27 сентября 1944 года скончался Сергей Прокудин-Горский — человек, сохранивший для потомков Дореволюционную Россию. Его качественные цветные фотографии — уникальный артефакт ушедшей эпохи.
Прокудин-Горский родился в семье отставного подпоручика. Вырос он в родовом имении в Фуниковой горе, что во Владимирской губернии. Некоторое время будущий фотограф учился в Петербургском университете на физико-математическом факультете и в Военно-медицинской академии, но ни одно из этих заведений не окончил. Зато позже удачно женился на дочери видного владельца медеплавильных и сталелитейных предприятий Лаврова и некоторое время работал на руководящих должностях у тестя.
Прокудин-Горский увлекался фотографированием и со временем открыл собственную фотомастерскую. Черно-белые фотографии Сергея пользовались популярностью. Он даже выставлял их на Всемирной выставке, проходившей в Париже в 1900 году.
Но Прокудина-Горского влекли цветные фотографии. Как таковых цветных фото в то время еще не было, но вскоре случился прорыв — разработали систему трехцветной фотографии. Одним из пионеров направления был немецкий фотограф Адольф Мите, который как раз занимался созданием специальной камеры для трехцветных снимков. Прокудин-Горский приехал к нему в Германию на стажировку и провел там несколько месяцев.
Вскоре Мите официально объявил о создании камеры и запатентовал ее. А через некоторое время русский фотограф зарегистрировал патент на сенсибилизатор собственного производства, выгодно отличавшийся от зарубежных аналогов более высоким качеством.
Овладев технологией, Прокудин-Горский сделал серию снимков Финляндии. Затем съездил на Кавказ и черноморское побережье. Его работы заметили — за счет дейстительно высокого качества. Издатели предложили фотографу контракт на создание большой серии снимков Российской Империи, чтобы потом украсить ими открытки. Но революция 1905 года смешала все карты — удалось напечатать лишь часть фотографий.
Но Прокудин-Горский продолжал снимать. Он побывал в Средней Азии, фотографировал Толстого в Ясной поляне, выступал с лекциями о цветной фотографии и делал выставки своих работ.
В итоге на фотографа обратили внимание на самом верху. В 1909 году его пригласили на аудиенцию к императору. Николай предложил сделать серию снимков по всей Российской Империи, чтобы запечатлеть все типы и все красоты страны. Обещали всяческое содействие. И действительно — под его лабораторию выделили целый железнодорожный вагон и предоставили автомобиль для путешествий в места, куда не добирались поезда. Также справили бумаги, согласно которым местные чиновники должны были всячески содействовать фотографу и пускать в любые необходимые для съемок места.
Снимал Прокудин-Горский почти до самой революции. Правда, в 1914 году, с началом Первой мировой войны, проект затормозился — фотографа привлекли к обучению летчиков методам аэрофотосъемки.
Последней работой Прокудина-Горского в России стали съемки строящейся Мурманской железной дороги в 1916 году. После захвата власти большевиками фотограф покинул страну летом 1918 года.
Жил во Франции, читал лекции о цветной фотографии, запатентовал фотоаппарат для цветных фото. Умер в возрасте 81 года 27 сентября 1944 года, вскоре после освобождения Парижа от немцев. Спасаясь от большевиков, Прокудин-Горский сумел вывезти большую часть своей коллекции — примерно 60–70% негативов. Остальные остались в революционной России и почти все погибли. Во всяком случае, до сих пор их так и не удалось обнаружить.
После смерти отца его дети продали уцелевшую часть коллекции фотографа американцам. Она долгое время хранилась в библиотеке конгресса США, а сам Прокудин-Горский был забыт. Позже пришло запоздалое признание — американцы оцифровали хранившиеся фотографии «Коллекции достопримечательностей Российской империи» и представили их широкой публике. И за рубежом, и в посткоммунистической России имя Прокудина-Горского звучало часто и громко. Настоящая, историческая Россия глядела на мир с его снимков спустя почти 100 лет после своего крушения.
Также читайте:
Рождественское путешествие в настоящую Россию (фотографии Прокудина-Горского)
Под сенью нации в цвету (рецензия на фильм Парфенова о Прокудине-Горском)
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг