На украинском валютном рынке полноценный апокалипсис: за доллар дают 28 гривен — это официальный курс Нацбанка Украины. Торги на межбанке сегодня начались с еще более внушительных цифр — 32–33,5 гривен за доллар. В обменниках картина не менее веселая: средний курс покупки — 29,67 гривен, продажи — 33,55 гривен за доллар. Те, кому «повезет» больше других, могут купить американскую валюту и за 39 гривен. Черный рынок цветет и пахнет: на станции метро «Олимпийская» можно купить сто долларов по курсу 40 гривен за доллар. Киевляне по этому поводу делают то, что умеют лучше всего — вчера они собирались под окнами Нацбанка Украины и требовали отправить главу ведомства Валерию Гонтареву в отставку.
Вдохновленная признанием заслуг, госпожа Гонтарева одно за другим вводит жесткие валютные ограничения. В прошлом году регулятор запретил украинцам приобретать валюты на сумму более 3 тысяч гривен в день, что не мешает им успешно добивать гривну, выстраиваясь в очереди к обменным пунктам и банковским отделениям. На днях стало известно, что НБУ самолично будет проверять каждый контракт по предоплате импорта на сумму более 50 тысяч долларов. Ну а сегодня украинским банкам запретили совершать любые операции с валютой по поручению клиентов. Речь фактически идет о закрытии межбанковского валютного рынка — цивилизованным способом купить валюту на Украине на этой неделе будет практически невозможно. Нетрудно представить, как эта новость обрадовала украинских импортеров, которым валюта нужна, чтобы расплатиться за поставленные товары: сделать это они смогут только в понедельник. Неделя просрочки — не так уж и страшно, но очень вероятно, что мораторий НБУ будет продлен. По этому поводу на Нацбанк уже накинулся Арсений Яценюк. «Национальный банк самостоятельно, как всегда, без каких-либо консультаций принял решение о закрытии межбанковского валютного рынка, что точно не добавляет стабильности», — заявил он в Верховной Раде, после чего тут же направился на экстренное совещание к Петру Порошенко.
Особая пикантность ситуации в том, что в отличие от русских украинцы к такому явлению как девальвация не приучены: с самого кризиса 2008 года курс гривны был стабилен и практически не менялся — 8 гривен за доллар, плюс-минус 10–15 копеек. Собственно говоря, в январе 2014 года официальный курс НБУ составлял 7,9 гривен за доллар. Потом украинская валюта начала дешеветь. Психологический рубеж в 10 гривен доллар пробил в конце марта. «Никаких оснований для дестабилизации курса украинской гривны на сегодняшний день нет, — говорил в сентябре 2014-го министр финансов Украины Александр Шлапак. — Я уверен, что курс около 13-13,5 (гривен за доллар — прим. ред.) — это максимальный курс, на котором мы можем абсолютно спокойно держать ситуацию». Удержать, как видим, не удалось, и 2015 год Украина встретила с курсом 15,7 гривен за доллар — обесценение за год почти в два раза. Насколько это болезненно, мы можем судить по собственному опыту. Но на этом беды украинской валюты не закончились: с начала февраля курс гривны обвалился еще почти в два раза.
Не будем подробно рассматривать причины девальвации. Здесь и так все понятно: в стране, где экономика катится в бездну, ключевой промышленный район фактически разрушен, а реальность принимает все более извращенные формы, иначе быть просто не может. Куда интереснее — получится ли остановить это падение в ближайшее время. Судя по всему — нет, раз уж НБУ пошел на то, от чего в самые сложные минуты отказался его российский коллега — валютный контроль. Это явный признак того, что рыночные инструменты для сдерживания девальвации на Украине кончились. И в самом деле — проводить валютные интервенции НБУ попросту не на что: за 2014 год золотовалютные резервы Украины сократились с 20,4 млрд долларов до 7,5 млрд долларов. Ставка Нацбанка по кредитам «overnight» составляет 23% — и это притом, что российские предприниматели воют от ставки нашего ЦБ в 15%. Кстати, ошеломляющее падение гривны началось как раз после того, как НБУ в начале февраля повысил ключевую ставку с 14 до 19,5% годовых. К тому же правительство вынуждает Нацбанк печатать все больше и больше гривен для латания бюджетных дыр — это подстегивает девальвацию посильнее гражданской войны в Донбассе.
В дальнейшем, если гривна будет падать, Нацбанку придется вводить все новые и новые административные ограничения. Из того, что приходит на ум в первую очередь — обязательная продажа валютной выручки экспортерами. Путь этот действенный, но порочный: остановиться сложно, а при первых признаках валютной либерализации девальвация возобновится. В общем, запасаемся попкорном и ждем, когда Нацбанк Украины в лучших традициях СССР будет контролировать любое передвижение валюты внутри страны.
Статьи за мыслепреступления — есть, министерство пропаганды — есть, ограничение выезда из страны — есть, враги народа — есть, а теперь еще и магазины «Березка» возродят. Верным путем идете, товарищи!