Поруганная честь русского мундира — дайджест «Спутника и Погрома»

Дайджест «Спутника и Погрома » №27. 28 января — 4 февраля 2013 г. // Этот материал вконтакте

Поруганная честь
русского мундира

Андрей Иванов, для «Спутника и Погрома»

В

последнее время много говорят об армии и военной реформе. Но о каком обсуждении строительства Вооружённых Сил РФ может идти речь, если буквально ВСЕ понятия или традиции, характерные для белых армий, имеют в ВС РФ прямо противоположное значение: тут и отсутствие принципиальной разницы между солдатами и офицерами (что лишний раз подчёркивается обращением «товарищ»), и именование медалей «орденами» (советские «ордена» ничем от медалей не отличаются, потому что «орден» — это не значок, а серьёзная организация, предоставляющая своим членам совершенно конкретные материальные и социальные блага), а добровольцев — презрительной кличкой «контрактник» (мол, это не настоящие солдаты, а наёмники, убивающие за деньги). Отдание чести в советской/российской армии давно выродилось в «воинское приветствие», а сержантского и унтерофицерского корпуса в ней не было никогда. Не было никогда у советских военных и самоуправления, ибо за ними надзирали все, кому не лень, начиная от комиссаров-замполитов-психологов и заканчивая «военной» «контрразведкой» тайной полиции и т.д. и т.п.

В общем, продолжать можно долго, но сегодня мне хотелось бы поговорить о такой фундаментальной для любой армии вещи, как военная форма.

Вопреки распространённому мнению, армия — институт не бюрократический. Армия по своей сути предназначена для действий в критических условиях, а потому ей требуются умные, смелые и рисковые люди, способные брать на себя ответственность и вести за собой людей. То есть, такие люди, которые любую бюрократию только разрушают и которых любая бюрократия боится и пытается исторгнуть из себя.

Так вот, чтобы воспитывать и поддерживать нужные качества в людях с одной стороны, и чтобы не разрушить военную иерархию с другой, в ней очень много строится не на писанных законах и распоряжениях, а на массе всякого рода традиций и символических вещей, поддерживающих боевой дух и объединяющих толпу вооруженных мужчин в единое целое. Одной из важнейших вещей здесь как раз является военная форма.

Её роль, как и роль многих других вещей, вросших в фундамент культуры (в данном случае — военной), может не бросаться в глаза: для выросших в данной культуре это «естественно», для выросших в чужой — зачастую «непонятно». Прямо о таких вещах говорят очень редко (в основном во всякого рода специализированных культурологических и социологических исследованиях), но если уж говорят... Попробуйте прочитать и продумать следующий отрывок из американской брошюры столетней давности «Information for Discharged Soldiers of the United States Army (1919)», в которой нескольким миллионам солдат, демобилизованных после Первой мировой, предписывалось обращаться с военной униформой следующим образом:

Униформа

ПРАВОМЕРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УНИФОРМЫ

Раздел 125 Акта Конгресса от 3 июня 1916 (Акт Национальной обороны) разрешает демобилизованным солдатам носить «его униформу на пути от места демобилизации и до его дома в течение трёх месяцев после этой демобилизации».

НЕПРАВОМЕРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УНИФОРМЫ ПОСЛЕ ДЕМОБИЛИЗАЦИИ

В соответствии с разумным толкованием раздела 125 Акта Национальной обороны (39 Stat. 165, 211), офицер или солдат должен проследовать с места своей почётной отставки/демобилизации (honorable discharge) к своему дому за разумное время и по прибытию туда его униформа должна быть снята, т.к. ношение её дольше является незаконным. Ни при каких обстоятельствах нельзя носить униформу больше трёх месяцев, а также излишне удлинять свой путь домой. (Решение Военно-юридической службы ВС США, 9 сентября 1918)

Выдавание себя за военнослужащего и ношение униформы лицами, которым не дано на это право, является праворушением согласно разделу 125 Акта Конгресса от 3 июня 1916. Любой человек, нарушивший положение данного раздела, может быть приговорён к выплате штрафа, не превышающего $300, тюремному заключению, не превышающему 6 месяцев, или обоим видам наказания одновременно.

Униформа Армии, ВМС и Морской пехоты является отличительным признаком этих Видов Вооружённых сил. Вы узнали, что представляют собой данные Виды во время войны. Униформа Вооружённых сил символизирует честь, достоинство и мощь вашей страны в степени, которую превосходит только национальный флаг. Вы должны решительно пресекать любое оскорбление или неуважение, демонстрируемое в отношение флага. Униформа требует того же. Не носите униформу при обстоятельствах, которые могут дискредитировать её или вас самих. НИКОГДА НЕ НОСИТЕ УНИФОРМУ ВО ВРЕМЯ РУЧНОГО (ФИЗИЧЕСКОГО) ТРУДА.

После демобилизации, по закону, вам разрешено носить вашу униформу на пути к вашему дому. Будьте достойны. Гордитесь этим, как вы гордились своей службой. Будьте учтивы. Вы встретите отставных офицеров и солдат, также как и продолжающих служить в Вооружённых силах. Когда вы в униформе, не забывайте отдавать честь, как вы это делали до демобилизации. Честь отдаётся форме и человеком в форме. Отдание чести после отставки является добровольным актом, однако аккуратность и элегантность во время его выполнения выражает ваше уважение к себе, старой организации, которой вы принадлежали, и военной службе в целом. Среди гражданских грациозный воинский салют (отдача чести) вызывает зависть — они этого не могут. Вне зависимости от того, на службе вы или нет, должным образом выполненная отдача чести отличает хорошо подготовленного солдата.

Напоминаю, что все это писалось сто лет назад, когда, в отличие от других европейцев, у американцев не было богатых военных традиций, поэтому многие вещи, понятные европейцам на уровне инстинктов, им приходилось разжёвывать прямым текстом. Веком спустя, правильные и необходимые для любой уважающей себя армии вещи американцы пропагандируют следующим образом:

С чего начинается ролик? С демонстрации национального флага («униформа Вооружённых сил символизирует честь, достоинство и мощь вашей страны в степени, которую превосходит только национальный флаг»). Ну и далее со всеми остановками американским подросткам ненавязчиво объясняются прописные истины: «военная форма это уведомление о зачислении» — да; «это паспорт» — да; «это притягательный символ» — да; «это аттестат» — да; «это секретное рукопожатие» — да; «это больше, чем просто военная форма» — тысячу раз да!

А теперь сравните с тем, что видит русский подросток про российскую армию. Например, как камуфляж российской армии («боевая униформа» в терминологии американцев) давно превратился в стандартную рабочую одежду для низкоквалифицированных и грязных работ (вроде спецовок и цветных жилетов у чернорабочих из Средней Азии). Причём не только в самой армии, но и далеко за её пределами. Или что он ежегодно видит на второе августа, когда тысячи великовозрастных «косплееров» обряжаются в форму элитных Воздушно-десантных войск, бухают, дерутся, купаются в фонтанах и переворачивают урны. Пьяные дегенераты и копающееся в земле пенсионеры, вот кто ассоциируется у современных русских с военной униформой — хотя вообще-то это специальная одежда для людей, занятых убийством других людей.

Как можно требовать уважения к российской армии (а тем более добровольной в ней службы), если эта армия не уважает себя сама и не может заставить своих ветеранов хотя бы соблюдать внешние приличия хотя бы к униформе?

Правильно, никак.

Если вам понравился этот материал, вы можете поблагодарить редакцию
по реквизитам, указанным на странице sputnikipogrom.com/donate

Если вам понравился этот материал, вы можете поблагодарить редакцию
по реквизитам, указанным на странице sputnikipogrom.com/donate