Кому вершки, а кому и корешки: анализ торговли РФ с ЕС и США

Внешнеторговый оборот России составляет около $865 млрд в год, экспорт — примерно 2/3 от этой суммы. В данном материале мы решили подробно рассмотреть, как Россия торгует с двумя сверхдержавами — США и ЕС. Как оказалось, с одним государством мы торгуем неприлично мало, а с другим — невероятно много.

США

К сожалению, товарооборот между Россией и Америкой весьма, значительно меньше тех объёмов, которые он мог бы иметь.

В 2012-м торговля между двумя странами держалась на уровне около $30 млрд. Для США Россия — 20-й торговый партнёр с долей около 1% в общем товарообороте. Для России США значат несколько больше — 3,3%. К слову, товарооборот нашей страны с Турцией и то больше — $34 млрд в год. Более того, товарооборот с США даже сокращается — в 2013-м торговля с США составила уже $27,7 млрд (экспорт из США — $16,5 млрд).

Почти треть всего российского экспорта в США составляет сырьё — точнее, нефть и нефтепродукты (правда, в последние годы эта статья экспорта падает, поскольку в США растут объёмы добычи собственной нефти). Затем идут металлы и металлическая продукция — 26% экспорта. Ещё 22% экспорта даёт химическая продукция. Отдельно стоит сказать и об экспорте драгоценных камней и металлов — в 2012-м их было экспортировано на $761 млн.

Более 60% американских поставок в Россию составляет техника, 16% — продукция химической промышленности, затем идут мясо и пищевые продукты (почти $1 млрд в год), фармацевтическая продукция ($601,5 млн), а также пластмасса и изделия из неё ($526 млн).

Впрочем, для отдельных компаний Россия имеет большое значение. Из 1170 самолётов (общей стоимостью $140 млрд), которые Boeing планирует продать на территории СНГ в течение ближайших 20 лет, большая часть приходится на Россию. Кроме того, Boeing закупает 35% столь необходимого ей титана именно в России. PepsiCo получает 7% доходов в России. Российский авторынок (2,78 млн. машин продано в 2013-м) является вторым по привлекательности в Европе (после Германии с её 2,95 млн. машин в год), Ford и General Motors занимают серьёзную часть этого рынка.

econ01

Нынешняя заморозка в отношениях уже сказывается на делах компаний поменьше — Paulson Manufacturing, делающая предохранительные щитки, не получила ни одного заказа из России за весь апрель, при том, что фирма является крупным поставщиком для посредников, связанных с российским правительством. Например, в прошлом году эта компания продала только российской полиции продукции на $500 тыс. — 10% своего экспорта и 2,5% своей выручки. Louisiana Caviar Co. (продающая, как нетрудно догадаться, икру) за последние несколько месяцев почти полностью прекратила поставки в РФ, потеряв 20% своих доходов. International Chem-Crete Co., производящая средство для покрытия дорог и взлётных полос, ввиду украинских событий почти полностью потеряла российский рынок (20% её выручки), а на таможне уже месяц лежит невостребованная и неоплаченная продукция на сумму $432 тыс. Legacy Companies, продающая в России 1,2 млн. блендеров и соковожималок в год, пока ещё не пострадала от санкций, но менеджмент компании уже беспокоится насчёт возможных последствий.

Несмотря на небольшие объёмы торгового оборота, Америка — однозначно не тот торговый партнёр, которого стоит терять. Американская техника имеет серьёзный спрос в России: легковые автомобили, гражданские самолёты, буровые и землеройные машины, компьютерные аксессуары и оборудование, сельскохозяйственная техника, детали и двигатели, железнодорожное оборудование и т.д. и т.п. — найти не уступающую по качеству замену будет очень сложно. Не стоит забывать и о растущей потребности русского хай-тека заказывать и продавать в США сложные технические приспособления.

Важно помнить о том, что в РФ имеют активы многие из крупных американских компаний: Coca-Cola, ConocoPhillips, Microsoft, McDonald’s, Wrigley, Procter & Gamble, PepsiCo, Philip Morris, Ford, General Motors, Hewlett-Packard, Chevron. Но, в то же время, торговля между РФ и США находится на удручающе низком уровне.

econ02

Между тем, Россия — это большой и интересный рынок, по логике вещей, он должен стать объектом активной экспансии американских экспортёров, но нет. В то же время, США стремительными темпами наращивают экономическое сотрудничество с Европой: в 2013-м торговый оборот между Америкой и ЕС достиг уровня в $787 млрд (в два раза больше, чем в 2000-м), он обеспечивает рабочие места 15 миллионов человек; там же сконцентрировано 50% ВВП, 65% НИОКРов, $5 трлн оптовых продаж и 40% покупательной способности в мире; оба центра силы являются главными источниками инвестиций друг для друга — если сравнивать с Китаем, то, начиная с 2000-го года, Америка вложила в Нидерланды в 14 раз больше, в Британию — в 10 раз больше, и в Ирландию — в 6 раз больше денег, чем в Поднебесную; 168 тысяч студентов из США и ЕС обучаются по обе стороны Атлантики (и это не говоря об 11 миллионах европейских туристов в США — почти половина от общего числа). Сейчас США и ЕС ведут интенсивные переговоры о создании самой крупной зоны свободной торговли в мире, которая может добавить ещё $273 млрд к и без того колоссальному торговому обороту.

Совсем непонятно, почему с таким крупным игроком, как США, Россия торгует меньше, чем с одной только Польшей (товарооборот $27,9 млрд). Уподобиться Карамзину и сказать «Воруют!» будет не вполне честно — коррупция только ЕС приносит убытков на 120 млрд евро в год. Можно обвинить автора в предвзятости, но ведь с маленькой (и довольно кошмарной, стоит признаться) Венесуэлой Штаты торгуют на $55 млрд в год. Коррупция, бедность и нестабильность Мексики не мешали ей иметь торговый оборот с США на уровне $480 млрд в год даже до прихода к власти нынешнего президента-реформатора.

Удивительно, но ни в России, ни в США не существует хоть сколько-нибудь влиятельных лобби-групп за увеличение объёмов торговли между нашими странами, хотя выгода американцев очевидна: «у нас товар, у вас купец». Хотя причина, может быть, заключается в успешной работе «европейского лобби». В новейшей истории РФ можно вспомнить только одну значимую финансово-политическую фигуру, тесно связанную с США (отправил сына учиться в Америку, активно сотрудничал с американцами, был вхож в высшее общество США) — то был Михаил Ходорковский перед тюрьмой. Впрочем, это уже совсем другая история.

econ03

Европейский Союз

С Европой мы наблюдаем совсем другую картину. В 2013-м году товарооборот со странами ЕС вырос на 1,9% и составил $417 млрд, что чуть меньше половины всего торгового оборота РФ.

Страны ЕС обеспечивают 60% иностранных инвестиций в РФ, что составляет почти $290 млрд — сравните с американскими $84 млрд (из которых $70 млрд составляют долгосрочные ценные бумаги). К слову, РФ держит ценных бумаг Казначейства США на $139 млрд.

Крупнейшим европейским торговым партнёром у России неожиданно являются Нидерланды (годовой оборот $76 млрд), затем идёт Германия (почти $75 млрд), затем Италия ($56 млрд), Польша (почти $28 млрд), Британия ($24,6 млрд)  и Франция ($22,2 млрд). В итоге, из 11 главных торговых партнёров РФ 6 — страны ЕС, в сумме они значительно превышают товарооборот с как бы первым торговым партнёром России, КНР ($88,8 млрд).

econ04

Российский экспорт в ЕС составляет $284 млрд в год. К сожалению, почти 80% от него составляют энергоносители (нефть, газ, уголь и т.д.). Другую заметную часть экспорта составляют металлы и изделия из них (7,5%). В то же время, большую часть экспорта ЕС в Россию составляют продукты переработки (в том числе и наших ресурсов) и высокотехнологичной продукции: машины, оборудование и транспортные средства (55%), химическая продукция (31%%), фармацевтическая продукция и продукты питания. В общем, для ЕС Россия — третий торговый партнёр после США и Китая, а для России экспорт в ЕС — это 15% ВВП.

Говоря о торговле между Россией и ЕС, первым делом, конечно, следует вспомнить газ, 24% которого во всех 28 странах блока поставляется из России. Разные страны Европы (и их ближайшие географические союзники) по-разному зависят от РФ: Литва, Эстония, Финляндия и Латвия весь свой газ получают из России; 89% из России получает Болгария, 83% Словакия, 80% Венгрия, по 60% Словения и Австрия, 59%, Чехия получает 57%, Греция 56%, Германия 37%, Италия 29%, по 24% Румыния и Люксембург, 16% Франция, 5% Нидерланды, 0,3% Бельгия. Но газом экономическое сотрудничество не исчерпывается. Для бизнеса конкретных стран Россия чрезвычайно важный рынок.

Вот, например, Германия. Немецкие инвестиции в России составляют 20 млрд евро, 6200 немецких компаний работают в России. В 2013-м экспорт ФРГ в РФ упал на 5%, но у BMW (44,8 тыс. машин продано в России в 2013-м) и Volkswagen (287 тысяч машин было продано у нас в 2013-м) экспорт в Россию увеличился на 22%. Heidelberg, третий производитель цемента в мире, заработал в России и на Украине 500 млн., в обеих странах у компании 21 завод. Deutsche Bank за последние 2 года принял участие во множестве слияний и поглощений российских компаний на общую сумму $74 млрд. Для машиностроительной индустрии Германии Россия является четвёртым по важности рынком (продаж на 8 млрд евро в прошлом году) после Китая, США и Франции. Химическая промышленность тоже получает большую выгоду от экспорта в РФ — в этом направлении она растёт на 14% в год (3,2 млрд евро продаж в 2013-м). Химический концерн BASF извлекает из России только 1,4 млрд евро своих 74-миллиардных продаж, но это не так важно, как то, что значительную часть своего топлива он получает из РФ. Торговая сеть Metro заработала в России 5,3 млрд евро только в прошлом году. Если суммировать все данные по торговле, то экспорт в Россию обеспечивает 300 тысяч рабочих мест. В свою очередь, Россия обеспечивает поставки не менее трети нефти и газа в Германию — что чрезвычайно важно для немецких компаний. Сокращение экономики в России на 8,5% вызовет падение ВВП Германии на 0,5%. Собственно, всего вышеперечисленного достаточно для того, чтобы в Германии было достаточно лоббистских групп вроде Восточного комитета германской экономики, которые в ходе недавнего кризиса упрашивали канцлера Меркель «не раскачивать лодку и подумать о рабочих местах, созданных торговлей с Россией».

Зависимость, как и многое другое, познаётся в сравнении. Увы, но плохо продуманные инициативы путинской РФ по диверсификации торговли провалились. Злополучный Таможенный Союз за весь 2013-й не продемонстрировал никаких особых преимуществ — российский экспорт внутри него снизился на 5,1%, а импорт — на 8,1%, итоговые $21,9 млрд торгового оборота России с Белоруссией и Казахстаном не составляют и 1/5 торгового оборота РФ со всеми странами СНГ ($114,8 млрд). И это одновременно с увеличением импорта (+1,3%) и экспорта (+2,2%) на европейском направлении, в годину кризиса.

chim1

Если посмотреть на структуру торговли РФ, то в глаза бросается чудовищный «недобор» по части США. Политические разногласия, коррупция и прочее не являются достойным объяснением — Вашингтон прекрасно торгует с менее развитыми и более неприятными режимами. Так дело не пойдёт.

Объёмы торговли с Европой достаточно велики, чтобы можно было считать Россию незаменимым партнёром (с соответствующими политическими бонусами), но структура её внушает серьёзные опасения: более 2/3 нашего экспорта составляет сырьё, а почти весь импорт — продукция куда более высокого уровня. В долгосрочной перспективе это очень плохо, поскольку ставит страну в зависимость от уровня цен на энергоносители — с самыми непредсказуемыми (но неизменно негативными) последствиями.