Практически все республики бывшего СССР в 90-е годы XX века столкнулись с сепаратизмом и межнациональными конфликтами. Грузия в этих проблемах просто погрязла. Два автономных региона страны из трех — Абхазия и Южная Осетия — отвоевали самостоятельность. Аджарию лишь недавно удалось вернуть под реальную власть Тбилиси. Как утверждают эксперты, причина успеха в том, что аджарцы и есть грузины, хоть и мусульмане. Поэтому резни и войны никто не желал. И у республики нет общих границ с РФ, откуда обязательно поступила бы помощь в моменты российско-грузинской конфронтации. Но затишье это ненадолго. Регион очень скоро может вспыхнуть.
Немного истории
Аджария — регион уникальный. Эта земля 300 лет входила в состав Османской империи, где местные понабрались тюркских традиций, стали подражать османской культуре (особенно местная элита) и учить язык. Большинство здешнего населения по разным причинам все-таки приняло ислам: под давлением или в результате пропаганды, а часто и из-за экономической выгоды. В горной сельской местности люди продолжали чтить православные обряды и традиции, хоть и официально считались мусульманами.
В общем, как и на Балканах, созрел совершенно особый народ, чья идентичность больше основывалась на исламе и подражании туркам, чем на всегрузинском единстве. Но в отличие от турок-месхетинцев, которых часть исследователей считает полностью отуреченными грузинами, аджарцы сумели сохранить родной язык.
В 1877–1878 годах после русско-турецкой войны Россия присоединила Аджарию под именем Батумского округа. Местные не сопротивлялись. Генерал А. В. Комаров сообщал главнокомандующему Закавказской армией: «Расположение аджарцев к русским отменное, край ждет присоединения к России». Недовольные — перешли через границу к османам. Но в 1914 году, в начале Первой мировой, аджарские отряды для поддержки наступающих турецких войск развернули восстание против русских в тылу. Петроград жестко подавил мятеж. Власти Российской Империи после этого удара в спину хотели всех аджарцев выдавить в Турцию, а на освободившиеся земли поселить русских, но планам помешала революция.
В 1921 году большевики заключили с турками Московский и Карсский договоры, по которым мусульманская по культуре и менталитету Аджария получала автономный статус. По сути, это единственная республика Советского Союза, организованная исключительно по религиозному принципу. Турция по договору оставляла за собой право ввести войска для защиты соотечественников, если статус автономии окажется под угрозой или туда вторгнется какое-нибудь государство.
Из региона сразу же уехали тысячи грузин-мусульман, расселившихся впоследствии на южном турецком берегу Черного моря. Теперь эти люди считают себя турками, но помнят о своем происхождении и агитируют аджарцев за выход из состава Грузии. В нынешнем Тбилиси очень недовольны подписанными почти 100 лет назад документами. Грузины считают, что Анкара теперь может под любым предлогом ввести войска и захватить автономию, как случилось на Кипре.
В советское время в республике активно проповедовали атеизм, но здешнее население на официальном уровне отделяли от остальных грузин и до 1926 года официально называли грузинами-мусульманами. А потом, при подготовке документации Всесоюзной переписи населения в 1937 году, Институт антропологии, археологии и этнографии Академии наук СССР посчитал аджарцев отдельной народностью. В Грузинской ССР возмутились и на своем уровне всячески ассимилировали аджарцев, пытаясь навязывать грузинскую культуру и менталитет.
Неудавшийся сепаратизм
После развала СССР в Аджарии стал править Аслан Абашидзе, предки которого владели этой территорией чуть ли не с конца XVII века с дозволения султана Османской империи. До 2004 года Аслан вообще нисколько не подчинялся центральным грузинским властям. Налоги не перечислял в центр, в Аджарии создал свою армию, пограничные войска, флаг и герб — все внешние атрибуты независимости. Ко всему добавлялось наличие в автономии российских военных баз, которые, как считалось, поддерживали режим Абашидзе всеми способами.
Ситуация накалилась после прихода к власти Михаила Саакашвили. Сначала новый президент приезжал к Абашидзе и вел переговоры мирно, потом стал угрожать и организовывать митинги против аджарской политической верхушки, которые разгоняли полицейские. За это Мишико перестали пускать на аджарскую территорию. В ответ Грузия заблокировала автономию, а власти Аджарии стали готовиться к войне. Взорвали мосты и разобрали железную дорогу, верные режиму Абашидзе войска заняли оборону. Ждали «добро» из Москвы…
Официально вооруженный конфликт удалось избежать вмешательством России, на поддержку которой Абашидзе надеялся. Но сепаратиста кинули. Обращался Аслан и к Турции с просьбой ввести войска. Анкара не помогла. Президента автономии увезли в Москву, а Аджария полностью подчинилась Тбилиси. Многие исследователи сегодня склонны считать это поражением России, так как почувствовав свой успех и слабость РФ, грузины через 4 года полезли с войной на Южную Осетию. Сам Саакашвили с гордостью считал аннексию Аджарии победой над пророссийским режимом и вообще Россией.
Крест против полумесяца
Под конец существования СССР у грузин, как и у других народов (кроме русских), началось национальное возрождение. Аджарцы тоже поддались моде. Многие вдруг стали вспоминать, что когда-то веру предки меняли по принуждению, и стали креститься, несмотря на все запреты и традицию самой мирной религии, по которой отступников ждет смерть.
Особое место в этом деле заняла Грузинская Православная церковь, которая объясняла аджарцам, что грузины-мусульмане — вообще не торт. Мусульмане, которые не крестились, утверждают, что возвращение в лоно ГПЦ лоббировал Тбилиси. Поэтому выделялись деньги на распространение христианства. Многим людям якобы просто платили наличными за смену веры. В итоге численность общин примерно сравнялась, а после волны христианизации накатила волна исламизации.
Несмотря на все заявления о братстве-единстве, между здешними грузинами-мусульманами и грузинами-христианами зреет мощный конфликтный потенциал. Мусульмане хотят в Аджарии открывать новые мечети, которые строит Турция, а православные — протестуют. Власти активно переселяют сепаратистов вглубь страны. И грузины-христиане отказываются считать мусульман полноценными и полноправными грузинами.
Происходят митинги и даже стычки представителей общин во многих городах и районах. В селе Чела, например, где проживают мигранты из Аджарии, местные власти запретили строить минарет мечети и строение попросту демонтировали. Это вызвало жуткий баттхерт у мусульман. Начались протесты. Последователям ислама запрещают огораживать кладбища. Получается, власти вынуждают людей ездить хоронить умерших родственников на территорию Аджарии за сотни километров. На этой почве неоднократно вспыхивали конфликты и драки.
В 2014 году в аджарском городке Кобулети к дому, где местная мусульманская община собиралась открыть медресе, прибили к двери голову свиньи. Тбилиси отказал мусульманам в строительстве второй мечети в Батуми — копии разрушенной османской. Мусульман также отстранили от управления Аджарией.
В ответ на дискриминацию растет популярность радикального ислама у здешней молодежи, особенно в сельской местности. Многие уехали на Ближний Восток воевать за ИГИЛ, откуда грозят убивать в Аджарии всех неверных, провести опять дехристианизацию и призывают земляков присоединиться. Так, уехал аджарский имам Мурман Паичадзе, который публиковал гневные послания в интернете о скором уничтожении грузинской государственности. Уехали сражаться и другие известные активисты исламской общины, которые раньше были мирными правозащитниками и журналистами.
Турецкий гамбит
Аджарских мусульман после развала Советского Союза активно поддержала Турция. В самой Турецкой республике проживает большое количество исламизированных грузин (аджарцы-переселенцы XIX–XX веков, лазы, чвенебури и прочие), которые говорят единоверцам, как бы было хорошо всем жить в одной стране — Турции. Есть также мечты создать государство или автономию всех грузин-мусульман. Анкара в своем стиле открывает в Аджарии учебные заведения и духовные центры, где детям пропагандируется турецкий язык и традиции, исламское единство, история, где османское владычество называется золотым веком. Самые способные ученики получают возможность получить бесплатное высшее образование в лучших турецких вузах.
Идет постепенная экспансия за счет турецкого бизнеса. Турки вкладываются в экономику региона. Так захотел Саакашвили, чтобы показать Абхазии и Южной Осетии, что потеряли бунтовщики. Батуми преобразился и стал туристическим центром, особенно для турок. Там построены шикарные отели, магазины, рестораны, публичные дома и казино, которые запрещены в Турции. На работу в турецкие фирмы владельцы стараются брать исключительно приезжих турок или местных мусульман, что возмущает остальных местных. Турки до недавнего времени спокойно получали грузинское гражданство. В итоге число подданных Анкары в регионе существенно выросло — только в Батуми около 30 тысяч. Гости женятся на местных женщинах и остаются на ПМЖ. Политики в Тбилиси боятся ползучей экспансии.
Ведь этому учат учебники учеников турецких школ, об этом говорят совершенно открыто и официальные лица. Например, бывший премьер Ахмед Давутоглу высказывался о желании возвратить Аджарию в состав Турции. А недавно Реджеп Тайип Эрдоган сказал так: «Наши физические границы отличаются от границ в нашем сердце, разве можно отличить турецкий город Ризе от Батуми». Реджеп, к слову, сам раньше говорил в ранних интервью, что происходит от грузин-мусульман, хотя впоследствии отказывался от своих слов и по понятным причинам объяснял, что «меня не так поняли, я — стопроцентный турок». Грузины отвечают невнятными рассуждениями, по которым чуть ли не вся Восточная Турция на самом деле владения Грузии, и что надо исламизированных грузин присоединять обратно и христианизировать. Еще в Тбилиси проходят антитурецкие шествия радикалов, в результате которых нередко громят турецкие магазинчики и кафе.
В итоге
Проблема Аджарии деградирует. Об этом говорят и недавние беспорядки, прошедшие в марте 2017 года в Батуми. Местные устроили манифестации в том числе из-за того, что назначенный из столицы шеф полиции не аджарец. Все больше региональная идентичность трансформируется в этническую. К этому добавляются и действия Турции, граждане которой совершенно открыто призывают к сепаратизму Аджарии. Так, в 2016-м члены пантюркской организации «Серые волки» провели свою акцию прямо на территории республики — в селе Сарпи. Демонстранты с турецкими флагами прошлись по улицам, выкрикивая: «Турецкая земля для турецкого народа!» В общем, недалек день, когда здешние грузины-мусульмане будут так же конфликтовать с грузинами-христианами, как боснийцы с сербами.