23 сентября 1834 года родился Алексей Суворин — журналист, публицист, драматург и самый влиятельный издатель Дореволюционной России.
Его отец, государственный крестьянин, в свое время попал в армию рекрутом и проделал путь от рядового до капитана, получив потомственное дворянство. Мать Суворина — неграмотная дочка священника.
Алексей жил в огромной семье — восемь братьев и сестер, так что шиковать не приходилось. По воспоминаниям, до 14 лет он не знал, что такое театр и даже не подозревал о существовании специальной детской литературы.
Суворина вместе с братом отдали учиться в Михайловское кадетское училище в Воронеже. Не совсем военное учреждение, по воспоминаниям самого Суворина — общеобразовательный компонент там значительно превосходил военный, а преподавателей набирали в основном из гимназии.
Затем он учился в классах Дворянского полка, но военным становиться не пожелал, выбрав государственную службу. Некоторое время работал секретарем уездного председателя дворянства, библиотекарем, учителем. Затем понемногу начал сотрудничать с воронежскими изданиями в качестве журналиста. В этом городе он познакомился с известным критиком Михаилом Де-Пуле, который дал ему рекомендации к своим московским знакомым из литературного мира.
Суворин начинает сотрудничать с известными журналами того времени: «Современником», «Русской речью», «Отечественными записками». Затем перебирается в Петербург, где сотрудничает с «Русским инвалидом» и «Санкт-петербургскими ведомостями». Именно работа в «Ведомостях» и сделала Суворина знаменитым благодаря его фельетонам.
В середине 70-х, уже после ухода из «Ведомостей», Суворин вместе с видным юристом Лихачевым приобретает «Новое время». Именно с этой газетой будет связано его имя. Суворину удалось превратить издание в одну из главных регулярных газет Дореволюционной России. Издание выходило дважды в день и расходилось огромными тиражами. В свое время с газетой сотрудничал Чехов, имевший близкие отношения с Сувориным. С «Новым временем» работали Розанов, Меньшиков, Буренин.
Русь медийная: Алексей Сергеевич Суворин и газета «Новое время»
Вскоре Суворин выкупает долю Лихачева и становится уже единоличным владельцем издания. К этому времени изменяются и его взгляды. В молодости он был ближе к либералам и западникам, но с этого времени стал тяготеть к умеренным националистам. Впрочем, «прогрессивная» публика из числа радикалов считала Суворина отъявленным черносотенцем.
Известно, что Суворин некоторое время активно участвовал в деятельности «Русского собрания» — первой монархической партии. Но со временем от политики отошел. Его гораздо больше увлекала издательская деятельность и театр. Как издатель он прославился «Русским календарем», серией «Дешевая библиотека» (труды классиков по доступной цене) и всевозможными справочниками. Все это расходилось миллионными тиражами.
Не забывал Суворин и про другую свою страсть — театр. Он и сам писал неплохие пьесы, способствовал раскрутке Чехова, с которым был дружен. Именно Суворин настаивал на том, чтобы Чехов занялся чем-то большим, чем написанием коротких юмористических рассказов для газет и журналов. Почти полтора десятилетия Чехова издавало только его издательство.
Суворин с единомышленниками арендовал здание Апраксинского театра на Фонтанке, где ставили пьесы его литературно-театрального кружка. Заведение так и называлось — театр Суворина. В настоящее время это Большой театр им. Товстоногова.
В последние годы жизни Суворин тяжело болел и практически отошел от дел, передав их сыну. В возрасте 77 лет, в 1912 году, он умер. Розанов, очень хорошо к нему относившийся, писал:
Он был весь националист: о, не в теперешнем, партийном смысле. Но он не забыл своего Воронежа, откуда учителем уездного училища вышел полный талантов, веселости и надежд: в Россию, в славу, любя эту славу России, чтобы ей споспешествовать. Пора его «Незнакомства» неинтересна: мало ли либеральных пересмешников. Трогательное и прекрасное в нем явилось тогда, когда, как средневековый рыцарь, он завязал в узелок свою «известность» и «любимость», отнес ее в часовенку на дороге, и, помолясь перед образами, — вышел вон с новым чувством. «Я должен жить не для своего имени, а для имени России». И он жил так.
Суворину удалось создать одно из самых влиятельных изданий в России и удерживать планку на протяжении 30 лет. «Новое время» читали. «Новое время» бойкотировали прогрессивные радикалы. От «Нового времени» негодовали и потрясали кулаками. Его хвалили и смеялись над хлесткими текстами Буренина. Но вряд ли можно было найти в России конца XIX — начала ХХ века хоть одного образованного человека, который бы о нем не слышал.
На следующий день после прихода большевиков к власти газета была закрыта. Михаил Суворин, эмигрировавший в Югославию, издавал ее на новом месте до 30-х годов. После его смерти газета уже не возродилась. Наступила совсем иная историческая эпоха, однако «Новое время» и Суворин остались неотъемлемой частью ушедшей России.
Большое чтение о русском издательском искусстве, которое мы потеряли
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг