29 июня 1911 года был спущен на воду первый русский дредноут «Севастополь», заложенный за два года до этого вместе с аналогичным судном «Петропавловск». Это и была та самая знаменитая соха, с которой Сталин принял отсталую Россию.
Дело в том, что дредноуты были новейшими кораблями, последним писком моды на флоте. Первыми такой корабль построили британцы, назвав его «Дредноут», что впоследствии дало название целому классу кораблей, став именем нарицательным.
Немцы, решив стать мировыми гегемонами и прервать превосходство Британии на море, решились на амбициозную программу строительства флота, которая и стала одной из причин, приведших к Первой мировой войне. Британцы не собирались сидеть и смотреть, как немцы ударными темпами создают огромный флот, который будет угрожать островной империи. Шутка ли, немцы к началу войны по этой программе одних только дредноутов построили почти 20 штук.
Россия после неудачного хода русско-японской войны на море также не собиралась слишком сильно отставать. Однако географические особенности страны, а также отсутствие стремления к гегемонии на морях не требовали от России строительства огромного флота. Поэтому было решено ограничиться постройкой восьми дредноутов, которые поровну должны были быть разделены между Балтийским и Черноморским флотом.
Главной особенностью дредноутов было их чудовищное вооружение. Самый первый британский корабль имел 10 пушек калибра 305-мм. Немецкий первенец «Нассау» — 12 пушек, но калибра 280-мм. Россия стала третьей страной, начавшей строительство линкоров.
Стоит отметить, что корабли выходили такими монстрами и требовали таких усилий и средств на постройку, что их можно сравнить едва ли не с космической программой. Только представьте — огромный корабль размером почти 200 метров, огромное количество пушек самых разных калибров, 25 котлов + 10 турбин, приводивших бронированную махину в движение, более тысячи человек экипажа. На проектирование кораблей был объявлен международный конкурс, однако в итоге проект отдали Балтийскому заводу.
Разработкой проекта занимались инженеры Бубнов и Крылов. Фактически руководителем проекта был Бубнов. Этот блестящий инженер умер в Петрограде во время эпидемии тифа в 1919 году. Только вдумайтесь, каков был уровень падения России в бездну: человек, разрабатывавший сложнейший проект дредноута, через 10 лет умер от болезни, прежде практически отсутствовавшей в дореволюционных городах.
На строительство кораблей ушло 158 млн рублей золотом. Дума поначалу не желала выделять столь огромную сумму, и понадобилось немало сил, чтобы переубедить депутатов.
Российские дредноуты по своему вооружению получились даже мощнее британских. Линкоры типа «Севастополь» имели по двенадцать 305-мм пушек. Однако по своему бронированию он уступал зарубежным кораблям аналогичного класса. Это произошло из-за того, что на этапе проектирования лучше всех сумели пролоббировать свои интересы артиллеристы, имевшие наибольшее влияние на проект. Разрабатывавшиеся несколько позже дредноуты для Черноморского флота были улучшены в плане брони.
Однако с началом войны балтийские дредноуты фактически простаивали без дела в связи с особенностями хода боевых действий. Это привело к тому, что моряки на них разлагались под влиянием революционной пропаганды и позднее стали основной ударной силой революции.
Во время Кронштадтского восстания «Севастополь» перешел на сторону восставших и обстреливал верные красным береговые форты. После этого корабль переименовали в «Парижскую коммуну». Позднее он был переведен на Черноморский флот, где стал флагманом. Корабль принял участие в боевых действиях против немцев, в 1943 году ему было возвращено прежнее название, после чего был отправлен на ремонт в связи с предельным износом. В послевоенное время он был переоборудован в учебный корабль, а в середине 50-х годов списан на металлолом.
Всего с 1909 года и до революции Россия успела построить 7 дредноутов. СССР не сумел построить ни одного подобного корабля за всё время своего существования. Попытки построить несколько линейных кораблей предпринимались в конце 30-х, но безуспешно — Советам для этого не хватило ни ресурсов, ни знаний.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг