Текст: Джеймс Крэбтри, старший научный сотрудник Школы государственной политики Ли Куан Ю при национальном университете Сингапура, бывший глава мумбайского корпункта Financial Times, для Foreign Policy. Перевод: Юрий Федоров, «Спутник и Погром».
Встречайте Йоги Адитьянатха, пламенного индийского монаха-националиста, который возглавляет крупнейший в Индии штат, воинственно настроенный против мусульман.
Националистическим лидерам не привыкать лишать либералов надежды. В начале прихода к власти Реджеп Тайип Эрдоган в Турции, Си Цзиньпин в Китае и даже Владимир Путин в России обещали добиться баланса между популизмом и экономическими реформами, и даже намекали на то, что могут направить свои страны на более либеральный путь развития. Но это продлилось недолго. И похоже, что Нарендра Моди, индийский премьер-министр, идет по той же самой кривой дорожке — он назначил индуистского монаха Йоги Адитьянатха, славящегося своими радикальными речами, на одну из самых важных политических должностей страны.
После блестящей победы на выборах, прошедших в феврале в Уттар-Прадеше (самом густонаселенном и важном для премьер-министра штате Индии), Моди потряс многих своих соотечественников, назначив Адитьянатха на пост главного министра штата. В результате Адитьянатх представляет интересы более 200 миллионов человек, 38 миллионов из которых — мусульмане. И, таким образом, он становится одной из самых известных и популярных персон в индуистской националистической партии «Бхаратия джаната парти» (БДП), которую Моди привел к государственной власти в 2014 году.
Более непримиримые противники Моди, в частности, либералы и те, кто беспокоится о здоровье светской демократии в Индии и судьбе ее внушительного мусульманского меньшинства, встретили назначение с плохо скрываемым ужасом. Но это кадровое решение также обескуражило и тех, кто голосовал за Моди в надежде, что он сосредоточит свои усилия на развитии экономики страны, включая, по крайней мере, умеренных политиков внутри самой БДП. Назначение Адитьянатха было единоличным решением Моди, поэтому его трудно рассматривать иначе, чем шаг на пути к мажоритарному популизму, для которого жесткие требования индуистов превыше экономического развития. Это решение объяснимо желанием премьер-министра укрепить свое лидерство в преддверии всеобщих парламентских выборов, которые состоятся в 2019 году.
Одетый в своё неизменное шафрановое одеяние, бритоголовый Адитьянатх без промедления приступил к изображению победы БДП как отказа от политики «умиротворения мусульман». В лихорадочную первую неделю правления он не сходил с заголовков газет, особенно из-за начала решительной борьбы с нелегальными скотобойнями. Этот шаг, придающий ему очков популярности среди индусов, которые стремятся защитить буквальных священных коров, в основном нацелен на предприятия, принадлежащие мусульманам, поскольку им принадлежит большинство закрытых скотобоен в штате.
До этой недели Адитьянатх был лишь скандально известной, но политически незначительной персоной. Член БДП с многолетним стажем, он был известен в основном как воинственный проповедник и ярый активист. Отказавшись от своей семьи в пользу церковной жизни, в свои 20 с небольшим он быстро возвысился и стал махантом (настоятелем) храма в захудалом городке Горакхпур на востоке штата близ границы с Непалом. Таким образом, сначала он приобрел религиозных сторонников, а затем построил политическую карьеру, где его бескомпромиссный настрой и воинственная риторика расположили к нему рядовых членов БДП.
Без сомнений, его политические взгляды радикальны.
Хотя ему всего 44 года, Адитьянатх умеет завести толпу. Как и в случае со многими политиками в Уттар-Прадеше — одном из самых бедных штатов Индии с удручающими показателями переплетения властей и преступности, — на него имеется внушительное полицейское досье с обвинениями, которые включают в себя покушение на убийство и беспорядки. Тем не менее его талант к нагнетанию напряжённости между индусами и мусульманами (составляющими около четырех пятых и одну восьмую часть населения Индии соответственно) вызвал наибольшую тревогу.
Отрывки видео с его зажигательными речами широко распространились в Индии после его назначения. В одном из них тщедушный монах подхлестывает толпу горячей антимусульманской риторикой. «Если они убьют хотя бы одного индуса, мы убьем…» — выкрикивает он, делая паузу. «Сотню!» — с жаром откликается толпа. В другом случае члены радикальной молодежной группы, которую он основал в своем родном городе, считают, что он призывал индусов разрывать могилы мусульманок и насиловать их трупы в отместку за все страдания, причиненные последователями Пророка (скорее всего, он никогда такого не говорил, а ему лишь приписали это высказывание, но кого интересуют факты, верно?).
Далее, он с похвалой отозвался о решении американского президента Дональда Трампа запретить въезд в США иммигрантам из некоторых исламских государств; утверждал, что статуи индуистских богинь должны быть насильственно помещены в каждую мечеть, и призвал свою партию возвести храм Рамы на месте мечети на севере страны, разрушенной индуистскими активистами в 1992 году. Неудивительно, что он поддерживает теплые отношения с «Раштрия сваямсевак сангх» (РСС), жесткой индуистской националистической организацией, которую принято считать родоначальницей БДП и в которой активистом много лет был молодой Моди.
Поскольку избирательная кампания в Уттар-Прадеше, продолжающаяся уже месяц, достигла своей кульминации, я повстречал Адитьянатха с группой журналистов и ученых в его разросшемся храмовом комплексе в одно прекрасное утро этого месяца. Снаружи пейзаж выглядел безмятежно; пожилые бородатые садху (святые) в оранжевых одеждах сидели, скрестив ноги в соседних постройках, а в воздухе разносился запах календулы. Внутри же Адитьянатх напористо говорил на хинди, сидя на шафранового цвета диване в большом зале без окон перед огромными портретами двух своих предшественников на посту настоятеля.
Его заявления в то утро были сдержанными, но колкими. Горакхпур — один из самых отсталых городов Индии, с заваленными мусором улицами и высоким уровнем преступности — как результат десятилетий правления, отмеченного анархией и взяточничеством. Адитьянатх заявлял, что БДП обуздает коррупцию. И сразу же обвинил чужаков в большей части проблем региона, всячески критикуя министра предыдущего правительства штата (которому повезло оказаться мусульманином), непальских мигрантов, прибывающих из-за близко расположенной границы, а также рабочих-мигрантов из соседних индийских штатов. На вопрос об экономических реформах он лишь сказал несколько слов про сельское хозяйство.
Как главному министру штата, Адитьянатху теперь придется бороться с двумя самыми опасными ключевыми проблемами Индии. С одной стороны, штат полон глубоких разногласий касательно каст и религий, которые часто перерастают в насилие. В памяти индусов еще свежи беспорядки 2013 года. С другой стороны, это отсталый в экономическом отношении регион, не получивший и доли процветания, осыпавшего другие части Индии в последнее десятилетие. Многие надеялись, что Моди выберет главного министра, способного снизить культурную напряженность и привлечь инвестиции в регион. Но пока что кажется, что Адитьянатх добивается обратного результата.
Это назначение вызывает беспокойство. С момента своего избрания Моди позиционировал себя как ярого поборника развития. Первые три года своего пребывания на посту главы правительства Индии Моди сосредоточил усилия на развитии промышленности, инфраструктуры, улучшении санитарии и гигиены. Он выдвинул также инициативу о строительстве уборных по всей стране. Его прошлое, связанное с РСС, заставило многих либералов из парламентской оппозиции усомниться в его искренности. Но до сих пор он не давал им повода — его правительство не заигрывает с радикальными религиозными группировками, а добивается разумного экономического развития.
С приходом Адитьянатха вновь всколыхнулись опасения, что Моди выдвинет гораздо более агрессивную националистическую повестку — «хиндутву». Основа её идеи в том, что Индия — это родина индусов, а мусульмане и христиане рассматриваются как «чужие элементы» на индийском субконтиненте, в том числе и в Пакистане. «Это назначение весьма тревожно, оно создает абсолютно неверное впечатление о Моди и о том, какое правительство он хочет возглавить, — говорит Девеш Капур, профессор политологии в Университете Пенсильвании. — В Уттар-Прадеше больше мусульман, чем в Саудовской Аравии. Какой посыл несет назначение главным министром персоны, которая так демонстративно фанатична и предвзята?»
На прошлой неделе Моди принес заверения в том, что он и выбранный им главный министр по-прежнему сосредоточены на экономическом росте, и это их «единственная миссия». Тем не менее его назначение выглядит своеобразным. До этого все его назначенцы на роли главных министров в других штатах в основном были довольно умеренными, малозаметными персонами. Возможно, причина в том, что Моди не хочет выращивать себе политических соперников. Несмотря на то, что либеральные критики часто обвиняют его в развертывании политики «собачьего свистка» для обращения к непримиримым индуистам, недавняя кампания БДП в Уттар-Прадеше также отличались сравнительно небольшими разногласиями.
Может случиться так, что атрибуты власти смягчат Адитьянатха, и Моди будет уделять основное внимание созданию рабочих мест и инвестициям. Но более вероятным кажется другой расчет — что БДП, скорее всего, выиграет следующие выборы в 2019 году. Таким образом, это сигнал о своей поддержке более агрессивной формы мажоритарного индуизма, по крайней мере в таких штатах, как Уттар-Прадеш. После смелого, но экономически сомнительного эксперимента с «демонетизацией» в прошлом году, в ходе которого Моди отменил две индийские банкноты крупного достоинства в рамках нереалистичной антикоррупционной кампании, это назначение выглядит как дальнейший поворот к популизму.
Моди никогда не был и не пытался быть либеральным лидером. Но поскольку он намерен переизбраться, есть опасность, что он изучит опыт других консервативных националистов до него. В Турции, например, Эрдоган пришел к власти на обещаниях единства и реформ, но отказывается от любых уступок и компромиссов, получив кресло президента. До этого момента Моди проявлял себя умеренным политиком. Но если назначение Адитьянатха в штате Уттар-Прадеш — это некий знак, то умеренность может быстро испариться.
Оригинал материала на сайте Foreign Policy.
Поддержите «Спутник» и наших переводчиков!