5 февраля 1965 года умер Анастасий Вонсяцкий, один из лидеров русского фашизма в межвоенные годы, непримиримый антикоммунист и офицер Белой армии.
Анастасий родился в Варшаве в 1898 году, однако позднее его семья переехала в Радом, где его отец получил пост начальника губернского жандармского управления. Хотя среди предков Вонсяцкого были и поляки, они придерживались прорусской ориентации. В 1908 году 10-летний Анастасий уехал в Москву в кадетский корпус. Через два года его отец погиб — был убит польскими революционными террористами, которые застрелили его прямо на рабочем месте, после чего покончили с собой.
Незадолго до революции Вонсяцкий окончил кадетский корпус и поступил на учебу в весьма престижное учебное заведение — Николаевское кавалерийское училище, попасть в которое было очень трудно, требовалось быть в числе лучших выпускников кадетских корпусов.
Однако окончить учебу Вонсяцкий не успел. Началась революция, и вместо положенных двух лет он отучился всего год. После прихода к власти большевиков в связи с форс-мажорными обстоятельствами курсанты были выпущены досрочно.
Как и многие другие юнкера-идеалисты, Вонсяцкий поехал на Дон, где собирались противники новой власти. В декабре 1917 года он был зачислен в 1-й кавалерийский дивизион Гершельмана — одно из самых первых добровольческих подразделений и первый кавалерийский отряд будущей армии. Численность дивизиона на тот момент составляла менее 150 человек.
В дальнейшем он сменил несколько кавалерийских подразделений, дослужился до чина капитана и пробыл в строю до конца 1919 года, когда заболел тифом. Тогда же он женился на женщине-еврейке, которая помогла ему. Позднее, когда Вонсяцкий женился на американской миллионерше, она предъявила ему иск, требуя компенсации ущерба и выплаты алиментов. Однако Вонсяцкий через церковь сумел добиться признания брака недействительным, утверждая, что женился только ради того, чтобы помочь девушке эмигрировать из Крыма, а брак не может быть действительным, поскольку невеста не поменяла религию и скрыла ее (по действовавшим до революции законам иудеи и христиане не могли жениться, если, конечно, иудей не принимал\принимала христианство).
Эвакуировавшись в 1920 году, Вонсяцкий оставил жену и уехал в Париж, где познакомился с американской веселой миллионершей, дочерью магната Нормана Рима (на момент смерти был 25-м богатейшим американцем). Вонсяцкий перебрался за океан, женился и стал одним из наиболее хорошо устроившихся русских эмигрантов. По этой причине он стал заметной фигурой, к нему даже наведывались великие князья, например, Александр Михайлович.
Разумеется, все эмигрантские организации пытались заманить к себе богатенького Вонсяцкого. Некоторое время он состоял в знаменитом Братстве русской правды. И не только состоял, но и давал организации довольно внушительные сумы. Он также имел неплохие отношения с главой РОВС Кутеповым.
Устав от эмигрантских дрязг, Вонсяцкий решил создать свое движение, благо, средства позволяли. Так появилась Всероссийская фашистская организация, лидером которой он стал. Вонсяцкий поначалу был весьма активен, вербовал эмигрантов по всему свету, пытался договориться с лидером русских фашистов в Маньчжурии Родзаевским.
Хотя гимн организации был слизан с нацистского «Хорста Весселя», а активисты носили на рукавах свастики, в идеологическом и всех прочих отношениях ВФО была гораздо ближе к итальянскому муссолиниевскому фашизму, чем к немецкому национал-социализму (например, Вонсяцкий был весьма равнодушен к евреям). Понятно, что для советского человека разницы никакой, но на самом деле она была. Вонсяцкий любил эффектные театральные жесты в духе Муссолини и даже лично исполнил гимн партии, записав его на пластинку.
Он пытался создать единое фашистское движение, объединившись с дальневосточными фашистами. И на несколько лет это объединение даже удалось организовать. Однако в конце концов их союз распался. Родзаевский вынужден был действовать с оглядкой на японцев, тогда как Вонсяцкий не был стеснен в средствах и не слишком интересовал американцев, поэтому мог действовать относительно самостоятельно.
Некоторое время Вонсяцкий пытался скооперироваться с Немецко-американским союзом, который выступал за американский изоляционизм и хорошие отношения с рейхом. Фашисты даже приходили на митинги, организовываемые союзом.
В конце концов эти связи закончились тем, что у Вонсяцого начались проблемы с законом. После вступения американцев в войну они начали методично сажать всех, кто был замечен в более-менее тесных связях с японцами или немцами. По сути предъявить Вонсяцкому было нечего, за исключением контактов с гражданами и организациями враждебных государств. Но во время войны и этого было достаточно. Он получил 5 лет лишения свободы.
Однако через 3,5 года его освободили. И даже передумали лишать гражданства, хотя и пытались. Началась Холодная война, и Вонсяцкий теоретически мог быть интересен американским спецслужбам, но после освобождения он больше не занимался политикой, совершенно потеряв к ней интерес.
Вместо этого он писал статьи в эмигрантские газеты, написал книгу, а также открыл в своем городе музей императора Николая II. 5 февраля 1965 года Анастасий Вонсяцкий умер от коронарного тромбоза в возрасте 66 лет.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг
Поддержите «Спутник и Погром» покупкой подписки (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким! У нас нет и никогда не было никаких других спонсоров кроме вас — наших читателей.