Белая и красная эмиграции в США (научное исследование о волнах эмиграции из СССР)

2emi

Содержание: I. Белая эмиграция в США, 1919-1945 гг. (Введение — Их политические взгляды — Вклад русских в американскую культуру — Заключение); II. Советская эмиграция в США, 1970-1990 (Введение — Кто уехал — и почему? — Интеграция — Брайтон-Бич и мафия — Заключение); III. Заключение: американская мечта для русских

I. Белая эмиграция в США (1919-1945)

I.I. Введение

После революции Керенского в феврале 1917 года, страна постепенно скатывалась в хаос. Правоохранительные органы были неспособны положить конец преступлениям, и всеобщее революционное насилие взяло верх. Хотя Временное правительство обладало небольшим влиянием на важные политические вопросы, у него по-прежнему была власть над вооружёнными силами, благодаря чему большая их часть осталась в казармах.

В октябре 1917 года, когда большевики захватили власть, влияние нового правительства полностью исчезло; офицеры и дворянство (как и высший класс, не являющийся дворянством) отказался признать его в качестве действующего русского правительства. Началась русская Гражданская война. Последовавшие за этим шесть лет войны и голода для многих стали причиной эмиграции. В 1919 году эмиграция стала массовым явлением. Американская миссия Красного Креста в России утверждает, что к 1 ноября 1920 года 1,2 миллиона человек покинуло Россию.

Русские из высших классов стали массово покидать Советский Союз, когда Россия в их понимании перестала существовать. Отъезд первой русской диаспоры, представлявшей собой широкий спектр русской элиты (вкупе с дворянами и купцами уехали и тысячи амбициозных артистов, изобретателей и учёных), оставил ощутимую брешь в советском обществе.

В 1922 году под массовым давлением мировой общественности Советское правительство позволило нескольким сотням русских учёных покинуть страну на кораблях, направлявшихся в Германию. Впоследствии эту операцию по насильственному выселению интеллигенции назовут «Философским пароходом». Из-за неблагоприятной экономической ситуации и политической нестабильности в Германии большинство высланных в итоге пересекло Атлантику и осело в США.

emi01

В то время военная эмиграция бывших служащих Белой армии была крайне ограничена. Немалая часть остатков Восточного фронта Белой армии после продолжительных боёв с войсками Красной армии нашла прибежище в Китае. Значительная часть не смогла привыкнуть к жизни в Китае, что вынудило их переехать в Америку. После Второй мировой войны большая часть граждан Российской империи переселилась в США ввиду нестабильной послевоенной ситуации в Европе.

В данной работе я ставлю своей целью описать условия, приведшие к эмиграции, наглядно показать их вклад в Соединённые Штаты и способность к интеграции в американское общество.

I.II. Их политические взгляды

Русская диаспора в начале XX века представляла собой уникальное явление в рамках глобальной истории. Социальный взрыв 1917 года заставил миллионы людей покинуть страну. Хотя такое огромное число эмигрантов может впечатлять (США были вторым по популярности направлением для них), но большие цифры отнюдь не отражают исключительность ситуации. Исключительность в первую очередь связана с тем, что Россию покинула её культурная, экономическая и политическая элита. Поэтому первая волна русской эмиграции оставила заметный вклад в американской культуре.

Русская диаспора представляла из себя довольно широкий спектр политических идеологий, несмотря на то, что в советской историографии было принято этот феномен именовать «белой эмиграцией», нивелируя его сложность. К сожалению, современные историки имеют склонность перенимать советские клише. Например, Марк Раев утверждает следующее: «Политическая жизнь эмиграции состояла из бесконечных пререканий, порождаемых использованием непроверенной информации, беспомощностью, озлоблением, тоской по прошлому <…> попытка распутать сложную и не имевшую практического результата деятельность политических организаций Русского Зарубежья не представляется нам особенно перспективной. Горячие споры об ответственности за прошлое, равно как и идеологические противоречия из-за выбора тактики или программы в связи с теми или иными событиями в Советском Союзе или в мире в целом, представляют преходящий и ограниченный интерес».

emi06

Я не согласен с этим утверждением. По моему мнению, необходимо тщательно проанализировать политические взгляды русской диаспоры. Обычно эмиграцию первой волны делят на три (или четыре, если считать тех, у кого не было никаких политических пристрастий) категории:

1. Типичные белые эмигранты. Бывшие солдаты и офицеры Белой армии со своими семьями, а также дворянство и обычные люди, поддерживающие их. Среди них были монархисты, правые республиканцы и члены консервативно-демократических организаций.

2. Левые. Большая их часть поддерживала Февральскую революцию, но пострадала во время прихода к власти большевиков (например, меньшевики и троцкисты). В эту категорию попадают некоторые известные поэты и художники.

3. Правые радикалы и фашисты. Некоторые фракции заимствовали идеи итальянского фашизма и немецкого национал-социализма. Небольшая фракция под названием Всероссийская национал-революционная партия просуществовала в США до вступления Америки в войну в 1941 году.

В то время как большая часть людей, переехавших в Соединённые Штаты, в отличие от таких же эмигрантов в Европе, отринула свои политические взгляды, некоторые все же продолжили свою политическую деятельность. Конечно, монархические или социалистические движения не пользовались успехом, потому что были абсолютно чужды американскому обществу, но немало русских осознали свою предрасположенность к американскому республиканизму, который в то время имел националистический оттенок. Жизнь в США для многих стала кардинальным улучшением жизненных стандартов, что заставило многих левых активистов подвергнуть сомнению свои убеждения и отказаться от них. «Американская мечта» дала понять, что капиталистические системы не обязательно должны быть «нечестными». Вообще-то говоря, все эмигранты первой волны влились в американское общество и, так или иначе, приложили определенное усилие для его развития.

I.III. Русский вклад в американскую культуру

Первая волна русских эмигрантов из Соединённых Штатов в начале XX века отличалась высоким уровнем образования и желанием интегрироваться. Американская армия весьма выиграла от этого: исключительно одарённые инженеры и ветераны-офицеры, сражавшиеся как на полях Первой мировой войны, так и во время русской Гражданской войны, пополнили их ряды. Одним из наиболее выдающихся людей среди белой эмиграции был Игорь Сикорский, создатель первого в мире многомоторного самолёта, первого пассажирского самолёта и первого серийного вертолета. Его считали величайшим умом в авиационной инженерии. Он долгие годы учился и работал во Франции, был инженером во французской армии и намеривался вернуться на родину после Первой мировой войны, но его планы были разрушены революцией, поэтому он вынужден был в 1919 году эмигрировал в Соединённые Штаты, где основал знаменитую компанию Sikorsky Aircraft Corporation, которая существует и по сей день.

emi02

История Сикорского не единичная: работая в США, Владимир Юркевич, ветеран русской Гражданской войны, разработал современный дизайн корабельных корпусов. Он был одним из наиболее авторитетных специалистов для Управления торгового флота США во время Второй мировой войны.

Эти два примера являются характерными для первой волны русской эмиграции. В отличие от эмигрантов, живших в Европе, те, кто уезжали в Соединенные Штаты, имели высокую возможность добиться успехов на профессиональном поприще. Немало русских, разочарованных своими бывшими союзниками Антанты, переехали из Франции в США, где смогли использовать свой высокий потенциал. Если французы, пережившие Великую войну в основном благодаря пролитым рекам русской крови, то армия США позволила бывшим русским офицерам сохранить свои военные звания, присоединившись к вооружённым силам США.

Александр Лодыгин, один из изобретателей лампы накаливания, обрёл нужные условия для своей работы в США, как и Владимир Зворыкин, «отец телевидения». Уникальная американская социальная и экономическая система позволила им стать научным авангардом, которым они надеялись стать в России. Впрочем, не только американская наука выиграла благодаря русским изгнанникам. Величайший композитор Сергей Рахманинов также эмигрировал в США. Американское искусство находились под прямым влиянием русских, а знаменитый русский балет нашёл своё пристанище в Нью-Йорке.

I.IV. Заключение

Необходимо сделать вывод, что первая волна эмигрантов из России была уникальна. Никогда ещё такое большое число высокообразованных и культурных людей не попадало в Соединённые Штаты в одно время. Своими навыками, своим образованием, своим достатком и своей ответственностью они значительно обогатили Америку во многих смыслах.

Это было бы невозможно без идеи «американской мечты». Те русские, которые обрели новую жизнь в Соединённых Штатах, обрели её потому, что Америка дала им прожить свою жизнь так, как они хотели. К ним не испытывали ксенофобских чувств, их судили по их навыкам и образованию, и американский вердикт был ясен: русские из бывшей Империи и/или Белой армии были весьма полезны и способны принести большую пользу.

Армия США получила несколько лучших инженеров в мире, а также тысячи проверенных войной солдат. Русские писатели, поэты, художники и учёные процветали в дружелюбном к их трудам окружении. В отличие от Европы, русская диаспора в Соединённых Штатах в то время полностью осуществила свою «американскую мечту».
 

II. Советская эмиграция в США (1970-1990)

II.I. Введение

Суровая советская реальность, существуя уже на протяжении 50 лет, мало походила на коммунистическую утопию. После разорения от Гражданской войны, ужасов красного террора и голодомора, коллективизации, политических и религиозных репрессий, а также экономического застоя люди утратили веру и разочаровались. Советский патриотизм, разожжённый Второй мировой войной и политической пропагандой, потух — многие были недовольны сложившейся ситуацией в стране.

Отсутствие возможностей реализовать себя экономически привело к социальному кризису. Если во времена Сталина эмиграция считалась государственной изменой, то в 70-х у определенных граждан Советского Союза появилась возможность покинуть страну, что, впрочем, по-прежнему осуждалось.

Процесс получения «разрешения на выезд» сопровождался большим количеством сложных бюрократических процедур, имеющих своей целью воспрепятствовать эмиграции. Советские евреи были самой большой группой желающих покинуть Советский Союз. После Шестидневной войны, во время которой Советский Союз полностью встал на сторону арабских страны, многие евреи почувствовали себя униженными в своих национальных и религиозных чувствах. Другими группами, склонными к эмигрантским настроениям, были советские немцы, греки, армяне, а также небольшие религиозные группы — баптисты, адвентисты и католики.

emi03

II.II. Кто уехал — и почему?

Необходимо понимать сложную политическую обстановку для еврейского населения Советского Союза, чтобы проследить её развитие в ранние 70-е. Латентный антисемитизм Сталина привёл к тому, что официальные должности были «зачищены» от большей части евреев. НКВД, тайная полиция Сталина, в период между 1933 и 1953 годом уничтожила тысячи евреев как «потенциальных предателей». Последний период мог быть хоть и не антисемитским, но определённо антисионистским. Вымышленное «дело врачей» было придумано, чтобы устранить группу выдающихся московских врачей еврейского происхождения. Их обвинили в попытке убийства верхушки Советского Союза. Еврейский антифашистский комитет в то время был распущен. С той поры Советское правительство видело в Израиле врага из-за его прозападной ориентации и относилось к евреям даже хуже, чем к «потенциальным предателям». Но явный террор стал невозможен из-за хрущёвской политики осуждения культа Сталина. Тем не менее, евреям был закрыт доступ к лучшим университетам и должностям, связанными с высшими государственными постами.

Социалистическая система была следующей причиной стремления граждан покинуть Советскую Россию. Здесь я могу привести личный пример. Мой дед был одним из лучших инженеров в Москве, он участвовал в создании нескольких советских боевых реактивных самолётов, занимался подготовкой офицеров авиации Восточного блока и, несмотря ни на что, зарабатывал так же мало, как и любой другой авиационный инженер. Сложность работы нисколько не увеличивала зарплату — на зарплату существовала строгая квота. Частный бизнес также полностью отсутствовал. Такой дефицит поощрительных мер не мог не привести к апатичности населения. Так как экономическая и социальная свобода в США была полностью противоположна авторитарному коммунистическому режиму, «американская мечта» повторно стала самой притягательной идеей для человека, покидающего СССР.

После того, как Советский Союз открыто стал враждебен к Израилю, множество евреев, особенно молодых, почувствовали, что их национальное достоинство было оскорблено. Прошли публичные демонстрации, на которых митингующие требовали права эмигрировать в Израиль: позволить новую «алию» (возвращение евреев на «землю обетованную»). После нескольких происшествий, в которых фигурировал захват самолёта, под мощным международным давлением советские лидеры решили открыть границы для строго ограниченного числа евреев.

В промежуток между 1970 и 1980 годом, 200 000 людей в основном еврейского происхождения покинули Советский Союз и переехали в Соединённые Штаты. Несмотря на то, что эмигрировать было разрешено лишь в Израиль как на «родину» евреев, многие вместо этого предпочли уехать в Америку. Советских евреев в Израиле не встречали с распростёртыми объятиями, ведь им нужно было отказаться от своей религии — у них не было никакого или почти никакого представления об иудаизме. Не желая, чтобы к ним относились как к гражданам второго сорта, советские евреи выбрали своим пунктом назначения Америку, надеясь на «американскую мечту».

Конечно, и другие советские граждане не захотели упустить этот шанс. Тем не менее, для этнического русского не было законного основания покидать страну. Лишь политические диссиденты, громко критиковавшие советское государство, были «наказаны» принудительной высылкой. Наиболее ярким человеком среди высланных был известный писатель Александр Солженицын, которого изгнали из Советского Союза в 1974 году.

emi04

Такое положение дел вынудило многих русских подделывать еврейское происхождение, чтобы выбраться из страны. В то время ходила популярная шутка: «Еврейская жена не роскошь, но средство передвижения». Большое число украинцев и русских покинули страну по фальшивым документам, солгав о своих еврейских корнях. Не существует точных цифр, какая часть «русских американцев» является или не является этническими русскими; тем не менее, согласно новой переписи населения, около 3 миллионов людей считают себя «русскими» или «россиянами», в то время как только 400 000 из них родились в России.

II.III. Интеграция — Брайтон-Бич и мафия

Как русским, так и евреям по прибытию приходилось иметь дело с негативным отношением и дискриминацией. Большая их часть осела в Брайтон-Бич, нью-йоркском районе. Эту часть города позже прозвали «маленькой Одессой». Одесса, как известно, знаменита своей непропорционально высокой долей еврейского населения. Традиционно связанная с организованной преступностью, «Одесса» была домом для многих еврейских бандитов, прибывших в США в 70-е. Будучи более жестокими и беспощадными, чем местные банды, так называемая «кошер-ностра» завоевала Брайтон-Бич за несколько месяцев и очистила его от итальянских и ирландских криминальных группировок. Еврейско-русская мафия оказала серьёзное влияние на местную поп-культуру и быстро стала одним из наиболее влиятельных преступных синдикатов в Соединённых Штатах. Социальная изоляция, которой были подвержены поздние эмигранты, способствовала дальнейшему отделению от других американцев.

Так как Соединённые Штаты не признавали советские научные степени, наиболее квалифицированные работники, получившие доступ в США, не могли работать по своей специальности. Большая часть из них закончила свою жизнь бедняками — после 1991 года многие вернулись в Россию или на Украину, некоторые пожелали переехать в Израиль.

II.IV. Заключение

В целом советским эмигрантам, если они не завоевали доверия американского правительства, пришлось тяжко. Те, кому достаточно повезло, чтобы полностью смешаться с американским обществом вне Брайтон-Бич, были ассимилированы; тем, кто застрял в «маленькой Одессе», редко удавалось выбраться из своего гетто — они живут там и по сей день. Сегодня термин «русская мафия» тесно связан с еврейскими преступными организациями из Брайтон-Бич, контролирующими большую часть наркооборота в Нью-Йорке. В отличие от других евреев-иммигрантов, репутация советских евреев очень низка.

Для большинства советских эмигрантов, ищущих прибежища в США, «американская мечта» осталась не более чем мечтой. Будучи неспособными встроиться в американское общество, они остались на его задворках, оказавшись втянутыми в криминальную деятельность либо банально обеднев. Можно предположить, что их упования на свободное, равноправное и богатое общество не оправдались по целому ряду причин.

emi05
 

III. Заключение: американская мечта для русских

Эмиграция первой (1919-1945) и второй волны (1970-1990) мало имеют общего между собой. Во времена первой волны Америка переживала свой рассвет, в то время как Холодная война изрядно подточила ее величие: когда советские беженцы искали свободу, Американская империя распадалась: Корея и Вьетнам, нефтяной кризис и внутренние социальные разногласия были серьёзной проблемой, помешавшей американцам приветствовать новых «гостей», не имеющих намерений перенимать у них образ жизни.

Общий культурный уровень эмигрантов позднейшего периода был низок по сравнению с белыми эмигрантами: они не были способны привнести тот же вклад в американскую культуру. Советские евреи испытывали большие сложности из-за того, что местные относились к ним пренебрежительно. Всякий раз, когда советские евреи пытались выйти за пределы гетто, американцы поднимали шум о том, что приезжие отбирают у них рабочие места. Русским из Российской империи не нужно было жить в гетто, ведь они требовались всюду, а компании нанимали их за серьёзные деньги.

Советских эмигрнатов можно сравнить, например, с мексиканцами или поляками. Оставаясь на окраинах городов, они создавали закрытую экономическую среду, откуда не было шанса выбраться. В то время как советская диаспора создала самое настоящее общество внутри общества, эмигранты первой волны не обладали столь сильным чувством общности. Они были раскиданы по всей стране и в одиночестве искали своё счастье. Для белых эмигрантов не было «гавани», подобной Брайтон-Бич. Кроме того, члены первой волны редко испытывали нужду: большая их часть происходила из благородных и состоятельных родов.

Подводя итог изложенному выше, можно предположить, что различия между белыми и красными эмигрантами были прямым следствием социального неравенства. К тому же белые эмигранты не уживались с советскими: первые считали их некультурными варварами, говорящими на «новом» русском языке (после крупных реформ советского правительства), имеющих мало общего с традиционной русской культурой и религией.

Между тем, русские эмигранты из Империи превосходно интегрировались в американское общество, всегда сохраняя свои религиозные, а часто — и политические взгляды, в то время как советские граждане никогда не имели по-настоящему насыщенной общественной жизни за пределами их окружения, состоявшего из таких же, как и они.

До сегодняшнего дня Брайтон-Бич остаётся проблемным районом, наводнённым преступностью — но также и центром русской культуры в США. У белой эмиграции такого центра не было, тем не менее, она оказала серьёзное влияние на Америку. По моему мнению, первая волна русской эмиграции в начале XX столетия была абсолютно уникальным явлением: русская элита продвинула американскую культуру вперёд, оставаясь верной своим идеалам. Советская же волна до сих пор не иссякла: после полного открытия границ между Россией и Америкой сохраняется существенный поток переселений. Это явление массовой эмиграции не похоже на остальные и выделяется лишь родиной эмигрантов.