авершим день постов о Российской Империи рубрикой «Полезная книга». Недавно на русский язык был переведен труд Джозефа Брэдли «Общественные организации в царской России: наука, патриотизм и гражданское общество», посвященный гражданскому обществу Империи. Эту книгу вы сможете найти во всех книжных магазинах, для тех, кто читает по-английски, мы даем ссылку на скачивание английского оригинала, а сейчас — несколько отрывков из доклада Брэдли, прочитанного им в Высшей школе экономики в честь выхода русского издания:
«Я закончил двадцать лет назад книгу о миграции крестьянского населения в Москву на рубеже
Но, по моему мнению, в литературе преувеличивается способность и желание царизма подавлять частную инициативу и гражданское общество. В качестве примера такого преувеличения можно взять рассуждения известного российского историка Юрия Афанасьева: „Россия не избежала тоталитаризма ни до, ни после 1917 года. Всемогущее государство подразумевает подданных, лишенных инициативы“. Я считаю, что посредством изучения частных обществ на периферии Европы мы можем рассмотреть развитие гражданского общества как историческое явление, как определенный угол зрения для исторического анализа. Иначе говоря, российский опыт может и должен внести вклад в изучение теории и практики гражданского общества».
«А что вы понимаете под социальной базой гражданского общества?» — спросила докладчика директор ГРАНС-центра ГУ-ВШЭ Ирина Мерсиянова. — Встречали вы такое понятие?" «Часто в теории, — ответил Джозеф Брэдли, — считается самой важной основой гражданского общества частная собственность. В России социальная база не была одинаковой. Вначале такой базой было, безусловно, дворянство. Но мало-помалу социальная база расширялась, появились разночинцы, возник средний класс. И к 1917 году можно говорить о ростках гражданского общества в деревне. Накануне и во время Первой мировой войны очень быстро крестьянами создавались и развивались сельскохозяйственные общества на местах. И, может быть, если бы не было войны и революции, то эта социальная база могла бы расшириться за счет крестьянства. Но когда мы говорим о социальной базе гражданского общества, то стоит обратить внимание и на „врагов“ этого общества. К числу таких „врагов“ следует, прежде всего, отнести Первую мировую войну, во время которой стало труднее развивать гражданское общество. И, конечно, таким „врагом“ была революция вообще, и большевизм, в частности».
Полная версия доклада (обратите особое внимание на дискуссию, когда советские «специалисты» пытаются начать рассказывать усталому американцу про кровавый царизм)
Русскую версию вы можете купить в любом книжном интернет-магазине, просто вбив название в гугль, и курьер доставит книгу вам уже завтра.
На этом мы завершим день Российской Империи в нашем блоге, отдельно отметив, что наши яркие, на грани провокации, тексты имеют в качестве основания АКАДЕМИЧЕСКУЮ литературу (поэтому, в том числе, нам так скучно спорить с набегающими советскими ватниками. Профессор Брэдли неправ, прочитанная вами в журнале «Огонек» статья «Ужасы царизма» права, какой вообще разговор и зачем). Советский цирк нам так печален в том числе потому, что в западной науке его просто не существует, все эти существа с криками про «николашку» чисто российское локальное явление, «накрутили аборигенов».
Пожалуйста, прочтите труд Брэдли.
P.S. А те, кто начали в комментариях поднимать национальную тему, могут прочесть «Империя Романовых и национализм» Миллера, но это тема для отдельного поста. Не бойтесь,
❦
Если вам понравился этот материал, вы можете поблагодарить редакцию
по реквизитам, указанным на странице sputnikipogrom.com/donate
Если вам понравился этот материал, вы можете поблагодарить редакцию
по реквизитам, указанным на странице sputnikipogrom.com/donate