2 февраля 1930 года началась активная фаза раскулачивания. В этот день издается приказ ОГПУ № 44/21, в котором объявляется о начале мероприятий против кулаков, а также происходит разбивка кулаков на несколько категорий, в зависимости от их опасности для мирового социализма.
Приказ гласил:
Мероприятия ОГПУ должны развернуться по двум основным линиям:
1) Немедленная ликвидация контрреволюционного кулацкого актива, особенно кадров действующих контрреволюционных и повстанческих организаций, группировок и наиболее злостных, махровых одиночек. (Первая категория).
2) Массовое выселение (в первую очередь из районов сплошной коллективизации и погранполосы) наиболее богатых кулаков (бывших помещиков, полупомещиков, местных кулацких авторитетов и всего кулацкого кадра, из которых формируется контрреволюционный актив, кулацкого антисоветского актива, церковников и сектантов) и их семейств в отдаленные северные районы СССР и конфискация их имущества. (Вторая категория).
В первую очередь удар должен быть нанесен по активно действующим кулацким элементам первой категории:
1) Кулаки — наиболее махровые и активные, противодействующие и срывающие мероприятия партии и власти по социалистической реконструкции хозяйства. Кулаки, бегущие из районов постоянного жительства и уходящие в подполье, особенно блокирующиеся с активными белогвардейцами и бандитами.
2) Кулаки — активные белогвардейцы, повстанцы, бывшие бандиты; бывшие белые офицеры, репатрианты, бывшие активные каратели и др., проявляющие сейчас контрреволюционную активность, особенно организованного порядка.
3) Кулаки — активные члены церковных советов, всякого рода религиозных, сектантских общин и групп, активно проявляющие себя.
4) Кулаки — наиболее богатые, ростовщики, спекулянты, разрушающие свои хозяйства, бывшие помещики и крупные земельные собственники.
Уже через несколько дней после выхода приказа начались преследования новых врагов советской власти. Само по себе раскулачивание преследовало сразу три цели. Во-первых, кулаки были объявлены врагами не потому, что они были какими-то активными антисоветчиками или контрреволюционерами, а потому, что ни один из них добровольно в колхоз бы не пошел. Это крестьянину, у которого нет совсем ничего, все едино: что самому по себе, что в колхозе. А вот более-менее имевшие собственность крестьяне, разумеется, не горели желанием потерять ее просто так. Кулак был крупнейшим производителем на селе и естественным конкурентом колхозов. Собственно, именно в этом и заключалась его вина. Когда современные блогеры пишут что-то про мироедов, разорявших деревни, им можно смело хохотать в лицо, ибо они не понимают вообще ничего. Дореволюционный кулак и советский — это совершенно разные явления.
Второй смысл раскулачивания — это перенесение Гражданской войны в деревню. В годы первой Гражданской войны деревня по сути не была затронута войной и никаких новых отношений там не возникло. Весь смысл ранней сталинской политики заключался в том, чтобы натравить одну часть населения на другую и за счет этого сломить сопротивление коллективизации. Поэтому страсти абсолютно сознательно разжигались сверху, крестьян буквально науськивали друг на друга до той поры, пока в селе не началась война. А коллективизация и была настоящей войной, пусть без армий, но зато с жертвами со всех сторон, распоротыми вилами комсомольцами, активистами и убитыми мужиками.
Третья цель раскулачивания — дармовой труд на стройках. Тогда активно разворачивалась индустриализация, требовались рабочие руки, и многие выселяемые, особенно молодежь, сбегали от чекистов из спецпоселений или по пути. Далеко не всегда их активно искали. Чтобы прокормиться, эти люди нанимались на всевозможные стройки за самые низкие расценки и в целом удешевляли и без того дешевый советский труд.
Четких критериев, кого считать кулаками, не давалось. В этом тоже был сознательный расчет на творчество актива, что способствовало разжиганию противостояния — не редкостью были случаи, когда людей раскулачивали на отношении личного неприязненного отношения.
Всего раскулачиванию подверглось порядка 4 миллионов человек. Из них около полутора миллионов были лишены своего имущества, но не были вывезены на север (относительно мягкий вариант, когда грабят, но не бьют). Порядка 2,5 миллионов ограбили и побили, то есть не только лишили всего имущества, но и вывезли на север, в необжитые местности. Сколько из них погибло в результате раскулачивания — трудно сказать, порой людей высаживали в чистом поле, из-за неустроенности и скученности смертность была зашкаливающей.
Активная фаза раскулачивания проводилась около полутора лет. Затем решения о высылке принимались уже в индивидуальном порядке и были свернуты к середине 30-х.Тогда же спецпоселенцам-кулакам разрешили добиваться восстановления гражданских прав в индивидуальном порядке. Кулацкие спецпоселения с массой ограничений для их жителей просуществовали до самой смерти Сталина и были отменены только в 1954 году. И только в 1991 году раскулаченные были приравнены к жертвам политических репрессий и получили право хотя бы на какие-то льготы и послабления.
Русским потом и русской кровью: борьба красной мрази с памятью о раскулаченных и спецпоселенцах
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.