6 апреля 1920 года была провозглашена независимая Дальневосточная республика. В отличие от многих других государственных образований времен Гражданской войны, ДВР была провозглашена по инициативе Москвы и также была признана РСФСР в качестве независимого государства.
Главной причиной, которая толкнула большевиков на создание независимого государства, стала японская интервенция. В отличие от потешных английской, французской и американской интервенций, которые ограничились занятием нескольких стратегически важных портов и были проведены крайне незначительными военными силами, японская интервенция на Дальнем Востоке была организована куда лучше. Японцы непосредственно граничили с российскими территориями и им было значительно проще и выгоднее организовать пребывание экспедиционных войск на Дальнем Востоке.
Большевики, опасавшиеся прямого военного конфликта с японцами, решили создать формально независимое буферное государство на дальневосточных землях. 6 апреля 1920 года в Верхнеудинске, недавно занятом красными, была провозглашена Дальневосточная республика. Главой нового государства стал Абрам Краснощек, более известный под псевдонимом Александр Краснощеков.
Краснощек-Краснощеков
Он не так давно вернулся из Америки, где состоял в социалистической партии и стал соратником Троцкого. Однако его взгляды на социализм несколько отличались от большевистских, которые придерживались радикальной диктатуры. Краснощеков привлек к работе в ДВР не только эсеров, но и меньшевиков. Однако большевики до поры до времени закрывали на это глаза. ДВР имела собственную народно-революционную армию (НРА). Главнокомандующим НРА был латыш Генрих Эйхе — двоюродный брат видного большевика Роберта Эйхе.
Москва признала ДВР в качестве независимой республики через месяц после провозглашения. Была даже создана конституция ДВР, провозглашавшая ее демократическим государством, и проведены выборы в Учредительное собрание, на которых большинство получили, разумеется, большевики.
ДВР была провозглашена на тех же землях, на которых атаманом Семеновым была провозглашена Российская восточная окраина. Вскоре начались переговоры между ДВР и японцами. Поскольку ДВР по всем признакам была независимой республикой, хоть и связанной с большевиками, получалось, что японские части находятся в том числе и на ее территории. Японцы согласились начать переговоры, но требовали, чтобы в них в качестве равноправного участника были задействованы и представители Российской восточной окраины (к слову, семеновцы значительно больше красных опасались чехов, которые к тому моменту придерживались скорее пробольшевистских позиций и конфликтовали с белыми).
ДВР в границах наибольшей территории (Забайкалье,Приамурье, Приморье и северный Сахалин)
ДВР же отказывалась вести переговоры с семеновцами и требовала, чтобы японские войска покинули Забайкалье. Параллельно на японцев по дипломатическим каналам стали давить бывшие союзники, особенно американцы, которые опасались чрезмерного усиления Японии и требовали отвести войска. Японцы поначалу отказывались, но спустя два месяца согласились и покинули Забайкалье. Оставшиеся там белые войска значительно уступали в численности НРА и не могли успешно оборонять регион.
Осенью 1920 года белые части с боями отступили из Забайкалья в Маньчжурию, регион полностью перешел под контроль ДВР, ее столица была перенесена из Верхнеудинска в Читу. В Приморье, где еще сохранились остатки японских войск, было провозглашено Приамурское временное правительство, настроенное антибольшевистски. Однако ДВР считала его своей территорией, поскольку ранее там номинально существовала Приморская земская управа, объявившая о присоединении к ДВР.
Тем временем в Москве решили разошедшихся дальневосточников слегка приструнить. Краснощеков частично и сам поверил, что ДВР является независимой республикой, и проводил линию, слегка отличную от большевистской диктатуры пролетариата. Краснощекова и Эйхе, которого заподозрили в симпатиях к курсу Краснощекова, отправили в отставку. Новым главой ДВР стал большевик Матвеев — выходец из забайкальских казаков. НРА возглавил военный министр Блюхер — будущий советский маршал.
В Приморье тем временем собрались остатки Дальневосточной армии и начали наступление, захватив Хабаровск и заняв оборону на станции Волочаевка. НРА вскоре начала наступление и смогла отбить Хабаровск и Волочаевку, белые отступили во Владивосток, где еще оставались японские отряды, которых большевики боялись.
В Вашингтоне тем временем началась конференция, значительная часть которой была посвящена ситуации на Дальнем востоке. Англичан и особенно американцев очень беспокоили действия Японии — они опасались ее чрезмерного усиления за счет дальневосточных регионов и Китая, поэтому конференция превратилась в непрерывное дипломатическое давление на японцев (англичане даже расторгли союзный договор с Японией, действовавший с 1902 года) со всех сторон. В конце концов японцы вынуждены были сдаться и согласиться на требования американцев: их войска оставили несколько китайских провинций. Американцы также объяснили японцам, что любые их действия на российском Дальнем Востоке не будут ими признаны.
Японцы потянули время, но в итоге поняли, что ловить на ДВ больше нечего. В конце 1922 года они объявили об эвакуации из Владивостока. Одновременно НРА, теперь уже под руководством Уборевича, начала наступление на позиции белых войск на пути к городу. Однако, подойдя к Владивостоку, силы НРА не стали входить в город до тех пор, пока его не покинули японские части вместе с остатками белой Дальневосточной армии.
Спустя две недели ДВР объявила о вступлении в состав РСФСР. Она выполнила свою миссию и больше в ее существовании не было смысла. История независимой Дальневосточной республики, которая должна была служить буфером между РСФСР и японскими силами, закончилась. Республика просуществовала два с половиной года. Судьбы ее лидеров сложились по-разному: Краснощеков, после ДВР работавший в Промбанке, уже в 1923 году был арестован за хищения, несколько лет провел в тюрьме и был амнистирован. В 1937 году как бывший соратник Троцкого расстрелян. Такая же судьба постигла Блюхера, Эйхе и Уборевича. Матвеева репрессии не затронули, он умер уже после войны, однако значимых постов он не занимал. Председатель Совета министров ДВР большевик Никифоров некоторое время был послом в Монголии, а затем работал в системе наркомата снабжения. Репрессирован он также не был.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг