В обзорах происходящего на Украине анализ стратегии окончательно уступил место описанию тактики. Считается, что происходящее настолько захватывающе и непредсказуемо, что строить какие-то прогнозы на будущее слишком рискованно. Аналитики и остерегаются сесть в лужу.
Мы решили исправить это недоразумение и посвятили все последние два дня анализу происходящего и попыткам понять, чего ожидать в будущем. И вот теперь мы имеем возможность поделиться с читателями нашей версией будущего Украины.
Вынуждены заранее предупредить — наша версия будущего выглядит на первый взгляд исключительно неправдоподобной и невозможной. Почти такой же невозможной, как принятие закона о запрете ношения на Украине формы, «похожей на военную», голосами двух глав фракций, принятыми спикером Рады за 235 голосов сразу. Не будем спорить. В любом случае, нас рассудят ближайшие полгода.
Во-первых, принятые законы — это «коза». Как в анекдоте про еврея, который был недоволен условиями жизни, и поэтому раввин посоветовал ему завести в доме козу. После этого жизнь еврея ухудшилась до полной невыносимости и раввин посоветовал ему продать козу. И еврей начал от всей души наслаждаться жизнью без козы.
Другими словами, принятые законы содержат в себе настолько грандиозное преувеличение необходимых Януковичу пунктов, что становится очевидно, что они приняты для того, чтобы иметь определенный запас для будущей либерализации. Так что через какое-то время власть пойдет на диалог с общественностью и с бизнесом. Прислушается к мобильным операторам и отменит требование покупки сим-карт по паспортам, отменит запрет автоколонн и что-нибудь еще.
Однако, важная ремарка. Принятые законы можно условно разделить на «антимайданные» и «коммунистические». И коммунистические законы — это те законы, которые нужны не Януковичу, а коммунистам: законы про «дедывоевали» и про «экстремизм». Именно наличием этих законов в пакете Янукович купил лояльность коммунистов. Поэтому на либерализацию всего остального Янукович может со временем пойти, а на отмену ответственности за отрицание преступлений фашизма и на отмену ответственности за экстремизм он пойти не может. Это не его законы, это законы Компартии.
Зачем эти законы Компартии — очевидно. Это их электоральный прорыв и та дубина, которой они начнут гонять «Свободу», чтобы приобрести себе имидж сталинских соколов к выборам. «Голосуйте за нас, луганчане, ведь это мы запретили во Львове улицу Бандеры!». Этими законами Компартия Украины купила себе еще 10 лет жизни.
Но, несмотря на то, что мы сказали выше про грядущую либерализацию, пока что неясно, когда именно её ждать и каким именно путем она будет происходить. Во многом это зависит от завтрашнего дня, когда в воскресенье, 19 января, в 12 часов на Майдане неизбежно соберется огромное количество людей.
От того, как именно поведут себя эти люди, зависит и реакция властей. Если нас ожидает привычный митинг «мы здесь власть», «Янукович пидарешт» и прочие нестрашные формы мирного протеста, это значит, что власть победила всухую. В этом случае законы будут отменяться долго и мучительно, производя впечатление медленного стягивания скотча с волос — так же больно, смешно и одновременно страшно дернуть изо всех сил, чтобы прекратить это унижение.
Сценарий медленной отмены законов — это принятие «законов на законы», новых поправок к законопроектам, отменяющим старые поправки. Все это согласно всех парламентских процедур и проволочек, с затяжкой на три месяца. То есть, с трибуны Янукович будет говорить о своей готовности идти на демократизацию, но ни в коем случае не выходя за рамки правового поля. А тем временем на улицах и в подворотнях милиция будет планомерно имплементировать принятые законы, вязать самых буйных активистов, быстро проводить дела через суд, паять огромные штрафы и так далее. В рамках правового поля, разумеется.
Сценарий быстрого отката, возможный в том случае, если завтрашнему Майдану удастся показать Януковичу нечто неожиданное (захватить Раду?), убедив его в необходимости быстрых изменений, еще проще. Находятся два десятка депутатов из Партии Регионов, которые торжественно заявляют, что ничего не голосовали, потому что были в туалете, а значит, засчитанные за них голоса нелегитимны. А значит, вопрос к главе счетной комиссии парламента, господину Олийныку, которого на этой планете, кажется, не любит уже вообще никто, и которого можно смело сливать. Удобное узкое место принятых законов — слейте одного Олийныка — и их нет. Вице-спикер Калетник говорит: «Как же так, меня обманули, мне сказали, что 235 голосов есть, я не мог не поверить главе Счетной комиссии». Спикер Рады Рыбак говорит: «А меня вообще оппозиция в приемной заблокировала, я к этому отношения не имею. Мне принесли потом на подпись — я подписал». Янукович говорит: «Мы обязательно должны разобраться. Организуем специальную комиссию для расследования сложившейся непростой ситуации», Олейник теряет свой пост, быстро забывается в круговерти дней, и, медленно вращаясь, спускается на дно украинской истории, где его ждут прочие спитые чаинки — Кравчук, Мороз, Витренко.
Тягнибоку в свете принятых коммунистических законов осталось всего два сценария, позволяющие ему не потерять партию и электорат. Первый: организовать в течение ближайшей недели резкую эскалацию украинского национального насилия в Киеве, завербовать под свое крыло весь антисовковый резерв. Выйти в антиленинский джихад прямо из столицы. Быстро. Прямо сейчас. Второй сценарий — уйти в горы. Вернуться на Западную Украину и поднимать там свой «Имарат Львов», организовывать бригады «мучеников Аль-Фарион», гуляющие с оружием вокруг газовой трубы, и формировать из Западной Украины собственное государство в государстве, объявив эти регионы Украиной без Януковича.
Описанные два сценария не взаимоисключающие, Тягнибок может попробовать реализовать их по очереди. Если Тягнибок на это не пойдет, то снос памятника Ленину так и останется вершиной его политической карьеры.
А теперь давайте перейдем к главному. Подумаем о том, зачем Янукович пошел на то, на что пошел, и как он планирует свою дальнейшую жизнь в свете случившегося.
Итак, давайте понимать, что Янукович поменял свои политические мозги. Если раньше мозгами Януковича был Левочкин, человек, близкий к логике пиара и джиара, к логике кулуарных договоренностей с ключевыми спикерами и действиями за счет манипуляции общественным мнением, то с декабря Левочкин покинул свой пост в изголовье Януковича. Вплоть до того, что вчера Янукович наконец-то уволил Левочкина с поста главы Администрации Президента, вместе с еще целым рядом ключевых левочкинских персонажей.
Сейчас политическими мозгами Януковича стал Виктор Медведчук, откровенная, не скрывающая своей лояльности марионетка Кремля, кум и друг Путина, именно он сейчас стоит за спиной Януковича с удавкой из кремлевских миллиардов. Медведчук бездарнейший человек в вопросах пиара и обращения с народными массами, но Медведчук, если повар нам не врет, довольно талантливый юрист. Отсюда и смена стратегии Януковича с позиции «давайте договоримся, давайте подкупим» на стратегию «давайте примем закон». Левочкину хватало имеющихся законов. Медведчук будет принимать новые законы под каждый чих (российские читатели могут самостоятельно провести аналогии с замено Суркова на Володина). Потому что такая уж его планида — законы и референдумы.
Однако кто бы ни был мозгами Януковича, сам Янукович хочет одного, и только одного — сохранения власти. Он хочет быть президентом, желательно вечно.
А события последних двух месяцев провернули его рейтинг через такую мясорубку, что теперь серьезно говорить о том, что Виктор Федорович может победить на выборах, с любыми фальсификациями и подкупом, уже не приходится. Вершина мечтаний, о которой можно говорить в случае, если все будет идти своим путем и выборы пройдут по расписанию в 2015 году, это 25% в первом туре и феерический проигрыш Виталию Кличко во втором туре.
А значит, уважаемые господа, на Украине не будет выборов Президента в 2015 году. Простите, если мы кого-то разочаровали.
Что же может быть вместо выборов Президента? Мы долго думали, какой сценарий может предложить Януковичу Медведчук. Хотя на самом деле долго думать тут не о чем, в основном мы пытались опровергнуть единственный очевидный сценарий развязки, и не смогли этого сделать.
А сценарий простой. Медведчук будет предлагать Януковичу референдум и конституционную реформу.
Речь будет идти о том, что парламент своим принятием идиотских «законов 16-го января» не оправдал доверия украинцев, и имеющиеся депутаты 7-го созыва не представляют интересы народа. Речь будет идти о том, что сама идея партийных списков привела к тому, что во власть зашли мутные, никому не знакомые люди, которые открыты для манипуляций, зависимы от партийной структуры, и 16-е число это ярко показало. Речь пойдет о том, что партийные списки пора отменять как класс, а одновременно с этим нужно проводить перевыборы в Парламент, исключительно по мажоритарной системе.
И, кроме того, речь будет идти о том, что Президент в текущей схеме реально не подотчетен никому. Что его ответственность перед всем народом сразу — это ответственность ни перед кем, что такая ситуация позволила ему узурпировать как исполнительную, так и законодательную власть, и Рада превратилась в его послушную марионетку. Что такую ситуацию пора ломать.
Как ломать? Готовьтесь к неожиданному выводу. Wait for it… Waaiit for iit… Выборы Президента Парламентом!
Таким образом, речь пойдет о том, что конкретные представители региона, выражающие интересы конкретных избирателей, будут вправе требовать отчет от Президента о его действиях. Плюс всякая процедурная мелочевка — возможность вызывать Президента в Парламент в любой момент, возможность смещать Президента в ряде каких-нибудь вопиющих случаев и такое прочее.
Такая идея, если её долго и красиво правильно подавать народу в ходе рекламной кампании, может быть подана на референдум, и такой референдум имеет все шансы пройти (а если не пройдет, то его результаты фальсифицировать не сложнее, чем любые результаты выборов).
Что это означает в реальности? В реальности это означает, что все партии, кроме кое-где коммунистов, кое-где «Свободы» и повсеместно во всех остальных местах Партии Регионов, теряют свои позиции. Потому что у коммунистов есть несколько своих известных личностей, у «Свободы» тоже есть несколько человек и в целом вся Западная Украина для экспериментов, а у Партии Регионов — огромное количество заметных региональных бизнесменов и олигархов районного масштаба, которые с небольшими усилиями успешно проходят выборы. Вышесказанное убедительно доказали тестовые довыборы всего пару недель назад. Причем олигархи районного масштаба — это обычно подставные лица гораздо более крупного бизнеса регионалов, то есть, люди полностью контролируемые, с крупным крючком Ахметова или Януковича, продетым через свой кошелек. И неважно, какова их партийная принадлежность. В этой схеме можно вообще попрощаться с Партией Регионов, как дискредитировавшей себя, и пустить всех тех же самых её представителей, как «савэршэнно» беспартийных. Потому что выборы по мажоритарной системе — это на Украине всегда выборы путем непрямого подкупа избирателей. Кто гуще округ гречкой засеял, тот и победил.
Эти милые ребята проходят в парламент, получают там решительное большинство и Украина мгновенно превращается в полностью управляемую несколькими ключевыми олигархами и лично Януковичем структуру.
При этом вектор движения страны становится нескрываемо промосковским. Медведчук, миллиарды Кремля, прокладка из новых кредитов для спасения неизбежно пикирующей экономики. Путин получает послушную страну, защищающую кремлевские интересы. Янукович получает рычаги управления. Олигархи через своих депутатов получают возможность договариваться с Януковичем и гарантии неприкосновенности своих активов. Оппозиция получает целый регион на откуп и резвится там, как хочет. Коммунисты получают второе дыхание. Оцените, как говорится, красоту игры.
Есть, правда, еще один сценарий, даже более изящный, чем описанный. Проблема вышеизложенного сценария в том, что народному депутату никто на Украине уже давно не верит. Сама идея выборов каких-то неблизких тебе людей постепенно исчерпывает себя. Народ хочет более прозрачных и отчетливых рычагов. Более демократических институтов.
Поэтому если бы у Медведчука или Януковича было чувство юмора, они могли бы сыграть еще красивее — заявить о кризисе демократии в Украине и необходимости перехода на более честную и прозрачную структуру выборов. И предложить народу представительскую демократию, кальку с американской системы выборщиков.
То есть, мы всем домом голосуем за того, кто будет нашим выборщиком. Потом эти выборщики всем районом голосуют за своего представителя. Потом определяются представители от города, и уже они голосуют за нового Президента. Звеньев в этой цепи выборщиков может быть два, как в США, а может быть сколько угодно. Схема прозрачная, как алмаз, и проверенная годами американской демократии, против которой никому в мире открывать рот неуместно. Мировому сообществу будет нечего возразить на такой финт. Да, к американской системе куча претензий у мирового сообщества. Ну так сначала добейтесь её отмены в США. А если не получается — то, что хорошо для США, сойдет и для Украины. И все аргументы противников такой стратегии будут натыкаться на логичное «обращайтесь с вашей критикой в Вашингтон, округ Колумбия».
Очевидно, что применение системы выборщиков будет очень одноразовым, потому что «казус Гора» (народ хотел голосовать за одного кандидата, направил для этого выборщиков, а они дружно проголосовали за другого кандидата) будет наблюдаться повсеместно, и с применением этой системы Президент наберет для себя ровно столько голосов, сколько выборщиков захочет купить. Но четыре года таким образом Янукович сможет себе купить вполне легитимно, после чего у него будет куча времени для того, чтобы придумывать новый механизм.
Такие дела, господа. Готовимся к отмене президентских выборов, готовимся к референдуму, готовимся к входу в Таможенный Союз.
Что это означает для добрых русских людей? Как ни странно, но происходящее очень хорошо для добрых русских людей. Активизация совков и гуцулов, переход конфликта между ними в активную фазу означает, что они регулярно будут «открываться». Это означает, что и те и другие будут время от времени терять сторонников. Идеологическая война хороша тем, что открывает слабые стороны идеологии противников. А значит, сейчас золотое время для организации третьей идеологической силы — низовых русских структур. На базисе любой активности — спортивного клуба, библиотеки, музыкального кружка, автомойки, неважно. Каждый русский должен завербовать соседа, заставить его вспомнить о том, что русским быть приятно.
Поздно говорить, что близится наше время. Наше время не просто близится — оно стремительной тенью проносится мимо нас, и у нас есть доли секунды для того, чтобы оседлать его и взлететь вверх. Через минуту уже будет поздно.