10 мая 1906 года — день рождения российского парламентаризма: начала свою работу первая Государственная дума Российской Империи.
Страна бурлила, на улицах царили революционные настроения, и новая Дума тоже получилась радикальной — даже при том, что самые радикальные партии (большевики, эсеры) бойкотировали выборы.
Парламент должен был заниматься законотворческой деятельностью — он мог принимать законы, которые затем одобряли или отклоняли верхняя палата (Государственный совет) и император. Правительственные же законы должна была одобрить Дума.
Выборы длились больше месяца. Голосование не было всеобщим и тайным, голосующих поделили на курии: землевладельческую, рабочую, крестьянскую и городскую. Каждая курия давала определенное число выборщиков. Примерно половину всех выборщиков имели крестьяне.
Большинство в первой Думе получили либеральные кадеты (176 мандатов) и умеренно левые трудовики — 102 места (их лидер Аладьин позднее стал британским офицером). Председателем Госдумы был избран кадет Муромцев.
Председатель думы Муромцев Сергей Андреевич; справа председатель кадетского клуба, князь Бебутов Давид Осипович
Только после того как Дума заработала, стало понятно, какое ядерное оружие представляет из себя парламент в стране без парламентских традиций и устоявшихся сдержек и противовесов. Депутаты играли в революцию, уйдя в глухое отрицание и отказываясь одобрять правительственные законы (из нескольких сотен законопроектов за все время работы Думы она одобрила только два). Потом парламентарии захотели политической амнистии — еще куда ни шло, это можно было обсудить, но потом господ депутатов понесло: они требовали упразднить Государственный совет (представьте, что американский Сенат требует упразднить американский Конгресс), переподчинить правительство не монарху, а Думе (вообще государственный переворот), и в конце концов вынесли правительству вотум недоверия. Парламент предлагал земельные законы один другого упоительнее: от конфискации земель у имевших «излишек» до полной отмены частной собственности на землю.
Вся работа государственной машины оказалась парализована. Дума ушла в тотальный отказ и не собиралась одобрять правительственные законы. Все это происходило в стране, еще не успокоившейся после революционных беспорядков, и только нагнетало атмосферу. Спустя 72 дня император принял решение распустить парламент (он имел на это право) под тем предлогом, что орган, созданный для успокоения населения, только разжигал дополнительные конфликты.
Апогеем отрицания стало Выборгское воззвание депутатов. Некоторые бывшие депутаты собрались в выборгской гостинице и там подписали воззвание с призывом не платить налогов, «не давать солдат» и вообще не подчиняться властям. Этих пришлось посадить под арест (на три месяца) и лишить права избираться в следующий раз.
Вскоре были назначены новые выборы, но вторая Дума оказалась даже более безумной, чем первая. С трибун орали, что век воли не видать и требовали валить легавых, один из депутатов-эсеров оказался членом шайки грабителей, депутат от Ташкента не понимал по-русски.
Вторая Дума была распущена через 102 дня. Выборы в третью уже проходили по новому законодательству, сделавшему парламент более адекватным.
Также читайте серию материалов Николая Станищука о Государственной думе Российской Империи (публикация продолжается)
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг