Евгений Норин для спецпроекта, посвященного итогам 2015 года
Человек по кличке «Вагнер» — один из самых зловещих персонажей войны за Новороссию, и при этом о нем ничего не известно точно. Его портрет, наверняка искаженный и неполный, приходится составлять по отрывкам новостей и разговорам с участниками конфликта.
Вагнеровцы существуют — это единственное, что можно сказать определенно. Они не городская легенда. Всё остальное относится к области слухов и предположений.
Итак, говорят, что отряд Вагнера — это частная военная компания, набранная из отставников разных ведомств и ветеранов локальных войн. Это многочисленная и профессиональная структура, которая выполняет грязную работу для российского правительства. Командиром ЧВК иногда объявляют Евгения Вагнера, офицера спецназа ВВ, но по сведениям из Новороссии он не имеет никакого отношения к теневому отряду, а «Вагнер» — псевдоним бывшего офицера разведки.
Вагнеровцы начали действовать еще в Крыму. Их группы работали совместно с армейскими частями — разоружали украинскую армию и брали под контроль объекты на территории полуострова. ЧВК идеально подходила для новой гибридной войны — вышколенные бойцы, никак при этом формально не связанные с ВС РФ. После почти бескровного Крыма вагнеровцам быстро нашлась работа в Донбассе. Наемники организовывали повстанческие отряды и усиливали их. Несколько десятков профессиональных наемников не могли переломить ход конфликта, но стали стержнем для множества поначалу неопытных ополченцев. Благодаря этой поддержке повстанцы сумели стремительно дестабилизировать украинские силовые структуры на территории двух областей, парализовать работу местной власти, захватить арсеналы и получить полный контроль над улицей.
Российские официальные лица первое время не врали, утверждая, что в Донбассе нет наших солдат: это были не солдаты, а анонимные наемники из ЧВК.
После окончания горячей фазы конфликта вагнеровцы прославились более мрачными делами. Именно людей Вагнера называют исполнителями волны политических убийств в Луганской республике — расстрелов Ищенко, Мозгового, Беднова и Дремова. Считается, что ЧВК действует в основном в ЛНР, в пользу хозяина республики Плотницкого и тех, кто за ним стоит — но подчиняется, разумеется, не ему. Вагнер делает из Луганской республики марионеточное образование; харизматичные и популярные командиры этому мешали.
ЧВК Вагнера действует и в Сирии. Это логично: российское государство не хочет ввязываться в полноценную наземную операцию, но сирийцам необходимы организационная помощь, поддержка инструкторов и спецназа. К тому же у ЧВК есть еще одно выгодное отличие от армии — можно не бояться протестов солдатских матерей, если наемник погибнет или попадет в плен. Бойцы знают, на что идут, их работа отлично оплачивается. По данным The Wall Strеet Journal, в Сирии недавно погибла группа из девяти контрактников ЧВК.
В последние недели по крайней мере часть вагнеровцев вернулась в ЛДНР.
Какие бы услуги группа Вагнера ни оказала Новороссии в прошлом, сейчас за ней тянется кровавый и грязный след. В интересах политиков, пытающихся превратить непризнанные республики в коррумпированные мафиозные приднестровья, убиты самые популярные и харизматичные народные вожди. «Самое поганое, — заметил по этому поводу один из младших офицеров ВСН, — это то, что мы сражались с ними бок о бок, а теперь ждем от них удара в спину».
В любом случае, появление зловещей русской Blackwater, без официального статуса, без признания государством, окруженной завесой секретности, подчиняющейся непонятно кому и выполняющей самую черную и грязную работу — один из важных признаков постепенного перехода РФ в Дивный Новый Мир.