Свастика на кредитных билетах Временного правительства — дайджест «Спутника и Погрома»

Дайджест «Спутника и Погрома » №26. 21 — 28 января 2013 г. // Этот материал вконтакте

Свастика на кредитных билетах Временного правительства

Глеб Фролов, для «Спутника и Погрома»

П

осле прихода к власти, Временное правительство озаботилось выпуском собственных денег. Денег катастрофически не хватало, а инфляция росла грандиозными масштабами. Крестьяне, привыкшие бумажные деньги хранить в кубышке, после смены власти и быстро прошедшей эйфории от свободы, осознали масштабы роста цен и стали массово тратить сбережения. За весну-осень 1917 рубль обесценился в 4 раза, а к концу года его покупательная способность опустилась до 6-7 копеек к довоенному уровню.

Указом Временного правительства под председательством князя Львова от 26 апреля 1917 года в денежное обращение были введены новые купюры достоинством 250 и 1000 рублей. Эти банкноты украшали символы новой власти — двуглавый орел без царских регалий, «свастика» и «бесконечный узел счастья». На оборотной стороне тысячной купюры было изображено здание Таврического дворца (в котором заседала Государственная дума) в лучах солнца. До этого, 25 марта, этот же образ Государственной думы в лучах солнца был использован при выпуске облигаций государственного «Займа Свободы», используемого на военные нужды.

Достоверно известно, что рисунок обновленного двуглавого орла по заказу Временного правительства выполнил известный художник и иллюстратор Иван Яковлевич Билибин. Создал ли он также весь дизайн банкнот, доподлинно неизвестно. Также существует иллюстрация Билибина, на которой Алеша Попович изображен со «свастикой» на плече, так что этот символ был ему известен и он использовал его ранее.

Правосторонняя «свастика», которая была изображена на банкнотах, является символом благополучия, и, скорее всего, именно в этом значении и была использована. Исследователь Мельникова в своей работе «Твердые деньги» пишет, что «свастика» «как бы гарантировала те жизненные блага, которые обещало Временное правительство».

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона «свастика» названа знаком «с незапамятных времен употребляемым браминистами и буддистами Индии, Китая и Японии..., выражающим собой привет, пожелание благополучия... Усвоив себе этот символ..., под названием „гаммированного креста“ (crux gammata; см. Крест И. Христа), христианство придавало ему значение подобное тому, какое он имел на Востоке, т. е. выражало им ниспослание благодати и спасения.»

«Бесконечный узел счастья» или «мистический узел», также как «свастика», известный символ благополучия в различных культурах. В буддизме, джайнизме и других дхармических религиях он называется «шриваста» и олицетворяет собой единство всего сущего во Вселенной, колесо Сансары, мудрость Будды и прочее. По преданию, «мистический узел» был одним из восьми знаков явившихся на подошвах Будды. В странах центральной Азии «шривасту» изображают буквально на всех предметах. Также подобный узор встречается в орнаментах славян, кельтов и жителей Северной Европы.

Кроме «свастики» и «шривасты», еще одним из восьми священных символов буддизма — «аштамангалы» — является «нандяварта», «большая свастика». Этот символ активно используется современными славянскими язычниками. Например, он изображен на логотипе одежды «Белояр».

Банкноты, кроме всего прочего, были украшены «мендрами» — известными с эпохи неолита ортогональными орнаментами, часто используемыми в Древней Греции, Риме и других культурах.

После Октябрьского переворота большевики продолжали печатать деньги Временного правительства вплоть до сентября 1922 года. Также на основе клише тысячной купюры большевиками были изготовлены клише для пяти- и десятитысячных банкнот.

Чьей идей было разместить на банкнотах эти узоры и символы, точно неизвестно, это мог быть и Билибин, и кто-то другой из Временного правительства. В официальных документах, сопровождавших выпуск новых банкнот, «свастика» описывалась как обычный узор — крест с загнутыми концами. Скорее всего, Временное правительство стремилось поскорее отказаться от символов прошлой власти, неразрывно связанных с православием. Именно православие выполняло пропагандистские и идеологические функции в Российской империи, русская идентичность строилась вокруг него. Революционерам же нужны были новые общечеловеческие символы, а не узко русские. Так как будущая Российская республика должна была стать федерацией различных равноправных народов с разными вероисповеданиями и происхождением, то были выбраны «свастика» и «шриваста», следуя модным в то время теософским представлениям о всемирном единстве без расы, веры, пола и касты. Можно сделать вывод, что Временным правительством «свастика» использовалась как символ равноправия и всемирного братства в противовес традиционному русскому миру сословий и доминирования православия.

Иначе говоря, свастика Временного правительства парадоксальным образом является символом политкорректности и толерантности.

Если вам понравился этот материал, вы можете поблагодарить редакцию
по реквизитам, указанным на странице sputnikipogrom.com/donate

Если вам понравился этот материал, вы можете поблагодарить редакцию
по реквизитам, указанным на странице sputnikipogrom.com/donate