30 августа 1918 года Леонид Каннегисер застрелил председателя петроградской ЧК Моисея Урицкого.
Родившийся в 1896 году Леонид Каннегисер был сыном весьма видного специалиста. Его отец возглавлял «Общество Николаевских верфей и заводов» и фактически руководил знаменитыми николаевскими верфями. Даже будучи евреями, Каннегисеры жили за пределами черты оседлости и являлись потомственными дворянами.
Леонид Каннегисер с детства ни в чем не нуждался. Учился в знаменитой питерской гимназии Гуревича, которая по тем временам считалась одной из самых престижных и прогрессивных частных гимназий в стране. В этой же гимназии в свое время учились Гумилев и Стравинский.
В доме Каннегисеров часто бывали высокие чины и представители бомонда. Леонид с юности увлекся популярными тогда декадентскими идеями. В частности, он сблизился с кружком Кузмина. Каннегисер лично знал многих молодых поэтов того времени, был близок с Есениным, тогда еще восходящей звездой. Он пробовал и сам писать стихи. К десятилетию его гибели в Париже издали поэтический сборник — не декадентских, а восторженных революционно-патриотических, в духе взглядов середины 1917 года. Россия, свобода, Керенский и т. д.
Каннегисер был убежденным февралистом. Вряд ли могло быть по-другому — Февральская революция даже оказалась приурочена к его 21-му дню рождения. Но в отличие от многих страстных февралистов, Каннегисер своим убеждениям не изменил до конца. Будучи юнкером Михайловского училища, он добровольно пошел защищать Зимний дворец от большевиков в октябре 1917 года.
Официально считается, что молодой человек действовал в одиночку и мстил Урицкому за гибель своего друга. Незадолго до этого по делу о заговоре в Михайловской артиллерийском училище (где учился Каннегисер) арестовали несколько человек. Позднее их расстреляли. Среди казненных оказался и старый друг поэта Владимир Перельцвейг.
Через 11 дней Каннегисер записался на прием к Урицкому. 30 августа он на велосипеде приехал в Зимний, но председателя ЧК на рабочем месте еще не было. Он дожидался его вместе со швейцаром. Когда прибыл Урицкий, Каннегисер выстрелил ему в голову и бежал.
Однако в горячке он не догадался выбросить пистолет. А вместо того, чтобы уйти дворами, сел на велосипед и поехал. Прибежавшие на выстрел охранники сразу же увидели молодого человека, тем более что велосипеды тогда были нечастым явлением. За поэтом погнались на автомобиле. Тот бросил велосипед и спрятаться в одном из домов, где одел чужую одежду и попытался пройти через оцепление. Однако был узнан и схвачен.
Алданов, общавшийся с Каннегисером, приводил такую версию мотивов убийства председателя ЧК:
Леонид Канегиссер застрелил Моисея Урицкого, чтобы, как он заявил сразу же после ареста, искупить вину своей нации за содеянное евреями-большевиками: «Я еврей. Я убил вампира-еврея, каплю за каплей пившего кровь русского народа. Я стремился показать русскому народу, что для нас Урицкий не еврей. Он — отщепенец. Я убил его в надежде восстановить доброе имя русских евреев».
Впрочем, стоит отметить, что старый соратник Троцкого Моисей Урицкий среди других чекистов особой кровожадностью не славился. И иногда даже выступал против всеобщих расстрелов. Но надо учесть, что к середине 1918 года большевики еще не вошли во вкус. Расстрелы были, но убивали десятками, а не тысячами. Так что послужной список конкретно Урицкого не самый выдающийся. Но даже это по меркам России, не знавшей террора, было неслыханным кощунством и кровожадностью.
Позднее появилась версия, что Каннегисер действовал по заданию некой подпольной группы Филоненко (его кузена) и убил Урицкого по заданию Савинкова. Однако этот самый Филоненко — персонаж подозрительный. Едва оказавшись в эмиграции, он сразу же связался с «младороссами», которые по факту работали на СССР, потом состоял в различных «обществах любителей СССР» и т. п. организациях. Также известно, что на суде он выступал адвокатом певицы Плевицкой. Супруга завербованного чекистами генерала Скобелева обвинялась в причастности к похищению главы РОВС Миллера. Немцы подозревали его в работе на советские спецслужбы и некоторое время держали в лагере.
Каннегисер не отрицал своей причастности к убийству Урицкого и был расстрелян в октябре 1918 года. Точная дата его смерти неизвестна.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг