Новости из бурной языковой среды России не очень хорошие. Конфликт Татарстана с федеральным центром закончился если не ничем, то скорее в пользу казанских властей. Вот в каком свете видит происходящее с русским языком и языками нацменьшинств первый зампред Духовного управления мусульман РФ Дамир Ваисович Мухетдинов. Как представитель коллективного мнения последователей ислама в России, он выразил недоумение обязательным преподаванием русского языка во всей стране:
Когда внимательно слушаешь Владимира Путина, других чиновников, говорится, что обучение русскому языку обязательно. Мне это непонятно. Почему во всей Российской Федерации обучение русскому языку должно быть обязательно? Российская Федерация — это не русское государство, она федерация. Там все языки равноправны — как у малочисленных, так и многочисленных народов.
Очень чётко было подмечено Дамиром Ваисовичем, что Ресурсная Федерация — не русское государство. У нас все языки равноправны, но какие-то равноправнее других. Русский, к примеру, наименее равноправный, а значит и учить его всем 144 миллионам россиян совсем не обязательно. То ли дело татарский! Как сообщают источники в Кремле, достигнут консенсус между элитами Татарстана и федеральным центром в вопросе обязательного изучения татарского языка. В конце концов, обе стороны перешли к взаимным уступкам: татарский будет изучаться как государственный (sic!) язык на обязательной основе с первого по девятый класс в течение двух часов в неделю. Россиянская власть, одним незначительным движением вызвав всплеск активности среди русскоязычного населения Татарстана («Господи, наконец-то нас услышали! Наконец-то защитят!»), элегантно кинула доверчивых русских. Опять. К чему были тогда все эти проверки школ Генпрокуратурой на предмет добровольности изучения татарского и разговоры о необходимости выбора в изучении «родного языка»? А ни к чему. Не твое дело.
Вывод из этой ситуации последовал для российских властей ровно один: называть русский язык «родным» — самое настоящее оскорбление для тех, кто его таковым не считает. Поэтому уже к первому декабря в школах Урала и, в частности, Екатеринбурга появятся два новых предмета — государственный русский язык и родной русский язык. Чтобы вы понимали, учебники и страницы останутся те же самые, но часы и сами предметы будут разными для клятых русских и для дорогих нацменьшинств. Завуч одной из школ Екатеринбурга:
Мы пока в прострации. Раньше говорилось, что подобное будет только в национальных республиках. Все мы знаем, какие страсти из-за языка кипят в Татарии и Башкирии, где принудительно заставляют всех детей изучать национальные языки, но теперь в обязательном порядке это распространили и на нас.
И всё бы ничего, но отказывающихся изучать татарский язык русских в Казани за это наказывают, даже если им всего десять лет. В казанской школе №150 учеников обязали покидать школу на время уроков татарского, если их родители отказались подписывать соглашение на включение национального языка в план учёбы. Родителям детей приходится кооперироваться, чтобы в середине дня вывести ватагу младшеклассников на прогулку длиной в 45 минут. С подачи федерального центра в Казани не будет ни одного учебного заведения, которое отказалось бы от изучения татарского полностью, и директор школы №150 об этом прекрасно знает. Директор казанской школы №150:
Ни одна из школ не выбрала учебный «план № 1», который полностью исключает изучение татарского языка. Если вы найдете какую-то другую школу с первым учебным планом, можете перейти. Ну, идите в ту школу, где нет родного языка.
К чему мы ведём? Не первый год мы говорили на «Спутнике», что национальные республики — зародыши независимых государств. Нам всегда отвечали: да что вы, у них же суверенитет для смеха, его фактически нет. Начинается всё, конечно, с языка: скоро и в Чечне, и в Ингушетии, и в Дагестане изучение так называемых национальных языков станет обязательным для всех, а через какое-то время перестанет быть обязательным изучение русского. Свой президент, свои законы, своя «культура» — в общем, сплошная Федерация. А началось всё с того, что «все языки равноправны». Так и будут лет через двадцать князья Мухетдиновы управлять удельным княжеством Татарским.
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.