24 августа 1553 года — день установления дипломатических отношений между Россией и Англией. Во всяком случае, по легендарной (но общепринятой) версии.
В этот день английская экспедиция высадилась на берегу Двинского залива. Британская компания, отправившая три судна, искала северный путь в Китай и Индию, но один из кораблей под командованием Ричарда Ченслора из-за бури отстал и пошел по другому маршруту. Это спасло команде жизнь, поскольку два других судна неудачно зазимовали в районе нынешней Мурманской области и все моряки погибли.
Ченслор же, идя вдоль побережья, повернул на юг и в итоге к концу лета оказался в Двинском заливе, пристав к берегу неподалеку от местного монастыря. Англичанина доставили к воеводе в Холмогоры, а воевода отправил гонцов к царю.
Мореплаватель передал Ивану письмо от английского короля с предложением о торговле (король Эдуард написал несколько таких писем, на нескольких языках, на всякий случай). Идея царю понравилась, и он ответил британскому монарху, пообещав тому беспошлинную торговлю в России.
Ченслор отправился в обратный путь и добрался до дома к 1555 году. Письмо Ивана послужило основанием для создания Московской компании — британской торговой фирмы, монопольно торговавшей с Россией полтора века, до воцарения Петра.
Британский мореплаватель еще раз вернулся в Россию, чтобы подписать договор в торжественной обстановке. Иван Грозный вновь подтвердил права англичан на беспошлинную торговлю и отправил вместе с ними первого русского посла дьяка Непею с задачей найти и переманить редких специалистов.
На обратном пути англичане попали в сильный шторм, три корабля утонули, Ченслор погиб, зато русский посланник спасся и некоторое время провел в Англии, привезя оттуда двух львов — подарок Ивану Грозному от британских монархов.
Через десять лет привилегии английских купцов были подтверждены новым договором, но на этот раз Грозный выторговал для русской короны право первой закупки — англичане могли вести торговлю уже после неё.
Потом условия соглашения неоднократно менялись, но английские негоцианты имели монополию и привилегированное положение до самого воцарения Петра — тот окончательно отменил все их преимущества, но Московская компания сохранилась и продолжала действовать до XIX века.
Автор рубрики «День в истории» — Евгений Политдруг