14 мая 1832 года в России появились профессиональные адвокаты. Вышедший в этот день указ превращал присяжных стряпчих в организованную и профессиональную структуру, ставшую предтечей современных адвокатов.
Формально подобие адвокатов в России существовало задолго до этого указа. Сначала похожую функцию выполняли наемные поверенные, позднее преобразовавшиеся в стряпчих. Однако их еще нельзя было назвать адвокатами в современном смысле этого слова. Это были люди, участвовавшие в судебных процессах в качестве представителей одной из сторон. Но помимо этого они имели и другие функции. Например, в екатерининскую эпоху стряпчие также являлись помощниками прокурора. Никакого контроля за ними не существовало, как не было и каких-либо требований к уровню их образования.
Главным препятствием к появлению адвокатов был тот факт, что суд в прежней России не был состязательным. Суд выглядел следующим образом: после преступления следствием занималась полиция, которая собирала улики, опрашивала свидетелей и составляла письменный отчет, который и уходил в суд. Эта выписка проверялась судьями, которые по ней знакомились с делом. Наконец, в суд приходил обвиняемый, которому задавали несколько вопросов. После этого суд оценивал, достаточны ли эти улики для вынесения обвинительного приговора или нет. Подход был чисто формальный, если каких-то улик не хватало для уверенного обвинения (а в большинстве случаев так и было), подсудимого не признавали виновным.
Со стороны это может быть похоже на сталинские тройки, которые выносили приговоры по «альбомам», но на самом деле это обманчивое впечатление. Хотя бы потому, что не более 12% судебных приговоров были обвинительными. В большинстве случаев полиция не находила достаточного количества улик, а любой недостаток трактовался судом в пользу обвиняемого. Однако в России того времени существовало такое явление, как оставление в подозрении. В том случае, если кое-какие улики все же имелись против обвиняемого, но их было недостаточно для уверенного обвинения, приговор оставлял его в подозрении.
Это был весьма специфический статус, очень-очень отдаленно напоминавший современное условное наказание. То есть оставленного в подозрении не подвергали такому наказанию, как виновного, но при этом он не был оправдан. В зависимости от улик, его могли отпустить на все четыре стороны, отдать под полицейский надзор или даже отправить на поселение.
При таком судебном производстве адвокаты были практически не нужны. Той сферой, где они начали активно развиваться, стали торговые споры. В коммерческих судах, разбиравших тяжбы по экономическим вопросам, стали появляться стряпчие, представлявшие интересы той или иной стороны. Именно с коммерческих судов началась профессионализация адвокатского сословия.
В судах, разбиравших торговые споры, выслушивались обе спорящие стороны и присутствовали некоторые элементы состязательности. Поэтому неудивительно, что адвокаты пригодились именно там. В 1832 году их деятельность была систематизирована. Отныне участвовать в разбирательствах по чужим делам имели право только присяжные стряпчие, которые внесены в специальные списки. Чтобы попасть в эти списки, стряпчий должен был подать специальное заявление и предъявить доказательства того, что он обладает необходимым уровнем знаний для участия в подобных делах. Для зачисления в штат стряпчих, существовавший при каждом коммерческом суде, кандидат должен был предъявить свой послужной список или подтвердить образовательный уровень, а кроме того, не иметь никаких нареканий по линии благопристойности. При зачислении в штат при коммерческом суде присяжные стряпчие приносили присягу. Заработную плату за свою работу они не получали, живя только за счет гонораров за ведение дел.
Присяжные стряпчие стали предтечей института присяжных поверенных, которые уже являлись полноценными адвокатами в современном смысле этого слова. Однако их появление затянулось на несколько десятилетий. Только в ходе судебной реформы 1864 года, когда в стране была создана современная независимая судебная система взамен старой и громоздкой, в судах появилась состязательность, а вместе с ней и профессиональные присяжные поверенные.
Подготовка этого материала оплачена подписчиками «Спутника и Погрома».
Купите подписку (клик по счетчику просмотров справа внизу) или подарите ее друзьям и близким!