказался патриотический самурай по имени Цуда Сандзо. Террорист бормотал какую-то нелепицу и толком не мог объяснить причины нападения. Все сводилось к тому, что Сандзо, как самурай и патриот Японии, не стерпел того, что варварам-чужеземцам оказывают почести, равные императорским, а кроме того, Николай приехал не просто так, а шпионить и выискивать в японское обороне слабые места.
В общем, стандартный бред сумасшедшего. Или человека, который изображает сумасшедшего. Правда, в таком случае не очень понятно, кому из японцев мог быть выгоден настолько громкий скандал с убийством цесаревича.
В российских революционных кругах в версию психа-японца не поверили и сочинили сальный анекдот. Дескать, пьяный Николай мочился в храме, а полицейский не выдержал оскорбления и напал на святотатца. В советское время эта практически официальная версия оказалась популяризирована и растиражирована писателями типа Пикуля. До сих пор любой советский блогер, черпающий знания о русской дипломатии из «Пером и шпагой», а о Первой мировой — из «Моозунда», без запинки расскажет, что Николая ударил по голове самурай именно по этой причине (например, гоблиновский «историк» Юлин до сих пор втирает эту упоительную дичь на Тупичке).
Японцы из-за такого внезапного поворота изрядно поволновались, ведь поначалу прошел слух, что раны очень серьезные и цесаревич при смерти. Сам император Мэйдзи бросил все дела и рванул на поезде к Николаю, чтобы загладить инцидент. Японская сторона поднесла весьма щедрые подарки и извинения, дабы замять конфликт.
Цуда Сандзо задержали на месте. Некоторое время решался вопрос, приговорить террориста к смертной казни или пожизненной каторге. Думали даже об устранении Цуда под предлогом болезни. В итоге Сандзо получил пожизненное заключение и уже через три месяца внезапно «умер от пневмонии». То ли голова от кашля слетела, то ли во сне от простуды задохнулся.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг