На прошлой неделе «Sberbank CIB» (бывшая «Тройка Диалог») опубликовало исследование, посвященное экономическим перспективам Украины, Белоруссии и Казахстана. Пути, по которым идут эти три страны, кардинально расходятся. По мнению авторов исследования, это прямое следствие того, как отдельные, пусть даже единичные события существенно влияют на экономики небольших стран. Под этими событиями неявно понимаются нынешние геополитические потрясения. От себя могу добавить еще одну причину: кардинальное различие в подходах к управлению экономикой страны.
Так, Белоруссия оказывается, по сути, главным бенефициаром событий 2014 года. В стране возобновился рост промышленного производства после падения на 4,8% в 2013 году и на 7,1% в январе нынешнего года. Прогноз по промпроизводству на 2014 год — 1,5%, но, скорее всего, итоговый показатель окажется выше. Связано это, во-первых, с российскими санкциями в адрес американских и европейских компаний. Белоруссии, очевидно, выпадает шанс нарастить производство сельскохозяйственной продукции и её экспорт в Россию. В ближайшее время многие аналитики ожидают, что Белоруссия под своей маркировкой начнет экспортировать в Россию запрещенное продовольствие из ЕС. В принципе это вполне в духе Лукашенко. Тем интереснее будет посмотреть, как это повлияет на экономические показатели.
Еще один источник роста белорусской экономики — возобновление экспорта калийных удобрений. Все уже забыли цирк, который А. Лукашенко устроил год назад на фоне проблем между «Уралкалием» и «Беларуськалием». История закончилась некрасиво, и совместная работа белорусской и российской компаний, очевидно, осталась в прошлом, но исход спора всех устроил. «Беларуськалий» начал поставлять свою продукцию на российский рынок, забрав у «Уралкалия» бывшего покупателя в лице «Фосагро». Российская компания, в свою очередь, перекинула товарные потоки на внешние рынки, где цена на калийные удобрения выше.
Страна, правда, до сих пор не может справиться с финансовым кризисом 2011 года. Инфляция по-прежнему измеряется двухзначным числом, правда, белорусский рубль дешевеет по отношению к доллару более скромными темпами: динамика примерно та же, что и у рубля.
Казахстан находится на периферии нынешних геополитических процессов. Нет желания идеализировать, но на фоне соседей по Таможенному союзу экономика Казахстана выглядит образцово-показательной. Здесь нет ни командно-административного кошмара с регулярными вывертами, который устроил в Белоруссии Лукашенко, ни бессмысленно жесткой монетарной и денежной политики, как в России. В начале года Казахстан без лишнего шума и разгона инфляционных процессов девальвировал тенге на 20%, на благо экспортеров.
С другой стороны, страна явно вступает в период снижения темпов экономического роста после бодрого посткризисного восстановления. Причем тормозит Казахстан как раз из-за того, чем пытались прикрыть проблемы российской экономики отечественные власти. Как и любая экспортно-ориентированая страна, Казахстан очень зависим от динамики основных мировых экономик: США, Китая, ЕС и России. Ни в одной из них сейчас не наблюдается даже пусть небольшого, но уверенного роста. Снижают потенциальные темпы роста промпроизводства и проблемы с разработкой Кашаганского нефтяного месторождения, одного из самых богатых и, по всей видимости, самого сложного в мире. Во всяком случае начало добычи на месторождении откладывалось почти восемь лет. А начавшись в конце прошлого года, в нынешнем добыча опять затормозила. Так что главная задача, которую предстоит решить Казахстану в ближайшие годы, — снизить зависимость от сырьевого экспорта. Если наш южный сосед сможет этого добиться, аналитики пророчат ему стандартные темпы роста в 5-6% на протяжении ближайшего десятилетия.
Украина — отдельный разговор. Исследование «Sberbank CIB» не сообщает о ее экономических перспективах ничего нового: падение ВВП в 2013 году — 7%, инфляция — 19%, дефицит бюджета — 7% ВВП. Вообще о причинах экономических проблем на Украине «Спутник и Погром» писал не раз. Интересно другое. По большому счету в общих, грубых чертах экономика Украины очень похожа на российскую. Судите сами: источник экономического роста в докризисные времена — экспорт и потребительский спрос, подогретый кредитованием. Причина непомерного раздувания бюджетных расходов — патерналистская идеология власти и желание всеми правдами и неправдами сохранить лояльность электората. Коррупция, система распилов, давление на частный бизнес — запредельно высоки и у них, и у нас. Другое дело, что все проблемы на Украине оказываются в разы масштабнее. У России есть проблема с дефицитным Пенсионным фондом, но нет такой черной дыры для бюджета, как «Нафтогаз». Кредитный бум привел к проблемам, которые до сих пор живы в банковской сфере, но темпы прироста ссудных портфелей у украинских банкиров были в два раза выше, чем у российских. Коррупция мешает экономическому развитию, но благодаря путинской вертикали власти в России финансовые потоки и активы концентрируются в более-менее одних руках. На Украине же олигархия, бюрократия и вся остальная элита — это, по сути, центробежные силы. В итоге главная проблема Незалежной домайдановского пошиба — отсутствие хотя бы признаков политической воли у руководства страны, трусость и способность решать все проблемы, только лавируя между Западом и Россией. Примечательно, что эти качества за двадцать пять лет довели страну до состояния, когда уровень жизни рядового украинца в три раза ниже, чем у рядового казаха.
Сейчас экономика Украины зависит по факту только от снисходительности международных кредиторов. Главным условием предоставления финансовой помощи со стороны того же МВФ является проведение ряда реформ, снижающих расходы бюджета и ведущих к тотальной нищете населения. Рецепты МВФ спорны, но другого решения для страны нет ни у кого. Однако едва ли ребята с Майдана ждали именно этого. Так что, учитывая политические традиции украинской власти, вероятность следования пакету стабилизационных мер МВФ находится где-то на уровне статистической погрешности.