Кирилл Серебренников сообщает, что в его «Гоголь-центре» кумир хипстеров, московский министр культуры Капков запретил показ фильма о «Пусси Райот» с последующим его обсуждением с участием собственно самих героинь из «Пусси Райот». Запретил на том основании, что это «скандальная история, не имеющая отношения к культуре во всех смыслах слова». Вот документ:
Что в этом документе? Совершенно верно, в этом документе типичная советская тупость, поскольку «Пусси Райот» — одно из ярчайших культурно-политических событий всего десятилетия. Событие, из-за которого во всем мире вспомнили, что в России есть какая-то современная культура (опера и балет прекрасны, но покрывают лишь небольшую часть культурного спектра), событие, давшее мощнейший резонанс в Первом мире, породившее массу подражателей и заставившее западных журналистов, потея и краснея, в кои-то веки переводить с русского на английский, а не наоборот.
Можно не любить «Пусси Райот» (я вот не люблю). Можно их ненавидеть. Можно даже желать их сжечь заживо — но простое изучение тысяч статей в топовых западных изданиях показывает, что они в полном смысле этого слова всемирный культурный феномен. Причем феномен с русской очаровательностью — сравните конкурирующее украинской движение Femen, дошедшее до нападений на священников, публичного мочеиспускания и драк с правыми французскими активистами на митингах против гей-браков. «Выбили два зуба. Французы выбили» — это итог радикального феминизма по-украински. «Мадонна и Пол Маккартни пишут письма в защиту» — итог радикального феминизма по-русски.
«Пусси Райот», на мой взгляд, не очень умные девушки, которые чисто животным чутьем после серии неудачных акций нащупали общественный нерв и ударили по нему. Не исключаю, что им могли помогать друзья из ФСБ, действительно желавшие расколоть оппозицию акцией в храме (и расколовшие) — но тут как с Лениным, второстепенный англо-британский шпион-сифилитик силой русской реальности стал человеком, чьи портреты до сих пор встречаются во всех странах мира. В этом русское волшебство — вроде дебил дебилом, ничтожество ничтожеством, а на выходе такое, что мир ахает. «Немножко перевыполнил программу». В случае с «Пусси Райот», славабогу, они нам не тоталитарное государство построили, а всего лишь моментально вошли в классику современного искусства, став мировыми знаменитостями. Времена смягчаются, теперь леворадикалам для всемирной известности не надо убивать миллионы русских, достаточно спеть в храме. И то хлеб.
Из тюрьмы их встречала толпа журналистов, мировые телеканалы рвались наперебой взять интервью. Само собой, что для московской публики встретиться с мировыми знаменитостями, поговорить за чашкой чая, «собачку говорящую посмотреть» — это большая удача. И само собой, что отменивший эту встречу Капков с такой формулировкой — просто советский кретин, прекрасно иллюстрирующий тезис, что государство в своем современном виде русским лишь мешает, давя все живое, новое и интересное. Если бы Капков отменил встречу с другой формулировкой, это была бы просто цензура, но фраза про «не имеет отношения к культуре» превращает цензора в провинциального дуболома, который почему-то не ДК овцеводов в Махачкале рулит, а возглавляет культурный департамент крупнейшего мегаполиса Европы.
Почему? Как так получилось? Кто вытащил это существо из деревни? Почему оно не землю пашет, а выдает суждения космической глупости, которых даже знаменитая Фурцева постыдилась бы?
Это, впрочем, лишь один слой реальности. Второй слой состоит в том, что до сих пор существует группа интеллигентов-коллаборационистов, которые думают, что пока Даниила Константинова пытают электрошокерами прямо в здании суда (это произошло позавчера), они могут устраивать дискуссии с «Пусси Райот» про современный феминизм и значение панк-провокации. Человек буквально через несколько кварталов поставлен судебными приставами на растяжку в наручниках, а мы тут будем пить чай и рассуждать о смерти постмодернизма, являясь частью той же государственной машины и получая деньги из того же государственного бюджета. Теория малых дел — проведи дискуссию с «Пусси Райот» и в следующий раз Константинова ударят электрошокером не три раза, а всего лишь два, поскольку постепенное смягчение нравов госмашины неизбежно.
Тогда как даже без Константинова все последние годы мы наблюдаем продолжающееся закручивание гаек, начисто опровергающее знаменитое «вперед на легком тормозе» Столыпина. Тут скорее назад и вообще без тормозов. И сотрудничество господина Серебренникова (и еще множества интеллигентов) с государством несомненно микшировало для публики тот факт, что через несколько кварталов от «Пусси Райот» с чаем в прямом смысле слова пытают людей.
Так нельзя. Вы или как Якеменко говорите «Да, я гнида и сволочь, но you only live once, так что возьму от режима всё» и тогда к вам никаких вопросов (какие вопросы к политруку?), либо же вы говорите «Я не могу брать деньги от совкового ржавого монстра, позволяя продлить его агонию, создать иллюзию, что если закрыть глаза на посиневшее лицо Константинова, то все будет хорошо». Третьего варианта — и деньги возьму, и «буду улучшать систему изнутри» не бывает. Выбравших третий вариант женщин французы после освобождения Франции от Гитлера почему-то обривали налысо и называли «немецкими шлюхами». Странный народ эти французы, не понимают концепт этической амбивалентности. Дикари-с.
Сотрудников департамента Капкова проводят по освобожденному Парижу.
Вы или обмазавшийся несвежим путиным Киселев, или же свободный и яростный человек, всю эту шоблу презирающий и по мере сил сводящий ее со света. О чем, собственно, политрук Капков в своем письме из обкома и напомнил. Прекрасный сигнал, что перед новым годом всем неопределившимся пора сделать, наконец, свой выбор.
Ну а про самого господина Капкова всё сказал еще Лаокон несколько тысячелетий назад: «Бойтесь данайцев, дары приносящих».
Или, как это недавно блестяще переформулировал Кургинян: