4 августа 1783 года Грузия стала протекторатом Российской Империи. В этот день был подписан Георгиевский трактат, получивший название по месту его подписания — крепости святого Георгия.
В XV веке Грузия распалась на несколько независимых государств. Все они лавировали между набравшими силу турками и персами. Имеретинское царство традиционно находилось в сфере влияния Османской империи, а Кахетинское — Персии. Остальные грузинские княжества тоже были разделены, западные находились в сфере интересов османов, восточные — персов.
Периодически и те и другие совершали опустошительные вторжения, но в целом символическая независимость сохранялась. Постепенно набиравшая силу Россия также присматривалась к Кавказу и видела в христианских грузинских царях своих союзников. Так, в Персидском походе Петра одним из союзников России выступало Картлийское царство. После перемирия с персами этим фактом воспользовалась Османская империя, и спустя некоторое время турки заняли Кахетию и Картли, Россия фактически это признала.
Но вскоре персы отбили грузинских царей у турок, и Картли с Кахетией снова вошли в их сферу влияния. Так продолжалось до екатерининских времен. К тому времени персы дали добро на объединение двух территорий, так появилось Картли-Кахетинское царство.
Царь Ираклий II был весьма амбициозным правителем. Он не только решил централизовать аппарат в государстве и усовершенствовать рыхлое ополчение, превратив его в подобие армии, но и начал постепенно менять вектор внешней политики. Ираклий решил переориентироваться на Россию, которая была совсем не против.
В 1782 году Ираклий обращается к российской стороне с предложением перейти под ее покровительство. Переговоры длятся несколько месяцев и завершаются подписанием Георгиевского трактата в одноименной крепости. Позднее на ее месте появился город Георгиевск, который некоторое время был столицей Кавказской губернии. Ныне это маленький городок Ставропольского края.
Согласно договору, Картли-Кахетия становилась протекторатом с внутренним самоуправлением. Россия обязалась оказывать ей поддержку и разместить на ее территории свои войска. Но после смерти Ираклия в 1798 году ситуация обострилась. Наследником престола стал его сын Георгий 12. Однако его мачеха, царица Дареджан, не признала его прав на престол и требовала воцарения ее сына — его сводного брата.
Вражда за престол осложнила ситуацию в Грузии. Очевидно, что оппозиция должна была заручиться поддержкой персов или турок. Пришедший к власти император Павел справедливо рассудил, что только этого бардака на опасном кавказском направлении для полного счастья ему и не хватает. Поэтому он пришел к простому решению: после смерти Георгия Грузия входит в состав России, а его наследник становится генерал-губернатором с титулом царя.
В 1801 году Картли-Кахетинское царство вошло в состав Российской Империи. Однако вскоре Павел был свергнут. Новый император и его окружение были скорее против того, чтобы включать Грузию в состав России. На Кавказ были отправлены комиссии с целью выяснения обстановки на местах. Они должны были определить, может ли грузинское государство существовать в условиях полной независимости. Сам Александр считал, что выбирать надо одно из двух: или полная независимость, или присоединение.
Комиссия посчитала, что там творится такой бардак, что никакой независимой Грузии не будет, а будет вражда за престол и в конце концов территория снова вернется персам или туркам. Александр согласился подтвердить вхождение царства в состав России.
Что касается Имеретинского царства, то в 1804 году оно также стало протекторатом России. Но отношения имеретинского царя Соломона II со своими покровителями не сложились. Он мутил воду и пытался играть в свои игры на Кавказе, но после сбежал в Турцию, спасаясь от преследования. После бегства монарха Имеретия в 1810 году была включена в состав Российской Империи.
В итоге все грузинские царства вошли в состав России. Процесс вхождения отдельных грузинских княжеств затянулся на больший срок. Так, Сванетия вошла в состав России только в 1859-м, а Мингрелия — в 1867 году.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг